Министерство здравоохранения Забайкальского края

 

Государственное профессиональное образовательное учреждение

 

«Читинский медицинский колледж»

 

 

 

 

 

 

 

Согласовано:

 

Заместитель директора по ВР

 

__________Воложанина С.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

 

открытого классного часа

 

 

 

Тема: «Финансы вокруг нас»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чита 2022

 

 

 

Автор методической разработки:

 

Климова Л.Ю., методист ГПОУ «ЧМК»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наше финансовое состояние не зависти

 

от наших доходов – оно зависит от того,

 

насколько грамотно мы расходуем наши деньги.

 

С. Гуриев

 

Ректор Российской экономической школы

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

 

 

Изменения, произошедшие за последние десятилетия в экономике, а также политике России, не оставили россиянам выбора – чтобы нормально жить в новых условиях, им пришлось волей-неволей овладевать азами финансовой грамотности. Сегодня быть финансово грамотным стало необходимостью практически для каждого члена общества, чтобы уметь правильно оценивать ситуацию на рынке, получая от этого выгоду, принимая правильные решения.

 

Основы финансовой грамотности не изучаются в школах, не преподаются в колледжах кроме профильных. В некоторых учреждениях наблюдаются робкие попытки вводить такой предмет, однако, подобное явление массового распространения не получило. Разноплановые программы в регионах, связанные с повышением финансовой грамотности населения, значительных результатов не дают. Поэтому имеет смысл задуматься, как решить данную проблему, занимаясь самостоятельно.

 

Тема: «Финансы вокруг нас»

 

Цель: Сформировать общий кругозор студентов в области финансовой науки и финансовой грамотности. Провести параллели и обобщающие показатели в развитии экономического потенциала страны и финансовой стабильностью каждого отдельного гражданина и финансов домохозяйств. 

 

Задачи:

 

·      Выявить у студентов уровень информированности о финансах и финансовой грамотности.

 

·       Пропаганда финансовой грамотности, как основного инструмента воздействия для формирования экономически образованной личности.

 

·       Познакомить студентов с основными финансовыми показателями, инструментами, институтами.

 

·      Развить умения работать в группе, принимать финансово грамотные и обдуманные решения, понимать и принимать ответственность за принятые предложения, выражать свои взгляды, вести дискуссию.   

 

          

 

   Использование технологий:

 

·           Информационно-коммуникационная

 

·           Развивающая

 

             Место проведения: Учебная - аудитория

 

             Участники: Студенты, куратор (ведущий)

 

             Время проведения: 45 минут.

 

 Оснащение:

 

             1. Оборудование для просмотра презентации и видео ролика.

 

             2. Раздаточный материал. (информационные схемы и таблицы).

 

            Содержание классного часа:

 

1.      Просмотр видео «Финансовая грамотность. Первые шаги»– 5 мин.

 

2.      Вступительное слово ведущего – педагога - 5 мин.

 

3.      Просмотр презентации – 5 мин.

 

4.      Разговор – дискуссия по просмотренному видео и презентации – 10 мин.

 

5.      Практическая работа. Составление семейного бюджета – 10минут.

 

6.      Обсуждение и работа над ошибками при составление семейного бюджета – 5 минут.

 

7.      Заключение и выводы. -5 мин.

 

            Структура и ход классного часа:

 

1.      Просмотр видео – Финансовая грамотность. Первые шаги за 5 мин.

 

https//wwwyoutube.com

 

2.      Вступительное слово ведущего (преподаватель - куратор) –4 мин.

 

     Что такое финансы? Что вы вкладываете в это понятие? (предполагаемые ответы: деньги, кредит, государственная политика, экономические отношения и т.д).

 

     Финансы в российской научной и учебной литературе определяются, как совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Здесь важно понимать структуру финансовой системы государства. Структура состоит из централизованных финансов (государственный бюджет, государственный кредит, внебюджетные фонды, финансовый рынок) и децентрализованных финансов (финансы хозяйствующих субъектов и финансы домохозяйств (семья)).     

 

      Мы с вами должны понять и разобраться, в сущности, финансов домохозяйств т.е. наших с вами финансов. Что такое финансовые потоки семьи, семейный бюджет, доходы и расходы домохозяйств, эффективное использование денежных ресурсов.

