Министерство здравоохранения Забайкальского края
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Читинский медицинский колледж»
Утверждаю
Заместитель директора по ВР
__________Воложанина С.В.
Методическая разработка
открытого классного часа
на тему: «Я и Закон»
Чита 2022 год
Авторы:
Богомолова Светлана Сергеевна, преподаватель высшей квалификационной категории, куратор группы СО-19-01
Рассмотрено на заседании
ЦМК «Стоматология ортопедическая»
Протокол № 6 от «10» января 2022 г.
Председатель ЦМК _____А.М. Дроздова
Пояснительная записка
Тема «Я и Закон» актуальна на сегодняшний день так как, к сожалению, не каждый молодой человек осознает о совершаемых им противоправных деяниях, которые ведут к тяжелым и трудноисправимым последствиям. Ежегодно подростками совершается более 145 тыс. преступлений, практически каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательные колонии.
Тема: «Я и закон».
Цели: Профилактика преступлений и правонарушений среди молодёжи, воспитание правового сознания учащихся;
Познакомить студентов с понятиями «проступок», «правонарушение», «преступление», «ответственность», с их значением в жизни человека.
Задачи:
· Профилактика правонарушений среди студентов;
· Пропаганда правовых знаний;
· Формирование законопослушного поведения студентов;
· Развитие у студентов чувства ответственности;
· Развитие умения работать в группе, выражать свои взгляды, вести дискуссию.
Использование технологий:
· информационно-коммуникационная;
· развивающая.
Место проведения: ул. Ленинградская, 67 (актовый зал)
Участники: студенты группы СО-19-01, куратор, заместитель директора по воспитательной работе, заведующая отделением, представитель правоохранительных органов.
Подготовительный этап проводится в течение двух рабочих дней, с целью выполнения студентами домашнего задания по подгруппам: выделить, какие права относятся к гражданским, политическим, социальным и экономическим, а также культурным.
Время проведения классного часа: 60 минут.
Оснащение:
1. Оборудование для презентации.
Используемые источники:
1. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_10699/
2. http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102027595
3. https://pikabu.ru/story/ugolovnyiy_kodeks_rf_v_kartinkakh_4265975
4. https://urok.1sept.ru/articles/619812
Хронологическая карта
№ |
Этап |
Содержание |
Приложение |
Время, мин |
1 |
Вступительное слово куратора Богомоловой Светланы Сергеевны |
Приветствие. Представление группе гостей. Объявление темы, целей и задач. |
Сценарий |
3 |
2 |
Слово заместителя директора по воспитательной работе Воложаниной С.В. |
Актуальность мероприятия |
5 |
|
3 |
Информационный блок. Разбор домашнего задания. |
Права человека.(глава 2 Конституции РФ) |
Сценарий |
8 |
4 |
Слово заведующей отделениемВеретенниковой Н.А. |
Актуальность мероприятия |
5 |
|
5 |
Информационный блок |
Нарушения. Виды ответственности. |
Сценарий |
8 |
6 |
Слово представителю правоохранительных органов. |
Актуальность темы кл.часа |
|
10 |
7 |
Разбор ситуаций |
Определите виды юридической ответственности при рассмотрении различных нарушений |
Сценарий |
6 |
8 |
Викторина |
«Закон и я» |
Сценарий |
10 |
9 |
Заключение |
Подведение итогов |
Сценарий |
5 |
|
|
|
Итого |
60 |
Сценарий и ход классного часа:
1. Вступительное слово куратора:
Приветствие. Представить группе гостей:
- Заместитель директора по воспитательной работе – Воложанина Светлана Вацлавовна;
- Социальный педагог – Бочкарникова Анна Викторовна;
- Заведующая отделением – Веретенникова Наталья Анатольевна;
- Представитель правоохранительных органов________________
Сегодня мы с Вами поговорим о наших правах и обязанностях, а также о наказаниях за правонарушения. А тема нашего классного часа звучит так: «Я и Закон».
С какими словами у вас ассоциируется слово «Закон»?_________
(предполагаемые ответы: порядок, безопасность, жизнь, правила и т.д.)
Итак, ребята, закон предполагает наличие у каждого гражданина, т.е. нас с вами Прав, Обязанностей и Ответственности.
Что же означает термин «ЗАКОН»? (Слайд)
ЗАКОН - это нормативно - правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения общественной жизни, принятый высшим органом государственной власти в установленном Конституцией порядке.
2. Слово предоставляется заместителю директора по воспитательной работе Воложаниной С.В.
Куратор. В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живём. Как он называется?
