Министерство Здравоохранения Забайкальского края

                           Государственное профессиональное образовательное учреждения

            «Читинский медицинский колледж»

 

 

 

 

 

 

 

               Методические рекомендации

                по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов

            по ПМ. 03 Санитарно-гигиеническое просвещение в области профилактики стоматологических заболеваний

МДК 03.01. Стоматологическое просвещение

МДК 03.02 Общественное здоровье и здравоохранение

МДК 03.03 Правовое обеспечение профессиональной деятельности

Раздел:  I, II, III, IV

Специальность 31.02.06 Стоматология профилактическая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     Чита - 2017

Методические рекомендации предназначены для студентов ГПОУ «Читинский медицинский колледж» по специальности Стоматология профилактическая, базовый  уровень среднего профессионального образования

 

Организация - разработчик: ГПОУ  «Читинский медицинский колледж»

 

Разработчики:

преподаватель  высшей квалификационной  категории  Брусенская Е.В. преподаватель высшей квалификационной категории Семёнова Ц.Ж., преподаватель высшей квалификационной категории Бурдинская С.В.

 

 

Рассмотрено и одобрено

ЦМК «Стоматология»

Протокол № 7 от 10.03.17

Председатель: Брусенская Е.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….4

1.      Тематический план…………………………………………………………..………6

2.       Раздел I Самостоятельная работа № 1 ……………………………… …………..12

3.      Самостоятельная работа 2 …………………………………………………………12

4.       Самостоятельная работа 3…………………………………………………………13

5.       Раздел II Самостоятельная работа № 1…………………………………………...14

6.       Самостоятельная работа № 2…………………………...…………………………14

7.      Самостоятельная работа № 3…...……………………………………………….....15

8.       Раздел III Самостоятельная работа № 1………………………………………… .15

9.      Самостоятельная работа № 2...………………………………………………….....16

10.  Раздел IV Самостоятельная работа №1…..…………………………………….....17

11.  Самостоятельная работа №2……..…………………………………………….......17

12.   Самостоятельная работа № 3…….………………………………………………..18

13.   Самостоятельная работа № 4….…………………………………………………..18

14.  Приложение 1……………………………………………………………………….20

15.  Приложение 2……………………………………………………………………….32

16.  Приложение 3……………………………………………………………………….35

17.  Приложение 4……………………………………………………………………….40

18.  Приложение 5……………………………………………………………………….43

19.  Приложение 6……………………………………………………………………….45

20.  Приложение 7……………………………………………………………………….48

 

 

 

 

 

 

 


 

Введение

Профессиональный модуль  ПМ.03 Санитарно-гигиеническое просвещение в области профилактики стоматологических заболеваний предполагает формирование у студентов профессиональных и общих компетенций, необходимых для проведения вида работ в рамках профессии, квалифицированной обработки и анализа данных, с дальнейшим принятием решений на основе полученных в ходе обработки результатов.

Цель внеаудиторной самостоятельной работы подразумевает:

·                     обобщение, систематизацию, закрепление, углубление и расширения полученных знаний и умений в рамках профессионального модуля ПМ.03 Санитарно-гигиеническое просвещение в области профилактики стоматологических заболеваний формирование умений поиска и использования информации, необходимой для эффективного выполнения заданий;

·                    формирование исследовательских умений, самостоятельности профессионального мышления: способности к профессиональному и личностному развитию, самообразованию и самореализации в рамках профессии.

Формирование ПК:

·                    ПК 3.1. Проводить мероприятия по стоматологическому просвещению населения.

·                    ПК 3.2. Консультировать работников школьно-дошкольных образовательных учреждений и семью по вопросам профилактики основных стоматологических заболеваний.

·                    ПК 3.3. Оценивать эффективность мероприятий по стоматологическому просвещению.

·                    ПК 3.4. Формировать мотивацию к здоровому образу жизни.

Формирование ОК:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Рабочая программа профессионального модуля предполагает самостоятельное изучение материала с использованием методических рекомендаций, где пошагово даются рекомендации  по выполнению заданий.

В рамках  профессионального модуля студенты должны выполнить весь запланированный объём часов, отведённых на самостоятельную работу.

Чтобы работа была понятной, интересной и результативной  цикловая методическая комиссия стоматология предлагает методические рекомендации в помощь студентам  специальности 31.02.06 стоматология профилактическая.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематический план организации внеаудиторной и аудиторной самостоятельной работы студентов по программе профессионального модуля по ПМ.03 Санитарно-гигиеническое просвещение в области профилактики стоматологических заболеваний МДК.03.01 Стоматологическое просвещение, МДК 03.02 Общественное здоровье и здравоохранение, МДК 03.03 Правовое обеспечение профессиональной деятельности.

Раздел I  Роль стоматологического просвещения в профилактики стоматологических заболеваний

Раздел II Консультирование работников до школьно - школьных образовательных учреждений и семьи по вопросам профилактики стоматологических заболеваний

Раздел III Оценка эффективности мероприятий по стоматологическому просвещению

Раздел IV Формирование мотивации к здоровому образу жизни

 

Специальность - Стоматология профилактическая.

Программа полготовки специалистов среднего звена:

№ п/п

Наименование раздела/темы программы

 

Кол-во часов на выполнение задания

 

Вид самостоятельной работы

Форма организации самостоятельной работы/ Вид самостоятельной работы

Задание

 

Форма контроля

Раздел I. Роль стоматологического просвещения в профилактики стоматологических заболеваний

МДК.03.01 Стоматологическое просвещение

1.

Тема 1.2 Стоматологическое просвещение среди беременных и родителей детей раннего возраста

10 ч.

Практическое занятие№1.

Составление памяток для беременных и родителей детей раннего возраста

1. Подобрать и изучить дополнительную литературу.

2. Изучить инструкцию по созданию памяток.

3. Оформить памятку.

4. Представить памятку на практическом занятии.

Устный и письменный.

2.

Тема 1.3 Стоматологическое просвещение среди детей различного возраста и их родителей. Гигиеническое воспитание населения.

10 ч.

Практическое занятие № 2.

Составление алгоритмов проведения «Уроков здоровья».

1.Изучить

Литературу.

2. Изучить инструкцию по составлению алгоритмов.

3. Составить алгоритм.

Письменный

3.

Тема 1.4 Стоматологическое просвещение среди различных групп взрослого населения.

10 ч.

Практическое занятие № 4.

Составление планов бесед и лекций для различных групп взрослого населения.

 

1.Изучить

Литературу.

2. Изучить инструкцию по составлению плана.

3. Составить план.

Устный и письменныйконтроль.

Раздел II Консультирование работников до школьно-школьных образовательных учреждений и семьи по вопросам профилактики стоматологических заболеваний

МДК.03.03 Правовое обеспечение профессиональной деятельности

4.

Тема 2.6 Права, обязанности и социальная защита медицинских и фармацевтических работников (ФЗ РФ № 322)

Тема 2.7 Особенности правового и этического регулирования отдельных видов медицинской деятельности

 

12 ч.

Практическое занятие №1.

Создание мультимедийных презентаций по темам: «Права пациентов», «Права и обязанности лечебных учреждений.

Написание рефератов по темам: «Права пациентов», «Права и обязанности лечебных учреждений».

1. Изучить основную и дополнительную литературу.

2. Изучить инструкцию по созданию презентации.

3. Представить презентацию.

1. Изучить основную и дополнительную литературу.

2. Изучить инструкцию по написанию реферата.

3. Представить реферат на практическом занятии.

Устный и письменный  контроль

5.

Тема 2.15 Правонарушения в медицине. Виды и формы юридической ответственности. Дисциплинарная ответственность.

10 ч.

Практическое занятие№ 2.

Создание мультимедийной презентации по теме: «Правонарушения в медицинской деятельности»

1. Изучить основную и дополнительную литературу.

2. Изучить инструкцию по созданию презентации.

3. Представить презентацию.

 

Устный   контроль.

6.

Тема 2.3 Консультирование работников до школьно-школьных образовательных учреждений и семьи по вопросам профилактики стоматологических заболеваний

8 ч.

Практическое занятие№9.

Подготовка санитарных бюллетеней по темам: «Кариес зубов», «Профилактика зубочелюстных аномалий и деформаций».

1.Изучить основную и дополнительную

литературу.

2. Изучить инструкцию по оформлению санитарных бюллетеней.

3. Представить бюллетень.

Устный и письменный  контроль

Раздел III Оценка эффективности мероприятий по стоматологическому просвещению

7.

Тема 3.1 Анкетирование населения

12 ч.

Практическое занятие №12.

Написание реферата  по теме: «Анкетирование беременных и родителей детей раннего возраста».

