Министерство здравоохранения Забайкальского края
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Читинский медицинский колледж»
Методическая разработка
внеаудиторного занятия
Тема «Осмотр пациентов с заболеваниями внутренних органов. Основные синдромы при патологии внутренних органов»
ПМ.02. Медицинская помощь беременным и детям при заболеваниях, отравлениях и травмах.
МДК.02.01. Соматические заболевания, отравления и беременность
Специальность 31.02.02 Акушерское дело
Методическая разработка составлена на основании рабочей программы по ПМ.02. Медицинская помощь беременным и детям при заболеваниях, отравлениях и травмах.
Автор методической разработки:
Райкова М. Н., преподаватель первой квалификационной категории
Рассмотрена на заседании цикловой методической комиссии
«Акушерское дело»
Протокол № от «2» от 18.10. 2019г.
Председатель ЦМК___________Райкова М. Н.
Согласована:
Методист _________________Носкова О. В.
Тема: «Осмотр пациентов с заболеваниями внутренних органов. Основные синдромы при патологии внутренних органов».
Продолжительность: 2 ч. (90 минут)
Тип занятия: урок – КВН «Пропедевтика – это наука»
Форма обучения: внеаудиторное занятие
Метод обучения: объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный); репродуктивный; проблемное изложение; частично-поисковый (эвристический); исследовательский; монологический (метод монологического изложения); диалогический (метод диалогического изложения); алгоритмический (метод алгоритмического предписания);
Цели занятия:
Педагогическая: усовершенствовать методику проведения практических занятий.
Учебная цель: повышение интереса студентов к изучению методов осмотра пациентов и семиотики заболеваний внутренних органов.
Развивающая цель: формирование умения использования полученной информации для решения практических задач, развитие способности выделять существенные признаки и свойства, связи между явлениями, развитие умений обобщать факты и делать выводы, развитие способности к нестандартному, клиническому мышлению, формирование ПК 2.1.
Воспитательная цель: развитие способности к командной работе, ответственного отношения к выполнению своих обязанностей, развитие интереса к самостоятельной деятельности, формирование ОК 1-9.
Задачи: после изучения материала студент должен знать:
- формы и методы субъективного и объективного обследования пациентов с заболеваниями внутренних органов;
- принципы проведения пальпации, перкуссии, аускультации, их диагностическое значение;
- методы дополнительного обследования: инструментальные и лабораторные, показания и противопоказания к их назначению, диагностическое значение;
- синдромы поражения внутренних органов.
уметь:
- проводить осмотр пациентов по органам и системам;
- назначать дополнительные лабораторные и инструментальные обследования;
- интерпретировать данные осмотра и дополнительных методов обследования;
- выявлять синдромы поражения внутренних органов.
Межпредметные и внутрипредметные связи:
Межпредметные связи: ОП.02 «Анатомия и физиология человека», ОП. 03 «Основы патологии»
Внутрипредметные связи: темы №№ 11-33
Задания для самостоятельной работы студентов: выполнить задания согласно методической разработке внеаудиторной самостоятельной работы по подготовке к КВН.
Рекомендуемая литература:
1. «Внутренние болезни» Н. И. Федюкович 2010г. Стр. 3-81
2. «Терапия» Т. В. Отвагина 2008г. Стр. 3-43, 92-95, 113, 175-181, 210- 215, 235-240, 294, 321-324.
3. Учебно-методическое пособие «Пропидевтика внутренних болезней. Часть 1. Пульмонология» ГОУ ВПО ЧГМА 2017 г. Горбунов В. В.
4. Учебно-методическое пособие «Пропидевтика внутренних болезней. Часть 2. Кардиология» ГОУ ВПО ЧГМА 2017 г. Горбунов В. В.
5. Учебно-методическое пособие «Пропидевтика внутренних болезней. Часть 3. Гастроэнтерология и нефрология» ГОУ ВПО ЧГМА 2017 г. Горбунов В. В.