Конституция – основной закон государства. (слайд-демонстрация книги)
Кроме конституции существуют: «Конвенция о правах ребёнка», «Семейный кодекс», «Гражданский кодекс», «Трудовой кодекс», «Уголовный кодекс». (слайд-демонстрация книг УК и УПК)
Очень часто мы слышим выражение: «Не имеете права» или «Это мое право»… А хорошо ли вы знаете свои права?
В главе 2 Конституции РФ определены права и свободы человека и гражданина. На слайде мы видим, что права человека делятся на гражданские, политические, социальные и экономические, культурные (слайд).
(Домашнее задание: по подгруппам выделить, какие права относятся к гражданским, политическим, социальным и экономическим, а также культурным).
3. Информационный блок. Разбор домашнего задания.
4. Слово предоставляется заведующей отделением Веретенниковой Н.А.
5. Информационный блок
Куратор.А сейчас мы с Вами рассмотрим понятие нарушений: Вам представлено три понятия «Проступок. Правонарушение. Преступление». Знаете ли вы определения к этим понятиям? Чем они различаются между собой? (Слайды)
ПРОСТУПОК – это нарушение правил поведения; вызывающее поведение.
ПРАВОНАРУШЕНИЕ – это антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу, запрещенное законом и влекущее наказание.
ПРЕСТУПЛЕНИЕ – это серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.
Права и обязанности у нас есть, но есть и ответственность.
Какие виды ответственности вы знаете?
Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях:
1. Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление, предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок (убийство, грабѐж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство). За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.
Представьте себе ситуацию: Студент Александр, решив просто порезвиться, на глазах своих сверстников и окружающих взрослых сильно толкнул своего однокурсника Мишу. Тот, не удержавшись, упал на проезжую часть дороги и попал под колесо встречной машины. От полученных травм на вторые сутки Миша скончался в больнице. Страшная, но вполне реальная ситуация. Под какие юридические нормы попадает «шутка» Александра?
2.Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушениям относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы. Кодекс РФ «Об административных правонарушениях».
3. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.
4. Гражданско-правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.
Итак, мы с вами разобрали что же такое Закон, права и обязанности, виды нарушений и виды ответственности.
6. А сейчас слово предоставляется представителю правоохранительных органов _______________________________________
7. Разбор ситуаций
Куратор:
(Слайд) № 1. Серѐжа и Саша играли во дворе в мяч. Ребята разбили мячом окно в доме соседа. Какое правонарушение они совершили? (Административное правонарушение, штраф)
№ 2. Подростка задержали на улице в 23 часа 40 минут без сопровождения взрослых. Какое взыскание грозит его родителям? (Административное, штраф до 3-х минимальных зарплат).
№ 3. Учащиеся перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонка все ушли в спортивный зал, а Дима задержался и похитил мобильный телефон у своего однокурсника. Какое преступление он совершил? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение? (Кража, с 14 лет)
(Слайд) № 4. Рома и Петя ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих. Какие правила нарушили подростки? Какое наказание может быть за это? (некультурное поведение в общественном транспорте, с 14 лет административная ответственность и штраф)
№ 5. Рассмотрим следующую жизненную ситуацию. В каждом учебном заведении найдутся лентяи, которым не хочется учиться. Звонок в милицию «В колледже заложена бомба!». После оказалось, что это была шутка, чтобы сорвать контрольную. Как вы оцените этот поступок? Это преступление или шутка? (ребята высказываются). Конечно, «заложенная бомба» - это терроризм! Значит, представляет серьезную проблему, как у правоохранительных органов, так и для граждан. Отвлекает силы и средства органов правопорядка. Создают нервозность и панику в обществе. С какого возраста человек отвечает по всей строгости закона за подобные «шутки»? (с 14 лет). Кроме этого вы или ваши родители будут вынуждены возместить весь материальный ущерб, в связи с затратами служб, выезжавших на место происшествия. И в статье Уголовного кодекса предусматривается наказание за заведомо ложное сообщение об акте терроризма: штрафом в размере до двух сот тысяч рублей или исправительными работами на срок от одного года до 2х лет, либо арестом на срок от 3х до 6ти месяцев, либо лишение свободы на срок до 3х лет. Так что, помните, с законом шутки плохи!
Определите виды юридической ответственности при рассмотрении различных нарушений. Установите соответствие.
Виды ответственности:
А – административная ответственность.
Г – гражданско-правовая.
У – уголовная.
Д – дисциплинарная.
Виды нарушений:
1. Порвал учебник одногруппника(Г)
2. Появление на улице в нетрезвом виде (А)
3. Избил одногруппника (У)
4. Совершил кражу мобильного телефона(У)
5. Совершил прогул в колледже (Д)
6. Переходил дорогу в неположенном месте (А)
7. Разбил мячом окно (Г)
8. Нецензурно выражался в общественном месте (А).