1. Изучить основную и дополнительную литературу.

2. Изучить инструкцию по написанию реферата.

3. Представить реферат на практическом занятии.

Устный и письменный  контроль.

 

8.

Тема 3.2

Оценка эффективности стоматологического просвещения.

11 ч.

Практическое занятие№16.

Создание мультимедийной презентации по теме: «Антенатальная профилактика стоматологических заболеваний – основа стоматологического здоровья ребёнка», «Мотивация родителей к раннему уходу за полостью рта детей».

1.Изучить

содержание лекций, дополнительной литературы, профессиональных сайтов.

2. Изучить инструкцию по написанию реферата.

3. Оформить и представить реферат.

Устный и письменный  контроль.

 

Раздел IV Формирование мотивации к здоровому образу жизни

МДК.03.02 Общественное здоровье и здравоохранение

 

9.

Тема 4.2 Система охраны здоровья населения России

10 ч.

Практическое занятие № 4.

Написание реферата по теме: «Состояние здоровья населения России»

1.Изучить

основную и дополнительную литературу.

2. Изучить инструкцию по написанию реферата.

3. Оформить и представить реферат.

Устный и письменный.

 

10.

Тема 4.3 Организация социально-гигиенического мониторинга

10 ч.

Практическое занятие № 6.

Написание реферата по теме: «История развития, организации и проведения мониторинга».

1.Изучить

основную и дополнительную литературу.

2. Изучить инструкцию по написанию реферата.

3. Оформить и представить реферат.

Устный и письменный.

 

11.

Тема 4.6 Индикаторы общественного здоровья.

10 ч.

Практическое занятие № 12.

Написание реферата по теме: «Параметры общественного здоровья».

1.Изучить

основную и дополнительную литературу.

2. Изучить инструкцию по написанию реферата.

3. Оформить и представить реферат.

Устный и письменный.

 

12.

 Тема 4.7 Индикаторные показатели, характеризующие состояние факторов среды обитания.

11 ч.

Практическое занятие № 13.

Составление алгоритма проведения мониторинга.

1.Изучить

основную и дополнительную литературу.

2. Изучить инструкцию по составлению алгоритма.

3. Оформить и представить алгоритм.

Устный и письменный.

 

Итого:

124 ч.

 

 

                     


Раздел I  Роль стоматологического просвещения в профилактики стоматологических заболеваний

 

МДК.03.01 Стоматологическое просвещение

 

Самостоятельная работа 1.

 

Тема 1.2 Стоматологическое просвещение среди беременных и родителей детей раннего возраста.

 

Практическое занятие №  1. Стоматологическое просвещение среди беременных и родителей детей раннего возраста.

 

Цель: составление и представление памяток для  беременных и родителей детей раннего возраста.

 

Задачи:

 

1.      Подобрать и изучить основную и  дополнительную литературу.

 

2.      Изучить инструкцию по написанию памяток.

 

3.      Оформить памятку.

 

4.      Представить памятку на практическом занятии.

 

Задание – оформите памятку по стоматологическому просвещению беременных и родителей детей раннего возраста.

 

Алгоритм выполнения задания:

 

1.             Изучите основную, дополнительную литературу и содержание профессиональных интернет сайтов (Приложение 2).

 

2.             Ознакомьтесь с инструкцией по написанию  памятки (Приложение 5).

 

3.             Оформите памятку.

 

4.             Проведите контроль качества работы (Приложение 5).

 

5.             Представьте памятку на практическом занятии.

 

 

 

Самостоятельная работа 2

 

Тема 1.3 Стоматологическое просвещение среди детей разного возраста и их родителей. Гигиеническое воспитание населения.

 

Практическое занятие № 2. Организация и проведение гигиенического воспитания в детских дошкольных учреждениях, школах (с детьми младшего, среднего и старшего школьного возраста).

 

Цель: составление алгоритмов проведения «Уроков здоровья».

 

Задачи:

 

1.      Изучить основную и дополнительную литературу, содержание лекций.

 

2.      Заполнить схему алгоритма.

 

3.      Оценить качество работы.

 

4.      Представить алгоритм на практическом занятии.

 

Задание – заполните схему алгоритма.

 

Алгоритм выполнения задания:

 

1.      Изучите основную и дополнительную литературу, содержание лекций (Приложение 2).

 

2.      Заполните схему. Приложение 4.

 

3.      Проведите контроль качества выполненной работы,  опираясь на критерии оценки (Приложение 4).

 

 

 

Самостоятельная работа 3

 

Тема 1.4 Стоматологическое просвещение среди различных групп взрослого населения.

 

Практическое занятие № 4. Санитарное просвещение среди взрослого населения.

 

Цель: составление планов бесед и лекций для стоматологического просвещения различных групп  взрослого населения.

 

Задачи:

 

1.    Изучить основную и дополнительную литературу.

 

2.    Ознакомиться  с инструкцией по составлению плана беседы, лекции.

 

3.    Оформить  план лекции, беседы.

 

4.    Представить  план на практическом занятии.

 

Задание – составьте план лекции по стоматологическому просвещению взрослого населения.

 

Алгоритм выполнения задания:

 

1.      Изучите основную и дополнительную литературу (Приложение 2).

 

2.      Выберите тему для просвещения.

 

3.      Изучите инструкцию по составлению плана (Приложение 7).

 

4.      Составьте план на черновике.

 

5.      Оцените качество работы.

 

6.      Оформите план с помощью компьютера.

 

 

 

Раздел II Консультирование работников до школьно-школьных образовательных учреждений и семьи по вопросам профилактики стоматологических заболеваний

 

МДК. 03.03 Правовое обеспечение профессиональной деятельности

 

Самостоятельная работа 1

 

Тема 2.6 Права, обязанности и социальная защита медицинских и фармацевтических работников  (ФЗ № 322)

 

Тема 2.7 Особенности правового и этического регулирования отдельных видов медицинской деятельности.

 

Практическое занятие № 1. Законодательство РФ о правах и обязанностях граждан в сфере охраны здоровья. Права, обязанности и социальная защита медицинских и фармацевтических работников.

 

Цель: написание и представление реферата.

 

Задачи:

 

1.      Изучить основную и дополнительную литературу.

 

2.      Написать и оформить реферат согласно стандарту.

 

3.      Представить реферат на занятии.

 

Задание – оформите и представьте реферат по одной из предложенных тем: «Права пациентов», «Права и обязанности лечебных учреждений».

 

Алгоритм выполнения задания:

 

1.      Изучите основную, дополнительную литературу и содержание профессиональных интернет сайтов (Приложение 2).

 

2.      Ознакомьтесь с инструкцией по написанию реферата (Приложение 1).

 

3.      Оформите реферат в печатный документ в соответствии с требованиями стандарта (Приложение 1).

 

4.      Проведите контроль качества работы (Приложение 1).

 

5.      Представьте реферат на практическом занятии.

 

 

 

Самостоятельная работа 2

 

Тема 2.15 Правонарушения в медицине. Виды и формы юридической ответственности. Дисциплинарная ответственность.

 

Практическое занятие № 2. Виды правонарушений, юридическая ответственность медицинских работников лечебно-профилактических учреждений.

 

Цель: оформление презентации по соответствующей тематике.

 

Задачи:

 

1.      Изучить основную и дополнительную литературу.

 

2.      Изучить инструкцию по оформлению презентации.

 

3.      Представить презентацию на практическом занятии.

 

Задание – оформите и представьте презентационную работу по теме: «Правонарушения в медицинской деятельности».

 

 Алгоритм выполнения задания:

 

1. Изучите основную, дополнительную литературу.

 

2. Ознакомьтесь с инструкцией по оформлению презентации (Приложение 3).

 

3.Оформите презентацию.

 

4. Проведите контроль качества работы (Приложение 3).

 

5. Представьте презентацию на практическом занятии.

 

 

 

МДК.03.01 Стоматологическое просвещение.

 

Самостоятельная работа 3

 

Тема 2.3 Консультирование работников до школьно - школьных образовательных учреждений и семьи по вопросам профилактики основных стоматологических заболеваний.

 

Практическое занятие № 9. Профилактика основных стоматологических заболеваний.

 

Цель: подготовка санитарных бюллетеней по темам: «Кариес зубов», «Профилактика зубочелюстных аномалий и деформаций».

 

Задачи:

 

1.    Изучить правило подготовки санитарных бюллетеней.

 

2.    Оформить бюллетень.

 

Задание – оформите санитарный бюллетень по одной из предложенных тем:  «Кариес зубов», «Профилактика зубочелюстных аномалий и деформаций».

 

Алгоритм выполнения задания:

 

1.      Изучите правило подготовки и оформления санитарных бюллетеней (Приложение 6).

