ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЧИТИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
«УТВЕРЖДАЮ» Директор
ГПОУ «Читинский медицинский колледж»
_____________________ Н.Г. Катаева
«____» __________________ 20 ___ г.
Правила пользования
научной медицинской библиотекой
1. Общие положения
Настоящие правила разработаны в соответствии с Федеральным законом РФ «О библиотечном деле» (1994 г.), Положением об областной (краевой) научной медицинской библиотеке (Приказ Министерства здравоохранения СССР № 636 от 06.05.87 г.), Уставом ГПОУ «Читинский медицинский колледж» и предназначены для читателей библиотеки.
1.2 НМБ является структурным подразделением ЧМК, специализированной общедоступной библиотекой, которая предоставляет возможность пользования ее фондом и услугами юридическим лицам, независимо от их организационно-правовых форм и ведомств и гражданам (медицинским работникам, организаторам здравоохранения, научным работникам, преподавателям, студентам, учащимся ВУЗов и колледжей).
1.3 Основные задачи НМБ определены Уставом ГПОУ «Читинский медицинский колледж», Положением о библиотеке и заключаются в своевременном обеспечении учреждений, организаций и работников здравоохранения Забайкальского края информацией по проблемам здравоохранения и медицины.
1.4 Пользование библиотекой бесплатное. Плата устанавливается на отдельные виды дополнительных библиотечных и информационных услуг согласно Прейскуранта, утвержденного Директором ГПОУ «Читинский медицинский колледж».
При записи в библиотеку пользователь должен ознакомиться с Правилами пользования библиотекой и подтвердить обязательство об их выполнении своей подписью на читательском формуляре.
При перемене места жительства, работы, фамилии и других изменениях пользователь должен сообщить об этом в библиотеку.
2. Права и обязанности читателей библиотеки
Читатели имеют право:
- Получать полную информацию о составе библиотечных фондов через систему каталогов, электронных баз данных;
- Получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;
- Для поиска информации использовать справочно-поисковую систему «КонсультантПлюс», БД «Российская медицина», БД «МедАрт», «Кокрановскую библиотеку»; ЭК библиотеки, Интернет,
- Получать во временное пользование любой документ из библиотечных фондов;
- Получать документы или их копии по межбиблиотечному абонементу (МБА) или по системе электронной доставки документов (ЭДД) из других библиотек;
- Посещать информационно-массовые мероприятия, организуемые НМБ.
Читатель обязан:
- Бережно относиться к документам, полученным из фондов НМБ и возвращать их в установленные сроки;
- При получении литературы просматривать ее, и в случае обнаружения дефектов, сообщать об этом библиотекарю. В противном случае пользователь несет ответственность за все дефекты, обнаруженные при сдаче литературы;
- Не делать в документах пометок, подчеркиваний, не перегибать страницы, не вырезать и вырывать листы;
- Не вынимать карточки и разделители из каталогов и картотек, не делать на них пометки, не нарушать порядок их расстановки;
- Бережно относиться к имуществу библиотеки.
Читатели, ответственные за утрату или порчу изданий, обязаны заменить их такими же изданиями или копиями, или признанными библиотекой равноценными, а при невозможности замены – возместить реальную рыночную стоимость издания.
За нарушение сроков пользования литературой к читателям применяются штрафные санкции (п.1.4.).
За злостное нарушение правил пользования библиотекой лица лишаются права пользования библиотекой на сроки, установленные администрацией. Материалы о нарушении отдельными лицами настоящих правил могут направляться по месту их работы, учебы.
3. Права и обязанности библиотеки.
3.1. Библиотека обслуживает читателей в соответствии с Положением о научной медицинской библиотеке.
Библиотека обязана:
- Информировать читателей о всех видах представляемых библиотекой услуг;
- Обеспечить читателей возможностью пользоваться всеми фондами библиотеки;
- Популяризировать свои фонды и предоставляемые услуги;
- Совершенствовать библиотечное и информационно-библиографическое обслуживание читателей, внедряя инновационные технологии;
- В случае отсутствия в фондах библиотеки необходимых читателям изданий запрашивать их по межбиблиотечному абонементу из других библиотек;
- Обеспечивать высокую культуру обслуживания;
- Оказывать читателям помощь в выборе необходимых произведений печати и иных материалов, проводя устные консультации и занятия по основам библиотечно-библиографических знаний, предоставляя в их пользование каталоги, картотеки и иные формы информирования (электронные базы данных, Интернет), организуя книжные выставки, библиографические обзоры, дни информации и другие мероприятия;
- Осуществлять постоянный контроль за возвращением в библиотеку выданных книг, других произведений печати;
- Создавать и поддерживать в библиотеке комфортные условия для работы читателей.
4. Правила пользования абонементом, читальным залом, пунктами выдачи.
Для записи в библиотеку физические лица предъявляют паспорт или документ, удостоверяющий личность.
На каждого читателя при записи заполняется читательский формуляр.
Ежегодно с 1 января проводится перерегистрация читателей.
На абонементе осуществляется выдача литературы на дом на определенный срок и на определенных условиях.
При заказе литературы читатели заполняют требования на каждое издание и расписываются в формуляре за каждый экземпляр издания, полученный на абонементе. При возвращении книг и других документов расписки читателя погашаются подписью библиотекаря.
Формуляр является документом, удостоверяющим дату и факт выдачи читателю и приема библиотекарем книг и других документов.
Пользователь может получить единовременно на дом не более 5 экземпляров на срок до 15 дней. Срок пользования новыми документами повышенного спроса устанавливается библиотекой. Число документов, выдаваемых в читальном зале, не ограничено.
Редкие и ценные издания (атласы, энциклопедии, многотомные руководства), единственные экземпляры наиболее спрашиваемых изданий на дом не выдаются. Ими пользуются только в читальном зале.
Читатели могут продлять срок пользования документами лично или по телефону, если на них нет спроса со сторон других пользователей.
Если через два срока пользования документами и напоминания библиотекаря документы не возвращены, то к читателю применяются штрафные санкции.
Читатели библиотечных пунктов имеют право пользоваться абонементом и читальным залом без предъявления каких -либо документов, имеют единый читательский формуляр.