Этапы планирования занятия
№ |
Этапы занятия |
Содержание каждого этапа |
Приложение № |
Примерное время |
1. |
Вступительная часть занятия |
· мотивация цели занятия · оценка готовности аудитории и студентов к занятию · сообщение порядка проведения занятия · сообщение критериев оценки работы студентов · представление жюри |
1 |
3-5 мин.
|
2. |
Основная часть игрового занятия |
· 1 конкурс «Приветствие» - выступление команд - объявление результатов конкурса · 2 конкурс «Вопрос- ответ» - выступление команд - объявление результатов конкурса · 3 конкурс «Домашнее задание» - выступление команд - объявление результатов конкурса · 4 конкурс «Четверостишие», «Группа поддержки» - выступление команд - объявление результатов конкурса · 5 конкурс «Конкурс капитанов» - выступление команд - объявление результатов конкурса · 6 конкурс «Итог» - выступление команд - объявление результатов конкурса |
2
|
15 мин |
2 |
15 мин |
|||
2 |
20 мин |
|||
2, 3,4
|
10-15 мин |
|||
2 |
15 мин |
|||
2 |
15 мин |
|||
3. |
Заключительная часть занятия |
· Обобщение, выводы · Выступление жюри |
|
3-5 мин |
|
|
|
Итого |
90 |
Приложение 1
Вступление
Сегодня мы собрались здесь, чтобы провести игру КВН на тему «Пропедевтика – это наука»
Мы начинаем КВН. Для чего? Для того чтобы Ваши знания были шире и глубже, а интерес к изучению предмета не ослабевал.
В ходе конкурса командам предстоит пройти ряд испытаний, к которым они готовились в ходе самостоятельной работы, а также одно неожиданное задание. По итогам каждого конкурса будут выставляться и оглашаться результаты. По сумме баллов за всю игру будет определён победитель, который в качестве приза получит зачёт по курации пациента автоматом.
В ходе игры будут оцениваться эрудированность студентов в вопросах пропедевтики внутренних болезней, слаженность командной работы, творческий потенциал, оригинальность и артистизм исполнения заданий. Помимо этого предусмотрен конкурс для группы поддержки, при котором у студентов будет возможность помочь своей команде, набрав дополнительные очки.
Оценивать Вас будут члены нашего многоуважаемого жюри. Разрешите мне Вам их представить: …
Сейчас я прошу принести членов жюри клятву (Приложение 5).
Итак, оставьте излишнее волнение, настройтесь на продуктивную работу и интересное времяпровождение. Желаю Вам всем удачи. Начнём.
· Первый конкурс - «Приветствие». Максимальный балл за этот конкурс- 3 балла
Прошу команду… на сцену.
· Второй конкурс - «Вопрос - ответ» Начинает команда, набравшее максимальное количество баллов в предыдущем конкурсе. Максимальный балл соответствует количеству правильных ответов, также начисляется дополнительный балл за нестандартность вопросов.
· Третий конкурс - «Домашнее задание». Команды должны были подготовить в произвольной интерпретации ситуацию осмотра пациента. При этом задачей противоположной команды является определение ведущего синдрома у представленного пациента. Один из участников противоположной команды может быть выбран выступающей командой в качестве консультанта. Условием является самостоятельная работа с демонстрацией навыков осмотра. При затруднении Вы можете пригласить одного члена вашей команды Вам в помощь, учитывая, что набранный балл в этом случае будет меньше. Максимальный балл за этот конкурс- 5
Итак, если задание Вам понятно, прошу команду… на сцену.
· Четвертый конкурс - «Четверостишие». Капитаны команд выбирают карточки со словами, относящимися к теме занятия. Задание заключается в том, чтобы в течение отведённого времени составить как можно больше четверостиший с использованием в каждом как минимум 2-х слов.
Максимальный балл за конкурс соответствует числу составленных четверостиший.
Время для подготовки - 10 минут.
· А пока команды готовятся, проведём конкур «Группы поддержки» (Приложение 4).
· Пятый конкурс - «Конкурс капитанов». Команды подготовили различные задания по теме занятия. Капитаны команд становятся отдельно и самостоятельно дают ответы на вопросы противников. Подсказки со стороны других участников не допускаются и ведут к снижению балла за конкурс. Максимальный балл за задание определяется количеством правильных ответов.
· Шестой конкурс - «Итог». Заключительный конкурс в сегодняшней игре, к которому команды также готовились заранее. Максимальный балл за задание -3 балла.
Прошу команду… на сцену.
Далее оглашаются итоговые результаты игры (Приложение 6), объявляется победитель, подводятся итоги конкурса.