 

2.      Оформите санитарный бюллетень с помощью компьютерной графики.

 

Раздел 3. Оценка эффективности мероприятий по стоматологическому просвещению.

 

МДК.03.01 Стоматологическое просвещение

 

Самостоятельная работа 1.

 

Тема 3.1 Анкетирование населения

 

Практическое занятие № 12.  Организация и проведение анкетирования среди различных групп населения.

 

Цель: написание и представление реферата по предложенной тематике.

 

Задачи:

 

1.      Изучить инструкцию по написанию реферата.

 

2.      Оформить и представить реферат.

 

Задание – оформите и представьте реферат по теме: «Анкетирование беременных и родителей детей раннего возраста».

 

Алгоритм выполнения задания:

 

1.      Изучите основную, дополнительную литературу и содержание профессиональных интернет сайтов (Приложение 2).

 

2.  Ознакомьтесь с инструкцией по написанию реферата (Приложение 1).

 

3. Оформите реферат в печатный документ в соответствии с требованиями стандарта (приложение 1).

 

4. Проведите контроль качества работы (Приложение 1).

 

5. Представьте реферат на практическом занятии.

 

 

 

Самостоятельна работа 2

 

Тема 3.2 Оценка эффективности стоматологического просвещения.

 

Практическое занятие № 16. Оценка показателей стоматологического статуса пациентов в динамике.

 

Цель: оформление презентации по соответствующей тематике.

 

Задачи:

 

1.      Изучить основную и дополнительную литературу.

 

2.      Изучить инструкцию по оформлению презентации.

 

3.      Представить презентацию на практическом занятии.

 

Задание – оформите и представьте презентационную работу по одной из предложенных те: Антенатальная профилактика стоматологических заболеваний – основа стоматологического здоровья ребёнка, «Мотивация родителей к раннему уходу за полостью рта детей».

 

 Алгоритм выполнения задания:

 

1. Изучите основную, дополнительную литературу, видеоролик по теме – Обучение детей дошкольного и младшего школьного возраста на сайте gigienist.ru.

 

2. Ознакомьтесь с инструкцией по оформлению презентации (Приложение 3).

 

3.Оформите презентацию.

 

4. Проведите контроль качества работы (Приложение 3).

 

5. Представьте презентацию на практическом занятии.

 

 

 

Раздел 4 Формирование мотивации к здоровому образу жизни.

 

Самостоятельна работа 1

 

Тема 4.2 Система охраны здоровья населения РФ.

 

Практическое занятие № 4. Основы современного менеджмента в здравоохранении. Методы и функции менеджмента.

 

Цель: написание и представление реферата по предложенной тематике.

 

Задачи:

 

1.      Изучить инструкцию по написанию реферата.

 

2.      Оформить и представить реферат.

 

Задание – оформите и представьте реферат по теме: «Состояние здоровья населения России».

 

Алгоритм выполнения задания:

 

1.      Изучите основную, дополнительную литературу и содержание профессиональных интернет сайтов (Приложение 2).

 

2.      Ознакомьтесь с инструкцией по написанию реферата (Приложение 1).

 

3.       Оформите реферат в печатный документ в соответствии с требованиями стандарта (Приложение 1).

 

4.      Проведите контроль качества работы (Приложение 1).

 

5.       Представьте реферат на практическом занятии.

 

 

 

Самостоятельная работа 2

 

Тема 4.3 Организация социально-гигиенического мониторинга.

 

Практическое занятие № 6. Изучение нормативной документации по организации и проведению мониторинга: приказ № 385 «Об организации работы по социально-гигиеническому мониторингу», Постановление правительства РФ №60 «Об утверждении положения о проведении социально-гигиенического мониторинга».

 

Цель: написание и представление реферата по предложенной тематике.

 

Задачи:

 

1.                  Изучить инструкцию по написанию реферата.

 

2.                  Оформить и представить реферат.

 

Задание – оформите и представьте реферат по теме: «История развития, организация и проведение мониторинга».

 

Алгоритм выполнения задания:

 

1.                  Изучите основную, дополнительную литературу и содержание профессиональных интернет сайтов (Приложение 2).

 

2. Ознакомьтесь с инструкцией по написанию реферата (Приложение 1).

 

3. Оформите реферат в печатный документ в соответствии с требованиями стандарта (Приложение 1).

 

4. Проведите контроль качества работы (Приложение 1).

 

5. Представьте реферат на практическом занятии.

 

 

 

Самостоятельная работа 3

 

Тема 4.6 Индикаторы общественного здоровья

 

Практическое занятие № 12. Мониторинг социально значимых заболеваний. Изучение нормативной документации.  Анализ и оценка.

 

Цель: написание и представление реферата по предложенной тематике.

 

Задачи:

 

1.                  Изучить инструкцию по написанию реферата.

 

2.                  Оформить и представить реферат.

 

Задание – оформите и представьте реферат по теме: «Параметры общественного здоровья».

 

Алгоритм выполнения задания:

 

1.      Изучите основную, дополнительную литературу и содержание профессиональных интернет сайтов (Приложение 2).

 

2.  Ознакомьтесь с инструкцией по написанию реферата (Приложение 1).

 

3. Оформите реферат в печатный документ в соответствии с требованиями стандарта (Приложение 1).

 

4. Проведите контроль качества работы (Приложение 1).

 

5. Представьте реферат на практическом занятии.

 

 

 

Самостоятельная работа 4.

 

Тема 4.7 Индикаторные показатели характеризующие состояние факторов среды обитания.

 

Практическое занятие № 13. Мониторинг среды обитания. Составление алгоритма проведения мониторинга.

 

Цель: составление алгоритма  проведения мониторинга.

 

Задачи:

 

1.      Изучить основную и дополнительную литературу, содержание лекций (Приложение 2).

 

2.      Заполните схему алгоритма. Приложение 4.

 

3.      Оценить качество работы. Приложение 4.

 

4.      Представить алгоритм на практическом занятии.

 

Задание – заполните схему алгоритма. Приложение….

 

Алгоритм выполнения задания:

 

1.      Изучите основную и дополнительную литературу, содержание лекций.

 

2.      Заполните схему алгоритма. Приложение 4.

 

3.      Проведите контроль качества выполненной работы опираясь на критерии оценки (Приложение 4).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Реферат — письменная работа объемом 10-18 печатных страниц, выполняемая студентом в течение длительного срока (от одной недели до месяца).
Реферат (от лат. referrer — докладывать, сообщать) — краткое точное изложение сущности какого-либо вопроса, темы на основе одной или нескольких книг, монографий или других первоисточников.

 

 

Реферат?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При выборе темы определите проблему, которая вас увлекает, интересует.

 

Посоветуйтесь с преподавателем. Более опытные люди дадут ценный совет!

                                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                      ШАГ 1

 

 

Выберите тему реферата

 

Не бойтесь поменять тему, если вас что - либо не устраивает! Помните – лучше потратить больше времени, но результат будет КАЧЕСТВЕННЫМ!

 

Ответьте на вопрос, сможете ли вы высказать собственное мнение по данной  теме…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изучите литературу (журналы, монографии, сайты в интернете). ПОМНИТЕ! Необходимо использовать только профессиональные ресурсы, источников должно быть не менее 5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проведите исследование

                                                            ШАГ 2

 

 

 

 

 

 

 

Делайте ксерокопии, выделяйте маркером важную для вас информацию, оставляйте пометки!!!!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Посоветуйтесь с преподавателем, наставником!!!

 

Цель – определяет конечный результат вашей работы!

                                                                                                        

 

 

 

 

 

Сформулируйте цель  реферата

                                                              ШАГ 3

 

 

 

 

                                                                 

 

 

 

 

 

 

 

                  

 

 

Задачи – это действия, направленные на достижение вами поставленной цели работы…

 

 

 

                     

 

 

Посоветуйтесь с преподавателем, наставником!!!

                                                            

 

 

                                                         

 

 

Определите задачи

                                                                 ШАГ 4

 

 

 

 

                                                                

 

 

 

 

Выполняйте поставленные вами задачи последовательно!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Излагайте мысли в порядке их важности! Самые важные мысли раскройте максимально широко!

                                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используйте метод интеллект карт

 

 

 

 

Заложите структуру оформления реферата принятую в ГОУ СПО «ЧМК» в черновик своего реферата.

 

                                                                                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составьте план реферата

                                                                           ШАГ 5

 

 

 

 

 

 

 

Обозначьте важные мысли, разделы и подразделы.

