Министерство здравоохранения Забайкальского края

 

Государственное профессиональное образовательное учреждение

 

 «Читинский медицинский колледж»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

 

внеаудиторного занятия

 

Тема «Осмотр пациентов с заболеваниями внутренних органов. Основные синдромы при патологии внутренних органов»

 

ПМ.02. Медицинская помощь беременным и детям при заболеваниях, отравлениях и травмах.

 

МДК.02.01. Соматические заболевания, отравления и беременность

 

Специальность 31.02.02 Акушерское дело

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чита – 2019

 

Методическая разработка составлена на основании рабочей программы по ПМ.02. Медицинская помощь беременным и детям при заболеваниях, отравлениях и травмах.

 

 

 

Автор методической разработки:

 

Райкова М. Н., преподаватель первой квалификационной категории

 

 

 

 

 

Рассмотрена на заседании цикловой методической комиссии

 

«Акушерское дело»

 

Протокол № от «2» от 18.10. 2019г.

 

Председатель ЦМК___________Райкова М. Н.

 

 

 

 

 

Согласована:

 

Методист _________________Носкова О. В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: «Осмотр пациентов с заболеваниями внутренних органов. Основные синдромы при патологии внутренних органов».

 

Продолжительность: 2 ч. (90 минут)                                     

 

Тип занятия: урок – КВН «Пропедевтика – это наука»

 

Форма обучения: внеаудиторное занятие

 

Метод обучения: объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный); репродуктивный; проблемное изложение; частично-поисковый (эвристический); исследовательский; монологический (метод монологического изложения); диалогический (метод диалогического изложения); алгоритмический (метод алгоритмического предписания);

 

Цели занятия:

 

Педагогическая: усовершенствовать методику проведения практических занятий.

 

Учебная цель: повышение интереса студентов к изучению методов осмотра пациентов и семиотики заболеваний внутренних органов.

 

Развивающая цель: формирование умения использования полученной информации для решения практических задач, развитие способности выделять существенные признаки и свойства, связи между явлениями, развитие умений обобщать факты и делать выводы, развитие способности к нестандартному, клиническому мышлению, формирование ПК 2.1.

 

Воспитательная цель: развитие способности к командной работе, ответственного отношения к выполнению своих обязанностей, развитие интереса к самостоятельной деятельности, формирование ОК 1-9.

 

Задачи: после изучения материала студент должен знать:

 

-                   формы и методы субъективного и объективного обследования пациентов с заболеваниями внутренних органов;

 

-                   принципы проведения пальпации, перкуссии, аускультации, их диагностическое значение;

 

-                   методы дополнительного обследования: инструментальные и лабораторные, показания и противопоказания к их назначению, диагностическое значение;

 

-                   синдромы поражения внутренних органов.

 

уметь:

 

-                   проводить осмотр пациентов по органам и системам;

 

-                   назначать дополнительные лабораторные и инструментальные обследования;

 

-                   интерпретировать данные осмотра и дополнительных методов обследования;

 

-                   выявлять синдромы поражения внутренних органов.

 

Межпредметные и внутрипредметные связи:

 

Межпредметные связи: ОП.02 «Анатомия и физиология человека», ОП. 03 «Основы патологии»

 

Внутрипредметные связи: темы №№ 11-33

 

Задания для самостоятельной работы студентов: выполнить задания согласно методической разработке внеаудиторной самостоятельной работы по подготовке к КВН.

 

Рекомендуемая  литература:

 

1.                  «Внутренние болезни» Н. И. Федюкович 2010г. Стр. 3-81

 

2.                  «Терапия» Т. В. Отвагина 2008г. Стр. 3-43, 92-95, 113, 175-181, 210- 215, 235-240, 294, 321-324.

 

3.                  Учебно-методическое пособие «Пропидевтика внутренних болезней. Часть 1. Пульмонология» ГОУ ВПО ЧГМА 2017 г. Горбунов В. В.

 

4.                  Учебно-методическое пособие «Пропидевтика внутренних болезней. Часть 2. Кардиология» ГОУ ВПО ЧГМА 2017 г. Горбунов В. В.

 

5.                  Учебно-методическое пособие «Пропидевтика внутренних болезней. Часть 3. Гастроэнтерология и нефрология» ГОУ ВПО ЧГМА 2017 г. Горбунов В. В.

 

 

 

Этапы планирования занятия

 

Этапы занятия

Содержание каждого этапа

Приложение

Примерное

время

1.

Вступительная часть занятия

·                    мотивация цели занятия

·                    оценка готовности аудитории и студентов к занятию

·                    сообщение порядка проведения занятия

·                    сообщение критериев оценки работы студентов

·                    представление жюри

1

3-5 мин.

 

2.