 

 

 

 

 

Просмотр презентации. «Бюджет семьи» - 5 мин.

 

Опорные понятия: Бюджет семьи. Доход – расход. Обязательные платежи. Подоходный налог Кредит. Баланс.

 

3.         Разговор – дискуссия, решение ситуационных задач по просмотренному видео, (Приложение 1.) – 10 мин.

 

Преподаватель рассказывает об основах финансовой грамотности, об основных финансовых показателях. О значении грамотного управления денежными потоками в семье, для достижения оптимального соотношения прихода и расхода в семейном бюджете и не допущение финансового банкротства.

 

В ходе рассказа обсуждаются со студентами следующие вопросы:

 

1.         Что такое финансы?

 

2.         Что такое бюджет? (в чем отличие государственного бюджета от семейного)?

 

3.         Каковы основные источники доходной части семейного бюджета?

 

4.         Статьи расходов семейного бюджета?

 

5.         Назовите основные финансовые инструменты?

 

6.         Назовите и охарактеризуйте основные финансовые институты?

 

7.         Что такое кредит? В чем отличие кредита от займа? Виды кредитов?

 

8.         Что такое процентная ставка, простой и сложный процент (аннуитет)?

 

9.         Назовите понятие инвестиций. Какие виды инвестиций вам знакомы?

 

10.     Как правильно понимать понятие ликвидности и финансовой устойчивости?

 

4.         Практическая работа. Составление семейного бюджета – 10 мин.

 

Примерная таблица доходов и расходов семейного бюджета.

 

Таблица 1

 

Апрель 2022 г.

План

Факт

Отклонение

ДОХОДЫ:

Муж

Основная ЗП.

 

 

 

Дополнительная

 

 

 

Жена

Основная ЗП.

 

 

 

Дополнительная

 

 

 

Другие источники

Помощь родителей

 

 

 

Проценты по депозиту

 

 

 

ИТОГО ДОХОДОВ.

 

 

 

 

РАСХОДЫ:

 

 

 

 

Обязательные

Питание

 

 

 

Коммунальные платежи

 

 

 

Образование

 

 

 

Транспорт

 

 

 

Кредит

 

 

 

Необязательные

Досуг

 

 

 

Подарки (день рождения сёстры)

 

 

 

Одежда

 

 

 

Цель:

ОТПУСК

 

 

 

ИТОГО РАСХОДОВ.

 

 

 

 

ЭКОНОМИЯ/УБЫТОК

 

 

 

 

 

 

 

5.      Обсуждение и работа над ошибками по составлению семейного бюджета -    5 мин.  

 

Таблица несет в себе функциональную нагрузку - навести порядок и все структурировать в личных финансах. Дает понимание, об основных источниках дохода, на что уходят деньги, где получится с экономить. 

 

Данная таблица это все во лишь пример. Вы можете использовать различные собственные варианты, электронные ресурсы, банковские и инвестиционные калькуляторы. 

 

6.      Заключение и выводы. – 5 минут.

 

Подводя итоги нашего классного часа. Хотелось бы узнать, насколько полезна была полученная вами сегодня информация? Поделитесь, пожалуйста своими впечатлениями. Согласны ли вы с тем, что финансовая грамотность необходима современному человеку? Будете ли применять полученные знания?

 

Закончим наш классный час словами русского поэта и прозаика Игоря Мироновича Губермана:

 

«На высокие наши стремления, на душевные наши нюансы, на туманные духа томления - очень грубо влияют финансы.»

 

7.      Источники информации:

 

Основная литература:

 

1.      Ковалев В.В. Корпоративные финансы и учет. Понятие, алгоритмы, показатели/ Учебное пособие. – М.: Проспект, 2020г.

 

2.      Гандапас Р., Дубинский Э. Достаток, Управляй деньгами, чтобы они не управляли тобой/ Учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2020г.

 

  Интернет-ресурсы:

 

1.      http://bagryancev.com/finance

 

2.      http://wwwyoutube.com

 

3.      http://dni-fg.ru

 

4.      https://ru.wikipedia.org

 

Приложение 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Ответы на вопросы:

 

1.      Что такое финансы?