 

Напишите план в формате списка. Не забудьте обозначить источники, имеющие отношение к каждому из элементов списка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                          

 

 

 

 

 

                                                      

 

 

Начните написание с текстовой части в последовательности удобной для вас (она не всегда совпадает с планом).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аргументируйте каждую позицию, изложенную в плане

 

Изложение материала должно идти  гладко, мысль не должна  резко перескакивать с одного предмета на другой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Напишите введение. Введение реферата отражает его заключение. Начните его с обозначения общей проблемы и постепенно сведите  к вопросам, которые разбираются в подготовленной вами работе. Избегайте исопльзования точных формулировок, приведенных в выводах.

 

 

 

Напишите  реферат

                               ШАГ 6

 

 

 

 

 

 

 

Оформите реферат согласно стандарту.

 

                                 

 

 

 

 

 

 

                                   

 

 

Сформулируйте вывод, к которому вы пришли, изучив имеющиеся материалы. В выводе реферата должен содержаться ясный ответ на вопрос, обозначенный в заглавии.

 

 

Еще раз внимательно просмотрите реферат. Вы наверняка заметите еще несколько оплошностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Распечатайте финальную версию реферата

                   ШАГ 7

 

 

 

 

 

Проверьте,  как располагаются заголовки и подзаголовки, достаточно ли заметно выделены основные мысли. Соблюдены ли требования по размеру полей и шрифту во всем тексте? Нет ли опечаток или непонятных значков? Все ли нормально? Только после этого отправляйте свой реферат в печать.

 

 

 

 

 

 

                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                             

 

 

 

ПОМНИТЕ!

 

Первое что увидят в написанном реферате — это насколько он правильно оформлен и грамотно ли написан (с точки зрения логики и правописания). Попросите постороннего человека прочитать его, подчеркивая ошибки, непонятные моменты, утверждения, требующие дополнительной аргументации. В крайнем случае, постарайтесь абстрагироваться и прочитать свой реферат глазами другого человека.

 

Оставьте свою работу не менее чем на три дня, и только после этого начните ее вычитывать.

 

Не игнорируйте замечания других людей, даже если исправления требуют дополнительных усилий.

 

Заранее выделите время на редактирование реферата и внесение поправок.

 

Далее обратите внимание  на стандарты к структуре реферата и рекомендации по оформлению документа.

 

ЖЕЛАЕМ  УДАЧИ!

 

 

 

Структура реферата

 

 Объем реферата обычно составляет 7-25 страниц.  Реферат состоит из следующих частей:

 

- титульный лист;

 

- оглавление (содержание), план;

 

- введение;

 

- основная часть;

 

- заключение;

 

- список использованной литературы;

 

- приложение.

 

Рассмотрим каждую из частей.

 

Титульный лист.     Оформлять титульный лист нужно предельно внимательно, чтобы не было опечаток.  «Лицо» реферата должно быть безукоризненным. Номер страницы на титульном листе не ставится (см. Приложение 1).

 

Оглавление (содержание) к реферату содержит перечень глав, подглав и номера страниц к ним. Часто вместо оглавления требуют написать план (см. Приложение 2).

 

Введение. Оно может состоять из одного абзаца. А может занимать страницу-полторы. Главная его цель – ввести читателя в суть проблемы. Во введении обосновывается выбор темы (чем она важна), её актуальность. Если изначально написать введение не получилось, это можно сделать после написания заключения, когда все мысли систематизированы и получили окончательное оформление.

 

Основная часть. Перед тем как  приступить к написанию основной части, необходимо определиться с названиями глав. Далее следует выстроить цепочку изложения, чтобы не нарушить последовательности мыслей и не отступить от заданной темы. В основной части реферата нужно изложить основные концепции, изложенные в источниках. Обязательно ссылайтесь на автора, если используете цитаты. При цитировании оформляются ссылки. Сноски указываются кратко в квадратных скобках: номер источника в списке литературы и выходную страницу цитаты (4,с.56), поэтому уточнить их оформление лучше заранее.

 

Заключение. В заключении в краткой форме приводятся общие выводы по главной теме, а также излагается собственный взгляд на проблему и её решение.

 

Список использованной литературы (библиография) – это систематизированной составление списка использованных источников. Иными словами, те сведения, по которым даже посторонний человек сможет отыскать  конкретную книгу. Список составляется на последней странице реферата в алфавитном порядке и имеет четкие правила.

 

Книги оформляются так:

 

№ п/п  Автор(ы). Заглавие. – Место издания: Издательство, год издания.

 

Периодика:

 

№ п/п Автор(ы) Заглавие. Название журнала(газеты). – Год. - Номер журнала(статьи) .- Номер страницы статьи.

 

    Теперь, когда реферат написан, внимательно перечитайте его два-три раза и убедитесь, что логика изложения не нарушена. Если вы ничего не упустили и правильно оформили свою работу – будьте уверены, ваши старания не останутся без внимания, и реферат будет оценен на «отлично»!

 

    

 

Рефераты  оцениваются по следующим основным критериям:

 

         актуальность содержания, высокий теоретический уровень, глубина и полнота анализа факторов, явлений, процессов, относящихся к теме;

 

         информационная насыщенность, новизна, оригинальность изложения материала;

 

         простота и доходчивость изложения;

 

         структурная организованность, логичность, грамматическая правильность и стилистическая выразительность;

 

         анализ и оценка различных точек зрения по данной проблеме, наличие собственного отношения;

 

         убедительность, аргументированность и практическая значимость предложений и выводов, сделанных в реферате;

 

         учет профиля  специальности;

 

         правильное оформление текста работы и библиографического списка;

 

         в случае устного доклада - ораторское мастерство, умение уложиться в отведенное время;

 

 оценивается наличие мультимедийной презентации, подготовленной согласно установленным в колледже правилам.

 

Рекомендации по оформлению реферата

 

     При оформлении текста реферата необходимо руководствоваться следующими положениями:

 

·         Реферат оформляется на листах формата А4 (210х297мм) со следующими параметрами страниц:

 

- верхнее поле – 20 мм;

 

- нижнее поле – 20 мм;

 

- левое поле – 30 мм;

 

- правое поле – 15 мм;

 

·         Абзацный отступ по всему тексту устанавливается 1,25 мм;

 

·         Страницы нумеруются арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту; порядковый номер страницы проставляется в нижнем колонтитуле справа;

 

·         Отсчет страниц начинают с первого листа (титульного), но нумерация проставляется со второй страницы, после титульного листа;

 

·         Для основного текста используется гарнитура шрифта Times New Roman, размер шрифта 14 пт  (допускается размер шрифта 12 пт), в таблицах допускается использование шрифта 10 пт.

 

·         Каждый раздел, подраздел, пункт и подпункт должен начинаться с красной строки;

 

·         Межстрочный интервал – полуторный.

 

·         Текст должен быть выровнен по ширине;

 

·         Заголовки глав, а также слова «Введение», «Заключение», «Список литературы» следует располагать слева без точки в конце, выделять полужирным шрифтом.

 

·         Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания, применяя шрифты разной гарнитуры (но не злоупотреблять).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Государственное образовательное учреждение

 

среднего профессионального образования

 

«Читинский медицинский колледж»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

Тема «………..»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   Выполнил

 

                                                                               студент  группы …………..

 

                                            Ф.И.О.

 

 

 

                                               Проверил

 

                                                       преподаватель

 

                                                                                              Ф.И.О.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чита – 2016

 

Содержание

 

 

 

1.  Введение………………………………………………………………………3

 

2.Общие черты компьютерной зависимости…………………………………...4

 

3. Зависимость от компьютерных игр………………………………………......5

 

4. Интернет-зависимость………………………………………………………...7

 

5. Заключение…………………………………………………………………… .9

 

6.Литература ………………………………………………………………….....10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Критерии самооценки качества выполненной работы (реферат).

 

Рефератпосле распечатки финальной версии реферата постарайтесь самостоятельно проверить,   в полном ли объёме выполнены рекомендации пошаговой инструкции к написанию работы.

 

Реферат оценивают по следующим основным критериям:

 

         актуальность содержания, высокий теоретический уровень, глубина и полнота анализа факторов, явлений, процессов, относящихся к теме;

 

         информационная насыщенность, новизна, оригинальность изложения материала;

 

         простота и доходчивость изложения;

 

         структурная организованность, логичность, грамматическая правильность и стилистическая выразительность;

 

         анализ и оценка различных точек зрения по данной проблеме, наличие собственного отношения;

 

         убедительность, аргументированность и практическая значимость предложений и выводов, сделанных в реферате;

 

         учет профиля  специальности;

 

         правильное оформление текста работы и библиографического списка;

 

         в случае устного доклада - ораторское мастерство, умение уложиться в отведенное время;

 

 оценивается наличие мультимедийной презентации, подготовленной согласно установленным в колледже правилам.