Основная часть игрового занятия

·                    1 конкурс «Приветствие»

- выступление команд

- объявление результатов конкурса

·                    2 конкурс «Вопрос- ответ»

- выступление команд

- объявление результатов конкурса

·                    3 конкурс «Домашнее задание»

- выступление команд

- объявление результатов конкурса

·                    4 конкурс «Четверостишие», «Группа поддержки»

- выступление команд

- объявление результатов конкурса

·                    5 конкурс «Конкурс капитанов»

- выступление команд

- объявление результатов конкурса

·                    6 конкурс «Итог»

- выступление команд

- объявление результатов конкурса

2

 

15 мин

2

15 мин

2

20 мин

2, 3,4

 

10-15 мин

2

15 мин

2

15 мин

3.

Заключительная часть занятия

·                    Обобщение, выводы

·                    Выступление жюри

 

3-5 мин

 

 

 

Итого

90

 

                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

 

 

Вступление

 

Сегодня мы собрались здесь, чтобы провести игру КВН на тему «Пропедевтика – это наука»

 

Мы начинаем КВН. Для чего? Для того чтобы  Ваши знания были шире и глубже, а интерес к изучению предмета не ослабевал.

 

В ходе конкурса командам предстоит пройти ряд испытаний, к которым они готовились в ходе самостоятельной работы, а также одно неожиданное задание. По итогам каждого конкурса будут выставляться и оглашаться результаты. По сумме баллов за всю игру будет определён победитель, который в качестве приза получит зачёт по курации пациента автоматом.

 

В ходе игры будут оцениваться эрудированность студентов в вопросах пропедевтики внутренних болезней, слаженность командной работы, творческий потенциал, оригинальность и артистизм исполнения заданий. Помимо этого предусмотрен конкурс для группы поддержки, при котором у студентов будет возможность помочь своей команде, набрав дополнительные очки.

 

Оценивать Вас будут члены нашего многоуважаемого жюри. Разрешите мне Вам их представить: …

 

Сейчас я прошу принести членов жюри клятву (Приложение 5).

 

Итак, оставьте излишнее волнение, настройтесь на продуктивную работу и интересное времяпровождение. Желаю Вам всем удачи. Начнём.

 

·                    Первый конкурс - «Приветствие». Максимальный балл за этот конкурс-  3 балла

 

Прошу команду… на сцену.

 

·                    Второй конкурс - «Вопрос - ответ» Начинает команда, набравшее максимальное количество баллов в предыдущем конкурсе. Максимальный балл соответствует количеству правильных ответов, также начисляется дополнительный балл за нестандартность вопросов.

 

·                    Третий конкурс -  «Домашнее задание». Команды должны были подготовить в произвольной интерпретации ситуацию осмотра пациента. При этом задачей противоположной команды является определение ведущего синдрома у представленного пациента. Один из участников противоположной команды может быть выбран выступающей командой  в качестве консультанта. Условием является самостоятельная работа с демонстрацией навыков осмотра. При затруднении Вы можете пригласить одного члена вашей  команды Вам в помощь, учитывая, что набранный балл в этом случае будет меньше. Максимальный балл за этот конкурс- 5

 

Итак, если задание Вам понятно, прошу команду… на сцену.

 

·                    Четвертый конкурс - «Четверостишие». Капитаны команд выбирают карточки со словами, относящимися к теме занятия. Задание заключается в том, чтобы в течение отведённого времени составить как можно больше четверостиший с использованием в каждом как минимум 2-х слов.

 

Максимальный балл за конкурс соответствует числу составленных четверостиший.

 

Время для подготовки - 10 минут.

 

·                    А пока команды готовятся, проведём конкур «Группы поддержки» (Приложение 4).

 

·                    Пятый конкурс - «Конкурс капитанов».  Команды подготовили различные задания по теме занятия. Капитаны команд становятся отдельно и самостоятельно дают ответы на вопросы противников. Подсказки со стороны других участников не допускаются и ведут к снижению балла за конкурс. Максимальный балл за  задание определяется количеством правильных ответов.

 

·                    Шестой конкурс - «Итог». Заключительный конкурс в сегодняшней игре, к которому команды также готовились заранее. Максимальный балл за задание -3 балла.

 

Прошу команду… на сцену.

 

Далее оглашаются итоговые результаты игры (Приложение 6), объявляется победитель, подводятся итоги конкурса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Название конкурса

Максимальный балл

Критерии оценивания

Выставленный балл

Номер группы, команды

«Приветствие»

3 балла

аргументированность выводов, соответствие теме, лёгкость и органичность подачи информации.

 

 

«Вопрос-ответ»

Правильный ответ оценивается в 0,5 балла (5 баллов)

 

+1 балл

 

Итого максимальный балл-6

правильность ответов

 

 

оригинальность формулировки вопросов

 

 

 

 

«Домашнее задание»

5 баллов

- соответствие теме;

- артистичность исполнения;

- достоверность;

- демонстрация навыков осмотра;

- правильность определения синдрома (оценка соперникам).