 

Финансы в российской научной и учебной литературе определяются, как совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных (государственные) и децентрализованных (предприятия, домохозяйства) фондов денежных средств.

 

2.         Что такое бюджет? (в чем отличие государственного бюджета от семейного)?

 

Бюджет — финансовый план определённого субъекта, устанавливаемый на определённый период времени, обычно на один год. Смета доходов и расходов государства, предприятия или отдельного лица на определённый срок. Различия в том, что
государственный бюджет рассчитан на обеспечение целой страны, а
семейный - на обеспечение одной семьи. Государственный бюджет,
несомненно, более крупный в денежном выражении, чем семейный.

 

3.         Каковы основные источники доходной части семейного бюджета?

 

Источниками доходов семьи могут быть: заработная плата и премии, доходы от предпринимательской деятельности, доходы от собственности и от сбережений, трансферты, наследство, подарки и т. п.

 

4.         Статьи расходов семейного бюджета?

 

Это продукты питания, жилье (аренда, коммунальные услуги), транспорт, одежда (необходимая и быстроизнашивающаяся), товары для дома и для здоровья (необходимые), выплаты по кредитам, счетам и страховки, сбережения в резервный фонд семьи.

 

5.         Назовите основные финансовые инструменты?

 

Банковские карты (дебетовые, кредитные), ценные бумаги (акции, облигации, векселя, чеки и т.д.), драгоценные металлы (платина, золото, серебро)?

 

6.         Назовите основные финансовые институты?

 

Коммерческий банк (универсальные и специализированные) коммерческий банк, инвестиционный банк, ипотечный банк. Небанковская кредитная организация: ломбард, кредитное товарищество. Инвестиционные институты: инвестиционная компания и инвестиционный фонд, фондовая биржа,

 

7.         Что такое кредит? В чем отличие кредита от займа? Виды кредитов?

 

Кредит – предоставление банком или кредитной организацией денег заемщику в размере и на условиях, предусмотренных кредитным договором, по которому заемщик обязан возвратить полученную сумму и уплатить проценты по ней.

 

Кредит выдается только под проценты, займ может быть беспроцентным.   Кредиты регулируются законами и актами Центробанка, займы - только законами. Для кредита всегда составляется письменный договор, для займа он не обязателен Кредит выдается только в денежной форме, займ - в денежной или имущественной.

 

Потребительский кредит, ипотечный кредит, лизинговый кредит, государственный кредит, международный кредит и т.д.

 

8.         Что такое процентная ставка, простой и сложный процент (аннуитет)?

 

Чаще всего ставка фигурирует в кредитном договоре и финансовом соглашении. При подписании такого документа заёмщик берёт перед кредитором обязательства по выплате конкретной суммы. Она определяется как отношение процентных денег, выплачиваемых за фиксированный отрезок времени, к величине ссуды. Называется ставкой, считается в процентах.

 

Способы начисления процентов бывают разными и зависят от условий контракта. Ставки могут применяться в одной и той же начальной сумме на протяжении всего периода кредитования или к сумме с начисленными в предыдущем периоде процентами.

 

Первый вариант расчётов называется простой процентной ставкой, второй — сложной. Простая ставка действует в отношении одной и той же первоначальной суммы долга на протяжении всего срока, т. е. исходная база (денежная сумма) всегда одна и та же (без учёта последовательного её погашения). Такой способ начисления используется в потребительском кредитовании.

 

Сложная применяется к наращенной сумме кредита, т. е. к сумме, возросшей на величину процентов, начисленных за предыдущий период. Поэтому исходная база постоянно растёт.

 

Аннуитет или финансовая рента — график погашения финансового инструмента. Выплаты по аннуитету осуществляются равными суммами через равные промежутки времени. 

 

9.         Назовите понятие инвестиций. Какие виды инвестиций вам знакомы?

 

Инвестиции — это вложение денежных средств для получения дохода или сохранения капитала. Различают финансовые инвестиции (покупка ценных бумаг) и реальные (инвестиции в промышленность, строительство и так далее)
         10. Как правильно понимать понятие ликвидности и финансовой устойчивости?

 

Ликвидность – это возможность стремительно продать активы по высокой стоимости. Финансовой устойчивостью называют определенное состояние счетов предприятия, которое гарантирует его стабильную платежеспособность.