 

 

 

 

 

Рекомендации оформлены следующим образом (           ) . Если Вы провели и оформили работу в соответствии с представленными требованиями в полном объёме, можно претендовать на оценку – «хорошо» или «отлично».

 

 

Граница между «хорошо» и «отлично» - определяется непосредственно преподавателем, учитываются вопросы актуальности темы, широты и полноты охвата, а также новизны и практической значимости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  2 

 

Основная литература:

 

1.      Боровский Е.В. Кариес зубов // М., «Медицина», 2016.- 176 с.

 

2.       Кузьмина Э.М. Профилактика стоматологических заболеваний. Учебное пособие, издательство «Поли Медиа Пресс» 2018 год. С. 216.

 

3.      Улитовский С.Б. Энциклопедия профилактической стоматологии. – СПб, 2019. – 184 с.

 

4.      Орехова Л.Ю. Стоматология профилактическая. – М.,2016. – 272 с.

 

5.      Леонтьев В.К., Пахомов Г.Н. Профилактика стоматологических заболеваний. – М., 2016.- 416 с.

 

6.      Муравянникова Ж.Г. Стоматологические заболевания и их профилактика. –Ростов на Дону, 2016.- 448 с.

 

7.      Леус П.А. Профилактическая коммунальная стоматология. – М.,2018.- 445 с.

 

8.      Кузьмина Э.М. Гигиенист стоматологический. Учебник, Москва 2018 г.

 

9.      Улитовский С.Б. Гигиена при зубном протезировании – М.,2016.

 

10.  Конституция Российской федерации (отдельное издание) М.: Кодекс, 2015.

 

11.  Гражданский кодекс РФ с изм. на 2016 г. (ГК РФ).

 

12.  Трудовой кодекс РФ с изм. на 2016 г. (ТК РФ).

 

13.  Семейный кодекс РФ, М.: Кодекс, 2015 г.

 

14.  Уголовный кодекс РФ с изм. на 2016 г.

 

15.  Кодекс об административных правонарушениях РФ с изм. на 2016 г.

 

16.  «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» - ФЗ от 21.11.2011 №323-ФЗ – Действ. В посл. ред. от 29.12.2015 № 389-ФЗ, 408-ФЗ. с  изм. и доп., вступ. в силу от 01.01.2016;

 

17.  «Об обязательном медицинском страховании в РФ» ФЗ от 28.06.91 г. №1499-1, от 29.11.2011 г. №326-ФЗ (в ред. От 30.12.2015 г.) с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016 г.;

 

18.  «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. №2300-1, (в ред. от 13.07.2015 г.) №233-ФЗ;

 

19.  «О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» ФЗ от 30.03.1995 г. №38-ФЗ (в ред. от 31.12.2014), с изм. от 12.03.2015 г.;

 

20.  «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании» ФЗ от 02.07.1992г. №3185-ФЗ – Действ. посл. ред. от  28.11.2015 № 358-ФЗ;

 

21.  « О санитарном благополучии населения» ФЗ от 30.03.1999 №52-ФЗ (в ред. от  28.11.2015г. с дополнениями);

 

22.  «Об обращении лекарственных средств» ФЗ от 12.04.2010 г. №61-ФЗ. (Действ. послед. ред. от 29.12.2015г. №389-ФЗ;

 

23.  «О наркосредствах и психотропных веществах» ФЗ 08.01.1998 г.№ 3-ФЗ Действ. в послед. ред. 29.12.2015 г.;

 

24.  «О государственно-частном партнёрстве в РФ (в т.ч. медицине)» - ФЗ от 13.07.2015 г. №224-ФЗ – Действ. послед. ред. 29.12.2015 г. №391-ФЗ;

 

25.  «О развитии малого и среднего бизнеса в РФ» - ФЗ от 24.07.2007 №209-ФЗ (ред. от 29.12.2015);

 

26.  «О ветеранах ФЗ – в ред. ФЗ от 02.01.2000г. №4-ФЗ (С изменениями на 23.05.2016), гл. 2-я Социальная поддержка ветеранов (ст.12-24);

 

27.  «О трансплантации органов и (или) тканей человека» ФЗ от 22.11.1992г. №4180-01 ФЗ (в ред. от 29.11.2007г. №279-ФЗ);

 

28.  Акопов В.И. Правовое регулирование профессиональной деятельности медперсонала: учеб. пособие / В.И. Акопов. –  Изд.3-е- Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 322 с. – (Среднее медицинское образование);

 

29.  Акопов В.И. Медицинское право: современное здравоохранение и право граждан на охрану здоровья / В.И. Акопов. –  Ростов н/Д: Феникс, 2013. -377 с.;

 

30.  Бирлидис Г.В., Ремизов И.В., Калиниченко Е.П. Правовое обеспечение профессиональной деятельности медицинских работников: Уч. пособие под ред. И.В. Ремизова. – изд. 3-е, доп. перераб. Серия «Среднее профессиональное образование» - Ростов н/Д: Феникс, 2011. -313 с.;

 

31.  Смоленский М.Б. Основы права / М.Б. Смоленский. - Ростов н/Д: Феникс, 2014, 413 с.;

 

32.  Румынина В.В. Правовое обеспечение профессиональной деятельности. – М., Инфа, 2013. – 350 с.

 

33.  Дополнительная литература

 

1.       Васина С.А. Клинико – лабораторное обоснование применения некоторых средств и методов профилактики кариеса зубов и гингивитов у школьников. Автореф. … канд. Мед. Наук.. – М., ММСИ, 1984.- 19 с.

 

2. Двиняникова Е.Е. Программа профилактики основных стоматологических заболеваний для детей Удмуртии.// Дисс. … канд. Мед. Наук.. – М., МГМСУ, 2000.- 21 с.

 

3.       Дорошина В.Ю. Профилактика стоматологических заболеваний у беременных как основа стоматологического здоровья детей раннего возраста.// Дисс. … канд. Мед. Наук.. – М., ММСИ, 1997.- 23 с.

 

4.       Козичева Т.А. Клиническое обоснование применение средств профилактики основных стоматологических заболеваний в различных возрастных группах населения. // Дисс. … канд. Мед. Наук.. – М., ММСИ, 1999.- 17 с..

 

5.       Кузьмина Э.М. Ситуационный анализ стоматологической заболеваемости как основа планирование программ профилактики. // автореф. … докт. Мед. Наук. – М ., ММСИ, 1995. – 39 с.

 

6.       Лаптева Л.И. Комплексная медико – педагогическая программа профилактики основных стоматологических заболеваний с учетом возрастных психо – физиологических особенностей детей и подростков. // автореф…канд. Мед.наук. – М., МГМСУ, 2001.- 20 с.

 

7.       Терехова Г.Н., Попруженко Т.В. Профилактика стоматологических заболеваний.- Минск, 2004.- 526 с.

 

8.       Максимовский Ю.М. Учебное пособие. Основы профилактики стоматологических заболеваний. – М.,2005.-99 с.

 

9.       Курякина Н.В., Савельева Н.А. Стоматология профилактическая. – М.,2005. – 288 с.

 

10.   Улитовский С.Б. Гигиена полости рта в пародонтологии.-М.,2006. – 268 с.

 

11.   Пахомов Г.Н.  Первичная профилактика в стоматологии.// М., Медицина, 1982. – 240с.

 

12.   Балло А.М. Права пациентов и ответственность медицинских работников за причинённый вред / А.М.Балло, А.А. Балло. СПб.- 2011.

 

13.   Воробьёва Л.В. Медицинское право. Краткий курс лекций. Ростов н/Д: Феникс, 2014. - 171 с.;

 

14.   Иванюшкин А.Я. История и этика сестринского дела /А.Я. Иванюшкин, А.К.Хетагурова. М.,2012.

 

15.   http: // www. Rospotrebnadzor.ru / (Дата обращения 30.01.2017).

 

16.   http: // www.minzdravsoc.ru / (Дата обращения 30.01.2017).

 

17.   http: //base. consultant.ru / (Дата обращения 30.01.2017).

 

18.   http: // www.medcollegelib.ru / (Дата обращения 30.01.2017).

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

Рекомендации  по подготовке презентации в PowerPoint

 

Подготовительный этап, сбор информации:

 

·                     определите  тему Вашей работы, т.е. про что будете рассказывать;

 

·                     напишите  план работы;

 

·                     разбейте текст  на отдельные абзацы, по которым можно сделать слайды презентации;

 

·                     заранее узнайте, как будет транслироваться презентация: будет ли это компьютер или проектор, и какой монитор будет использоваться;

 

·                     сколько отводится времени  для презентации;

 

·                     когда текст  написан, разбит на слайды, можно приступать к созданию самой презентации.