 

 

 

«Четверостишие»

По количеству составленных четверостиший

0,5 балла за каждое использованное слово, дополнительно 0, 5 баллов на каждое слово в четверостишие, свыше 2-х

 

 

Группа поддержки»

По количеству правильных ответов на вопрос

Быстрота и правильность ответа (0,5 баллов за каждый правильный ответ)

 

 

«Конкурс капитанов»

По количеству представленных вопросов/ответов (0,5 балла за вопрос) –  итого максимум 5 баллов

- соответствие теме;

- разнообразие вопросов;

-  творческое представление заданий;

- однозначность формулировок;

- правильность ответов (оценка соперникам).

 

 

«Итог»

3 балла

- показательность уровня осознания изучения дисциплины для будущего профессионального становления, стремления к дальнейшему профессиональному и личностному развитию;

- лаконичность, аргументированность, последовательность в изложении своей позиции;

- артистизм исполнения.

 

 

Дополнительные показатели

3 балла

- вовлечённость группы в работу;

- использование дополнительных атрибутов, костюмов, музыкального сопровождения.

 

 

Общая сумма баллов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

 

 

Составьте четверостишия со словами:

 

 

 

 

 

Акушерка           Пульс             Пальпация          Давление           Аускультация

 

 

 

 

 

Синдром            Диагноз               Терапия              Знания                Спирометрия

 

 

 

 

 

Сознание           Конституция        Положение          Топография         Измерение

 

 

 

 

 

Симптом             Хрипы           Осложнение             Дыхание               Положение

 

 

 

 

 

*Изменение рода и падежа допускается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

 

Задания для групп поддержки

 

После прочтения очередного вопроса желающий ответить поднимает руку, называет свою группу.

 

1.                Как называется извращение аппетита, проявляющееся в пристрастии к несъедобным продуктам? (парарексия)

 

2.                У кого оно встречается очень часто? (беременные)

 

3.                Затруднение прохождения пищи по пищеводу. (дисфагия)

 

4.                Рефлекторный акт, связанный с раздражением блуждающего нерва, проявляющийся чувством тяжести в подложечной области. (тошнота)

 

5.                Боли в животе, проявляющиеся через 0,5-1 час после еды. (ранние)

 

6.                Чёрный дегтеобразный стул. (мелена)

 

7.                Его причина. (кровотечение из верхних отделов ЖКТ)

 

8.                «лакированный» язык-признак… (В-12 дефицитной анемии)

 

9.                По какой топографической линии нижняя граница лёгких в норме на уровне 8 межреберья. (среднеподмышечной)

 

10.           По какому методу проводится глубокая пальпация живота. (Образцову-Стражеско)

 

11.           С какого отдела начинают её проводить. (сигмовидная кишка)

 

12.           Размеры печени по Курлову. (9х8х7)

 

13.           Расшифруйте аббревиатуру ФГДС.

 

14.           Содержание большого количества нейтрального жира в кале. (стеаторея)

 

15.           Болезненное мочеиспускание. (странгурия)

 

16.           Нарушение частоты мочеиспускания. (поллакиурия)

 

17.           Функция почек, характеризующаяся способностью приспосабливать свою функцию к количеству образующихся шлаков. (аккомодационная)

 

18.           Какой гормон регулирует деятельность щитовидной железы? (ТТГ)

 

19.           Количество Эр у женщин. (3,9- 4,7)

 

20.           Что выслушивается во втором межреберье справа от грудины? (аортальный клапан)

 

21.           Тип лихорадки при котором суточные колебания не превышают 1 градус. (постоянная)

 

22.           Какой тон сердца состоит из двух компонентов? (диастолический)

 

23.           Что выслушивается в 3 межреберье слева у грудины? (аортальный клапан)

 

24.           Как называется эта точка? (Боткина)

 

25.           Что вызывает сдвиг лейкоцитарной формулы влево? (повышение содержания молодых форм лейкоцитов)

 

 

 

 

 

 


 

 

Приложение 5

 

Клятва жюри

 

 Клятва зачитывается одним из членов жюри (выбранным методом открытого голосования):

 

Мы, члены жюри КВН, от имени Авиценны, Гиппократа, Парацельса и Галена клянёмся судить строго, справедливо, честно, с соблюдением всех правил соревнований. И если мы нарушим клятву, то пусть бог медицинской науки Асклепий покарает нас!

 

Всеми членами жюри произносится: Клянёмся!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 6

 

 

 

 

Название конкурса

Оценки

Номер группы или команды

«Приветствие»

 

 

«Вопрос – ответ»

 

 

«Домашнее задание»

 

 

«Четверостишие»

 

 

«Группа поддержки»

 

 

«Конкурс капитанов»

 

 

«Наши знания бесценны»

 

 

Дополнительные баллы

 

 

Общая сумма баллов