Приложение 2
Название конкурса |
Максимальный балл |
Критерии оценивания |
Выставленный балл |
|
Номер группы, команды |
||||
«Приветствие» |
3 балла |
аргументированность выводов, соответствие теме, лёгкость и органичность подачи информации. |
|
|
«Вопрос-ответ» |
Правильный ответ оценивается в 0,5 балла (5 баллов)
+1 балл
Итого максимальный балл-6 |
правильность ответов
оригинальность формулировки вопросов
|
|
|
«Домашнее задание» |
5 баллов |
- соответствие теме; - артистичность исполнения; - достоверность; - демонстрация навыков осмотра; - правильность определения синдрома (оценка соперникам).
|
|
|
«Четверостишие» |
По количеству составленных четверостиший |
0,5 балла за каждое использованное слово, дополнительно 0, 5 баллов на каждое слово в четверостишие, свыше 2-х |
|
|
Группа поддержки» |
По количеству правильных ответов на вопрос |
Быстрота и правильность ответа (0,5 баллов за каждый правильный ответ) |
|
|
«Конкурс капитанов» |
По количеству представленных вопросов/ответов (0,5 балла за вопрос) – итого максимум 5 баллов |
- соответствие теме; - разнообразие вопросов; - творческое представление заданий; - однозначность формулировок; - правильность ответов (оценка соперникам). |
|
|
«Итог» |
3 балла |
- показательность уровня осознания изучения дисциплины для будущего профессионального становления, стремления к дальнейшему профессиональному и личностному развитию; - лаконичность, аргументированность, последовательность в изложении своей позиции; - артистизм исполнения. |
|
|
Дополнительные показатели |
3 балла |
- вовлечённость группы в работу; - использование дополнительных атрибутов, костюмов, музыкального сопровождения. |
|
|
Общая сумма баллов |
|
|
|
|
Приложение 3
Составьте четверостишия со словами:
Акушерка Пульс Пальпация Давление Аускультация
Синдром Диагноз Терапия Знания Спирометрия
Сознание Конституция Положение Топография Измерение
Симптом Хрипы Осложнение Дыхание Положение
*Изменение рода и падежа допускается.
Приложение 4
Задания для групп поддержки
После прочтения очередного вопроса желающий ответить поднимает руку, называет свою группу.
1. Как называется извращение аппетита, проявляющееся в пристрастии к несъедобным продуктам? (парарексия)
2. У кого оно встречается очень часто? (беременные)
3. Затруднение прохождения пищи по пищеводу. (дисфагия)
4. Рефлекторный акт, связанный с раздражением блуждающего нерва, проявляющийся чувством тяжести в подложечной области. (тошнота)
5. Боли в животе, проявляющиеся через 0,5-1 час после еды. (ранние)
6. Чёрный дегтеобразный стул. (мелена)
7. Его причина. (кровотечение из верхних отделов ЖКТ)
8. «лакированный» язык-признак… (В-12 дефицитной анемии)
9. По какой топографической линии нижняя граница лёгких в норме на уровне 8 межреберья. (среднеподмышечной)
10. По какому методу проводится глубокая пальпация живота. (Образцову-Стражеско)
11. С какого отдела начинают её проводить. (сигмовидная кишка)
12. Размеры печени по Курлову. (9х8х7)
13. Расшифруйте аббревиатуру ФГДС.
14. Содержание большого количества нейтрального жира в кале. (стеаторея)
15. Болезненное мочеиспускание. (странгурия)
16. Нарушение частоты мочеиспускания. (поллакиурия)
17. Функция почек, характеризующаяся способностью приспосабливать свою функцию к количеству образующихся шлаков. (аккомодационная)
18. Какой гормон регулирует деятельность щитовидной железы? (ТТГ)
19. Количество Эр у женщин. (3,9- 4,7)
20. Что выслушивается во втором межреберье справа от грудины? (аортальный клапан)
21. Тип лихорадки при котором суточные колебания не превышают 1 градус. (постоянная)
22. Какой тон сердца состоит из двух компонентов? (диастолический)
23. Что выслушивается в 3 межреберье слева у грудины? (аортальный клапан)
24. Как называется эта точка? (Боткина)
25. Что вызывает сдвиг лейкоцитарной формулы влево? (повышение содержания молодых форм лейкоцитов)
Приложение 5
Клятва жюри
Клятва зачитывается одним из членов жюри (выбранным методом открытого голосования):
Мы, члены жюри КВН, от имени Авиценны, Гиппократа, Парацельса и Галена клянёмся судить строго, справедливо, честно, с соблюдением всех правил соревнований. И если мы нарушим клятву, то пусть бог медицинской науки Асклепий покарает нас!
Всеми членами жюри произносится: Клянёмся!
Приложение 6
Название конкурса |
Оценки |
|
Номер группы или команды |
||
«Приветствие» |
|
|
«Вопрос – ответ» |
|
|
«Домашнее задание» |
|
|
«Четверостишие» |
|
|
«Группа поддержки» |
|
|
«Конкурс капитанов» |
|
|
«Наши знания бесценны» |
|
|
Дополнительные баллы |
|
|
Общая сумма баллов |
|
|