 

При разработке презентации надо иметь в виду следующее:

 

·                     для выступления на практическом занятии  количество текста должно быть минимальным, т.к. подробности Вы расскажете устно;

 

·                     презентация должна соответствовать учебному стилю;

 

·                     выберите понравившийся шаблон, но помните, что для серьезных презентаций нужны шаблоны, выполненные в деловом стиле (в готовый шаблон можно вставить логотип колледжа).

 

Создание  презентации

 

Программа предложит вам выбрать структуру страниц, как будет размещен текст, иллюстрации, графики и т.д. Желательно воспользоваться этой помощью, чтобы впоследствии сэкономить время.  В большинстве случаев в презентации используют 2 фона – фон для главной страницы  и фон для всех внутренних страниц. Картинку фона лучше вставлять через «Образец слайдов», тогда новый слайд создается автоматически с нужным фоном. Также следует сделать в случае, если Вы использовали готовый шаблон. Помимо фона в «Образце слайдов» задается стиль (цвет, размер шрифта, расположение) для основного текста и заголовков.

 

Как вставить файл фона

 

В «Образце слайдов» нажимаем правую кнопку мыши и выбираем «фон – вставить – рисунок». Загружаем его и нажимаем «Применить для всех». Если для какого-то отдельного слайда нужно применить другой фон, то или здесь следует создать отдельный макет или в самой презентации на нужном кадре повторить последовательность действий, но в конце нажать «Применить для этого».

 

Наполнение презентации

 

Основная задача презентации – перевести Ваш текст  в визуальные образы, которые воспринимаются и запоминаются гораздо лучше, чем обычный текст. Не пишите текст  целиком на кадре. Нет ничего хуже, чем следить за докладчиком и читать то, что Вам и так рассказывают устно.

 

На слайдах размещают схемы, таблицы, диаграммы, графики с краткими комментариями, а уж подробно об этих объектах Вы расскажете в процессе доклада.

 

Таблицы, диаграммы можно готовить как в других программах (например, Visio), так и в Power Point. Но помните, что все составляющие элементы должны соответствовать общему стилю презентации. В программе Рowerpoint имеется достаточное количество инструментов, чтобы сделать действительно красивую презентацию: это и разнообразные фигуры, линии, цвета, можно задавать прозрачность объектов, толщину линий, тень, объем. Есть много готовых форм. Пробуйте, экспериментируйте! Но не увлекайтесь, не забывайте о правилах целостности композиции. Во всем должно быть чувство меры.

 

Не увлекайтесь клипартами, которые входят в Office. Они очень сильно «заезжены». Лучше потратить время и подыскать в фотобанках действительно интересные изображения, которые соответствуют Вашей тематике. То же самое относится к фото изображениям. Используйте их обдуманно, чтобы они несли какую-то смысловую нагрузку и соответствовали теме. Иллюстрации, как и все остальное, должны вписываться в общую композицию слайда.

 

Для текста также необходимо задать стиль. Это делается в «Образце слайдов». Именно здесь можно определить шрифт (желательно выбрать Aril, Verdana, Times, Tahoma) чтобы не было проблем с показом презентации на других носителях, задать размер, отступ красной строки (если есть), интервал. Определить стили для заголовков. Необходимо также задать размещение текста на слайде. Текстовую информацию лучше представлять в виде списка 2-3 уровней. Каждый слайд должен быть закончен по смыслу.

 

Не перегружайте слайд информацией, если уж так получилось, что все, что хотели, не удается разместить на одном слайде – разделите на 2 и более слайдов, но предложения и смысл должны быть законченным на каждом слайде.

 

Анимация

 

Когда все элементы размещены по своим местам, созданы все слайды, приступаем к одному из самых интересных действий - «оживлению» презентации. Создаем анимацию. Ее можно использовать как для отдельных элементов слайда, так и применить к смене слайдов. Анимация позволяет акцентировать внимание на главном, привлекает внимание аудитории, нарушает монотонность речи т.д.

 

Для начала просмотрите все возможные способы анимации и выберите 2-3 наиболее понравившиеся. Но тут надо соблюдать «золотую середину» - чтобы презентация не была перегружена анимированными действиями, и чтобы не была скучна.

 

Настроек анимации также существует множество. Для смены слайдов, для отдельных элементов возможна и автоматическая настройка,  и настройка по щечку мыши. Настраивается действие «скрыть после анимации», когда объект после анимации пропадает и на его месте появляется другой. В этом случае текст, иллюстрации на кадре располагаются один поверх другого, как бы в отдельных слоях. Показав один слой и спрятав его после анимации,  появляется следующий.

 

Совет: не увлекайтесь нагромождением объектов друг на друга, иначе велика вероятность того, что в процессе работы Вы сами запутаетесь в порядке размещения нужных объектов, будь то текст, иллюстрация, таблица или ещё что-то, ведь на самом слайде вся информация отображается полностью друг над другом! Лучше, разнести информацию на несколько слайдов, но между ними сделать переход без эффектов. В этом случае у зрителя создастся ощущение, что меняется не слайд целиком, а только его содержание.

 

Обязательно определитесь, каким способом будет проходить анимация – автоматически или по щелчку мыши. При автоматическом способе  необходимо задать время, через которое будет совершено новое действие. Как правило, в презентации, которая готовится к выступлению, 80% анимации совершается по щелчку мыши, т.е. управляется докладчиком,  и 20% анимации происходит автоматически.

 

Обязательно просмотрите конечный результат Вашей работы!

 

Сохраняйте готовую презентацию в формате демонстрации!

 

Теперь самое главное - Ваше выступление

 

После того, как презентация готова, обязательно отрепетируйте свое выступление, посмотрите, укладываетесь  - ли по времени, интересен - ли материал слушателям или нет, а для этого желательно продемонстрировать свою работу кому-нибудь. Ведь, как бы ни была хороша презентация по дизайну, подбору иллюстраций и т.д., общее впечатление у слушателя сложится именно от того, как и что Вы им рассказали.

 

Подготовка аппаратуры и аудитории

 

Как уже отмечалось выше, обязательно узнайте на какой аппаратуре и в какой аудитории будет проходить Ваше выступление, каков размер экрана (т.к. градиенты, тени и полутени, полутона, разные оттенки одного цвета идеально смотрятся  на мониторе компьютера, но могут быть совершенно не видны на экране).  Размер и начертание шрифта также по разному смотрится  на мониторе и на экране. Лучше использовать «чистые» цвета – синий, красный, черный, желтый для текста и для дизайна фона, а так же максимально крупный шрифт.

 

Заранее перенесите презентацию с флеш-карты на компьютер в аудитории  перед началом защиты, проверьте  «открывается» ли она.

 

Раздаточный материал

 

Вы можете подготовить раздаточный материал. Хорошо, если это будет распечатка Вашей презентации. Распечатанную презентацию (на странице слева размещается кадр презентации, а справа остаётся место для заметок) можно раздать вначале практического занятия, чтобы Ваши  одногрупники могли делать в ней  пометки по ходу Вашей презентации с целью дальнейшего обсуждения.

 

 

 

Инструкция по подготовке к выступлению - защите презентации

 

Перед подготовкой выступления свой текст разбейте на смысловые части. В каждой части найдите предложение (их может быть несколько), в котором заключен основной смысл этой части текста. Выпишите эти предложения. Подчеркните в этих предложениях ключевые слова. Составьте план пересказа. Опираясь на план, расскажите текст. Опираясь на ключевые слова, расскажите текст. При представлении  текста рекомендуется использовать речевые клише:

 

·                Моя презентация раскрывает процесс

 

·                Обратите внимание……

 

·                Анализируя представленную работу

 

·                Я считаю

 

Эти клише помогут Вам построить связные высказывания при представлении своей работы, выражении своего отношения, своей точки зрения, мнения.

 

 

 

Инструкция  «Как правильно выступать с презентацией

 

·                    Продумайте структуру Вашей презентации.

 

·                    Будьте осторожны с выбором стиля вашей презентации.

 

·                    Презентация должна содержать введение, основную часть и заключение.

 

·                    Используйте различные виды визуальных схем, таблиц, диаграмм, рисунки и плакаты, чтобы помочь аудитории понять  Ваше сообщение.

 

·                    Сделайте свою презентацию логичной, используя связующие слова и фразы.

 

·                    Используйте язык тела, представляя презентацию. Подумайте о позе, движениях рук и мимике перед началом представления.

 

·                    Установите и поддерживайте зрительный контакт с аудиторией; говоря, будьте естественными.

 

·                    Говорить надо так, чтобы Вас было слышно в каждом углу комнаты.

 

·                    Обратите внимание на произношение, ясно сформулируйте звуки и слова.

 

·                    Попытайтесь уложиться во время.

 

·                    Старайтесь говорить без длинных пауз.

 

·                    Избегайте грамматических ошибок.

 

 

 

Оценка выполнения задания:

 

Оценка/баллы

Критерии оценки

5

Задание выполнено в полном объёме. Требования, предъявляемые к содержанию и представлению  презентации,  выдержаны полностью.  Грамматических, лексических ошибок в тексте нет.

4

Задание выполнено в полном объёме. Требования, предъявляемые к содержанию и представлению  презентации,  выдержаны полностью. Есть незначительные лексические ошибки в тесте.

3

Задание выполнено не в полном объёме. Требования, предъявляемые к содержанию и представлению  презентации,  выдержаны не полностью. Есть лексические ошибки в тексте.

2

Задание не выполнено. Правила составления презентации  не учтены. Много лексических и грамматических ошибок в тексте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  4

 

Инструкция по заполнению схемы алгоритма

 

Чтобы правильно заполнить схему алгоритма необходимо представить запланированный процесс в  виде работы.

 

У каждой работы определяется начальный этап или «ВХОД» и завершающий этап «ВЫХОД». На схеме оформлен фигурами.

 

 

   ВХОД

 

ВЫХОД

 

 

 

Временной промежуток от ВХОДА                                 до ВЫХОДА

 

представлен определённого вида действиями, совершение которых необходимо для достижения цели работы.

 

Данные действия оформляются в фигуры типа прямоугольник.

 

Для того, чтобы действие было выполнено, необходимо привлечение соответствующих ресурсов, работа осуществляется в соответствии с регламентирующими документами (законами, нормативно-правовыми актами, инструкциями, распоряжениями и т.д.), которые обязательно указываются в соответствии с теми или иными действиями процесса алгоритма, для этого используется значок.

 

 

 

Стрелки указывают на последовательность действий в процессе.

 

Принимая во внимание данные особенности заполнения алгоритма работ, заполните схемы самостоятельно и проведите оценку заполнения в соответствии с критериями оценки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заполните схему алгоритма «Проведение урока здоровья»

 

 

        УРОК?

 

МДК.03.01 Стоматологическое просвещение

 

 

 

 

 

 

           Законы, инструкции                                                        РЕСУРСЫ                     

 

 

УРОК ЗДОРОВЬЯ!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценка выполнения задания:

 

 

 

Оценка/баллы

Критерии оценки

5 (отлично)

Схема заполнена аккуратно, этапы  верные, представленные ресурсы записаны понятно и правильно.

4 (хорошо)

Схема заполнена аккуратно, этапы  верные, не в полном объёме  перечислены ресурсы (1-2 неточности).

3 (удовлетворительно)

 Схема заполнена неаккуратно, этапы верные, необходимые ресурсы с многочисленными неточностями, ошибками.

2 (неудовлетворительно)

Схема заполнена небрежно, допущены многочисленные ошибки, ответы неполные.

 

 

 

 

 

 

 

Заполните схему алгоритма «Проведение мониторинга»

 

МДК.03.02 Общественное здоровье и здравоохранение

 

 

        МОНИТОРИНГ?

 

 

 

 

 

 

 

 

           Законы, инструкции                                                           РЕСУРСЫ                     

 

 

МОНИТОРИНГпроведён!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценка выполнения задания:

 

 

 

Оценка/баллы

Критерии оценки

5 (отлично)

Схема заполнена аккуратно, этапы  верные, представленные ресурсы записаны понятно и правильно.

4 (хорошо)

Схема заполнена аккуратно, этапы  верные, не в полном объёме  перечислены ресурсы (1-2 неточности).

3 (удовлетворительно)

 Схема заполнена неаккуратно, этапы верные, необходимые ресурсы с многочисленными неточностями, ошибками.

2 (неудовлетворительно)

Схема заполнена небрежно, допущены многочисленные ошибки, ответы неполные.

 

 

 

 

 

Приложение 5

 

Инструкция по составлению памяток

 

Санитарное просвещение населения предполагает создание информационно-методических материалов для обеспечения населения необходимой информацией, адаптированной к их общему образовательному уровню. Разновидностью таких материалов являются памятки.

 

Памятка – это средство передачи информации, краткое изложение какого-либо  вопроса или проблемы, а также самые важные сведения, которыми необходимо руководствоваться в определённых жизненных ситуациях.

 

Памятку можно использовать в случае, если нет возможности непосредственного общения с населением или как дополнение к общению.

 

Памятка должна побуждать человека к действиям, направленным на профилактику заболеваний и здоровому образу жизни.

 

Памятка может включать в себя:

 

·         Факты по проблеме;

 

·         Советы;

 

·         Алгоритм действий в определённых ситуациях;

 

·         Фото, рисунки.

 

Виды памяток:

 

·         Памятка - алгоритм, в которой все предлагаемые действия жёстко фиксированы, их последовательность обязательна (например, стандартный метод чистки зубов);

 

·         Памятка – инструкция, в которой даются конкретные указания о необходимости конкретных действий (например, техника применения флоссов);

 

·         Памятка – совет, рекомендация. В ней население получает рекомендации о том, при каких условиях то или иное действие осуществляется успешно (например, использование пенки для гигиены полости рта);

 

·         Памятка – разъяснение, в которой опровергаются устоявшиеся мнения и стереотипы и утверждаются другие, основанные на более современных научных исследованиях;

 

·         Памятка – стимул провоцирует человека к раскрытию перспектив его деятельности (например, жизнь без курения и алкоголя);

 

·         Памятка – «вопрос-ответ».

 

Очень часто памятка включает в себя различные виды, в виду того, что тематика, характер аудитории,  цели и результат индивидуальны в каждом отдельном случае.

 

Рекомендации по составлению памяток

 

1.      Создавая памятку ответьте на вопрос: «Чего я хочу добиться?», «Как люди должны понять результат?», «Какие действия они должны предпринять?».

 

2.      Чётко следуйте запланированной цели.

 

3.      Помните! Памятка содержит небольшой объём информации, поэтому в тексте следует затрагивать основные наиболее важные аспекты проблемы.

 

4.      Структура памятки состоит из следующих блоков:

 

·         Заголовок – должен быть чётким, кратким, набираться большими буквами, здесь же может быть подзаголовок, указывающий для какой группы населения предназначена памятка;

 

·         Ведущий абзац должен интриговать, заставлять читать текст далее;

 

·         Средний абзац развивает понимание и оценку предмета, отвечает на все вопросы;

 

·         Заключительный абзац – даёт понять,  какие действия от читателя желательны.

 

5.      Текст памятки должен быть написан живым, понятны, доступным неспециалисту языком. Предложения краткие, набранные небольшими блоками, легко читаемыми. Шрифт должен быть крупным, разборчивым. Иллюстрации, ключевые слова, тематические строки текста должны быть простыми и ясными. Незнакомые термины должны быть разъяснены. Текст не должен содержать двусмысленных фраз.

 

6.      Не допустимы грамматические ошибки, стилистические неточности.

 

7.      Цветовая гамма должна выделять текст, чтобы он воспринимался наилучшим образом. Не следует использовать слишком яркие цвета.

 

8.      Иллюстрации, используемые в памятке, должны соответствовать излагаемому тексту.

 

9.      Материал памятки должен подбираться с расчётом на конкретную аудиторию. Внимание к той или иной информации зависит от того, насколько значимые сведения она содержит для определённой группы людей. Например, памятка, призывающая подростков не курить, должна отличаться от памятки, обращённой по этой же теме к их родителям.

 

10.  Материал памятки обязательно должен быть позитивным. Необходимо показать не только,  как плохо курить, но и преимущества здорового образа жизни.

 

11.  Текст памятки должен быть интересный и несложный. «Оживить» текст можно афоризмами, четверостишьями.

 

12.  Содержание и оформление памятки должно обязательно контролироваться более опытным специалистом в виду того, что непроверенная или поданная не той группе пользователей информация способна повлечь за собой нарушение одного из важнейших принципов медицины «Не навреди!».

 

13.  Чтобы убедиться в том, что памятка, разработанная Вами, понятна целевой аудитории, отвечает её возрастным, профессиональным и другим интересам, оказывает необходимое воздействие, целесообразно провести апробацию памятки в небольших группах. Информация, которая недостаточно хорошо запомнилась, показалась неинтересной, должна быть переработана и изменена.

 

 

 

 

 

Приложение 6

 

КАК ПОДГОТОВИТЬ И ОФОРМИТЬ САНИТАРНЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ

 

Понятие и виды

 

Санитарный бюллетень можно определить как иллюстрированную тематическую стенную газету. Он может выпускаться в лечебно-профилактических учреждениях, на предприятиях, в учебных заведениях, детских дошкольных учреждениях и т.д. Авторами санитарного бюллетеня являются медицинские работники. Санитарный бюллетень бывает типовым (разработанным по образцу) и оригинальным (единственным).

 

Правильно разработанный и оформленный санитарный бюллетень - эффективное средство пропаганды медицинских и гигиенических знаний.

 

Выбор темы

 

Санитарный бюллетень должен иметь профилактическую направленность, т.е. содержать информацию не столько о заболеваниях и их лечении, сколько о профилактике и принципах здорового образа жизни. Лишь в случаях вспышек какого-либо инфекционного заболевания можно подготовить бюллетени о предупреждении распространения инфекции. Таким образом, тематика санитарного бюллетеня должна быть актуальной, в соответствии с задачами, стоящими перед здравоохранением, а также с учетом сезонности и эпидемиологической обстановки на данной конкретной территории.

 

Содержание, как правило, строится на основе местных материалов и примеров, но иногда авторы санбюллетеня могут пользоваться готовыми текстами из газет, журналов и т.п.

 

Содержание и композиция

 

Вся содержательная часть санитарного бюллетеня должна иметь познавательное и воспитательное значение. Следовательно, прежде чем приступить к его выпуску, необходимо подумать, кому он адресован, кто и где его будет читать.

 

Санитарный бюллетень состоит из текста и изобразительных элементов, причём текстовая часть преобладает. Возможен санитарный бюллетень, состоящий только из одного текста, но ни в коем случае - из одного рисунка или иллюстраций с коротким разъясняющим текстом. Это уже не санитарный бюллетень, а плакат. Текст размещают на стандартном листе ватмана в виде колонок. Каждая статья должна иметь свой цветной подзаголовок и выделяться абзацами. Если на листе один большой текст, то он обязательно разбивается на фрагменты, каждый из которых должен быть озаглавлен соответственно содержанию.

 

Количество текста всегда следует ограничивать, избегать надписей и комментариев, не несущих информационной нагрузки.

 

Содержательная часть санитарного бюллетеня состоит из введения, основной части и заключения. Введение, или передовая статья, вводят в проблему и объясняют выбор и актуальность данной темы. Введение не имеет названия или подзаголовка. Изложение основной части может быть в виде информации, статьи, рассказа, очерка, интервью, открытого письма, а также в виде вопросов и ответов, причем каждый вопрос и каждый ответ должен иметь подпись читателя и врача (соответственно). Основная часть может также состоять из нескольких сообщений, информации или коротких зарисовок. Каждая из них должна иметь подзаголовок. В основной части раскрывается суть проблемы. В текстах можно использовать лозунги, призывы, поговорки, пословицы.

 

Содержание санбюллетеня не должно провоцировать человека на самолечение, поэтому вопросы клиники подробно не излагаются, а вопросы лечения исключаются полностью. Больному необходимо знать лишь первые признаки заболевания, чтобы он смог обратиться за квалифицированной медицинской помощью.

 

Меры профилактики, рекомендации должны быть изложены четко и конкретно. Заканчиваться содержание санитарного бюллетеня должно выводом, формирующим мотивацию читателя к определенным немедленным действиям по сохранению своего здоровья.

 

Текст

 

Текст санитарного бюллетеня должен быть доходчивым (с учётом интересов и образовательного уровня читателей) и не слишком пространным, так как это затрудняет его усвоение. Следует избегать длинных, трудночитаемых предложений, а также слэнга и непонятной медицинской терминологии.

 

Следует знать, что текст, заключенный в квадрат или круг, привлекает внимание в первую очередь и вызывает больше доверия. Он обычно делится на 4-6 столбцов шириной 12-14 см. В бюллетене должны быть выделены абзацы, а знаки препинания (восклицательный знак, многоточие, тире и т.д.) лучше использовать как можно реже. Текст не должен идти поверх иллюстрации.

 

Художественное оформление

 

Изобразительная часть, которая иллюстрирует текстовую и может состоять из рисунков, фотографий, схем, аппликаций,  готовых санитарно-просветительных материалов, занимает в санитарном бюллетене центральное место. Изобразительные элементы должны формировать зрительное пятно, то есть точку, привлекающую к себе взгляд читателя в первую очередь. Однако художественное оформление не должно быть громоздким. Если рисунков или фотографий слишком много и все они пестрые и многоцветные, то внимание читателя рассеивается, ему трудно сосредоточиться. Оптимальное соотношение изобразительных элементов и текста - примерно 2:3.

 

Необходимо наличие смысловой связи между текстом и изображением.

 

Рисунок может быть один или несколько, но один из них, основной, должен нести главную смысловую нагрузку и привлечь внимание. Иллюстрации просто для украшения в санитарном бюллетене не нужны.

 

Санитарный бюллетень - это единство текста и рисунка: они должны пояснять, дополнять друг друга, но не дублировать. Изобразительная часть вместе с текстовой не должны перегружать санитарный бюллетень, он должен "дышать", т.е. должно оставаться свободное пространство, иначе текст будет трудно читаться. Заполнять свободные зоны эмблемой Красного Креста, чашей со змеей, различными логотипами, смайликами и т.п. не рекомендуется. В то же время нельзя допускать, чтобы в санитарном бюллетене оставалось слишком много пустого пространства - нужна разумная мера его заполнения. Все элементы композиции следует размещать так, чтобы выделить смысловой центр и создать ощущение уравновешенности и гармонии.

 

Название

 

Чтобы санитарный бюллетень привлекал внимание, название лучше подобрать короткое, яркое, интригующее и не запугивающее. Оно должно выделяться крупным шрифтом и отражать его содержание. Желательно при этом не использовать название заболеваний. Например, вместо скучного «Профилактика кариеса»,  лучше написать «Последствия плохого ухода за полость рта», а вместо «Профилактика лейкоплакии», можно дать название « Чем опасно курение для слизистой оболочки полости рта» и т.д.

 

Слово «санитарный бюллетень» большими буквами на газете не пишется. Его пишут обычно мелким шрифтом в правом нижнем углу газеты, где указываются выходные данные: город, наименование учреждения, дата выпуска, фамилии, имя и отчество (полностью) и должности лиц, выпустивших санитарный бюллетень. Размеры бюллетеня обычно составляют 90х60 см.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 7

 

 

 

Инструкция

 

Как составить план лекции?

 

Форма записи в виде плана помогает восстановить в памяти содержание лекции.

 

План бывает нескольких типов: вопросный, назывной, тезисный, план – опорная схема.

 

Вопросный план. Записывается в форме вопросов к тексту; каждому информативному центру текста соответствует один вопрос. При составлении вопросного плана желательно использовать вопросительные слова, а не словосочетания с частицей ли (например, Как…, Сколько…, Почему…. и т.д., но не Есть ли….., Пришёл ли… и т.п.).

 

 

ТЕЗИС – это кратко сформулированное основное положение абзаца, текста лекции. Тезисы обычно совпадают с информативным центром абзаца. Тезисы бывают вторичными и оригинальными. Вторичные тезисы  используются с целью выделения главной информации какого-то  источника (например, учебника, научной статьи или монографии). Оригинальные тезисы пишутся как первичный текст к предстоящему выступлению на семинарском занятии, конференции или конгрессе.

 

 

 

 

Тезисный план – план из тезисов глагольного строя (например, многие специалисты считают необходимым использовать……).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Назывной план – план из тезисов номинативного строя (например, применение зубных паст без фтора).

 

План – опорная схема состоит из опор – слов и отрывков предложений, несущих небольшую смысловую нагрузку. По опорам можно легко восстановить текст выступления или доклада. Выбор опор может зависеть от особенностей памяти пишущего, его целей и задач.

 

План развёрнутого содержания составляется к диссертациям, дипломным работам, различным исследованиям.

 

Развёрнутый план подразумевает разбивку текста на блоки:

 

·         Введение – это формулирование проблемы исследования, изложение необходимых для читателя исходных данных о проблеме речи, задаче исследования, авторской проблеме пути её решения;

 

·         Основная часть – посвящена раскрытию, детализации, доказательству основных положений работы. Вначале даётся информация обзорного характера, затее – новая информация. Приводятся и объясняются сведения о результатах исследования.

 

·         Заключение (выводы) – это итоговое изложение основного концептуального содержания работы, а также краткая  формулировка главных выводов.

 

План сжатого содержания представлен заглавием работы, аннотацией и оглавлением.