8. Викторина «Закон, и я».
1. С какого возраста наступает уголовная ответственность для лиц, совершивших преступления?
Согласно УК РБ – с 16 лет.
2. Может ли быть привлечен к уголовной ответственности несовершеннолетний, не достигший 14-летнего возраста?
Нет.
3. Какие виды наказаний не применяются к несовершеннолетним?
Смертельная казнь и срок лишения свободы более 10 лет.
4. Какие бывают виды задержаний?
Административное – не более чем на 3 часа по подозрению в совершении административных нарушений.
Уголовно-процессуальное – до 72ч. по подозрению в совершении преступления.
5. Подлежит ли наказанию нецензурная брань в общественных местах, приставание к гражданам?
Эти действия квалифицируются, как мелкое хулиганство и за это может быть наложен штраф до 2 мин. зарплат, исправительные работы до 2 месяцев с удержанием 20 % заработной платы, арест до 15 суток.
6. Как наказывается распитие спиртных напитков в общественных местах?
Появление в пьяном виде в общественных местах, а также распитие ими спиртных напитков, влечет наложение штрафа в размере до 2 мин. зарплат.
7. Молодой человек, находясь на дискотеке, приобрел для себя наркотик. Подлежит ли наказанию его поступок?
Незаконное приобретение или хранение без цели сбыта наркотических средств в небольших количествах наказывается штрафом до 5 мин. зарплат.
8. Молодой человек повредил или уничтожил телефон-автомат, дорожные знаки. Какое наказание ему грозит?
Штраф в размере 5-10 мин. зарплат.
9. С какого возраста наступает административная ответственность?
Административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения 16 лет.
9. Подведение итогов. Рефлексия
Всегда надо помнить о том, что за совершенные поступки надо отвечать. Ребята, я считаю, что главной причиной всех правонарушений является неуважение к закону. Ни один человек в нашем обществе не может отступать от требований правовых норм. В противном случае в действие вступает уголовный кодекс РФ.
Какие условия будут работать на нас и оградят нас от противоправных действий? Социально здоровая среда, отсутствие вредных привычек, возможность получения хорошей профессии, удовлетворяющей материальные и духовные потребности.
Так давайте уважать, ценить закон на нашей земле и тогда у вас в жизни не будет проблем.
А сейчас мы выберем самого эродированного студента в знаниях Закона. (подсчитываем жетончики за правильные ответы). Вручается приз.
Всем остальным студентам вручаются памятки «Я и закон» (Приложение).
Приложение 1
Памятка «Студент и закон»
Подростковый возраст - сложный, но интересный. Вокруг много соблазнов. Важно выбрать правильный путь. С самых юных лет, подростки сталкиваются с жизненными ситуациями, где необходимо знать свои права и обязанности, понимать какие последствия влечет такое незнание, а иногда нести ответственность за нарушение чьих- то прав. Опыт показывает, что для защиты своих законных интересов подростки редко обращаются к родителям, чаще всего пытаются самостоятельно или при помощи друзей, порой весьма сомнительных, защитить свои права, иногда переоценивая свои возможности и переступая «линию дозволенного», что приводит к нарушению законности и нравственным переживаниям.
В повседневной жизни студентам следует придерживаться важных правил:
Правило 1. Права человека будут защищены, если написанные правовые нормы в государственных законодательных актах (на бумаге), соблюдаются человеком в жизненных ситуациях. Права человека реализуются только через его волю.
Правило 2. Наши права кончаются там, где начинается нарушение прав другого человека. Если сегодня мы нарушаем права более слабого, завтра найдется тот, кто нарушит наши права.
Правило 3. Каждый имеет столько прав, сколько он может и хочет иметь.
Правило 4. Прав без обязанностей не существуют. Однако кроме прав и обязанностей несовершеннолетние также несут и бремя ответственности за нарушение закона. К несовершеннолетним (не исполнилось восемнадцати лет), совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия либо им может быть назначено наказание, а при освобождении от наказания судом они могут быть также помещены в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.
Подростки могут свернуть на преступный путь по разным причинам. От банального отсутствия денег, воспитания и условий, до погони за легкими деньгами. Однако незнание закона не освобождает от ответственности, а умышленное нарушение приводит к тяжелым последствиям – отвечают перед законом за свои поступки.
Лица, достигшие ко времени совершения преступления 14-летнего возраста, подлежат уголовной ответственности: за убийство (статья 105), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (статья- 111), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (статья 112),- похищение человека (статья 126),- изнасилование (статья 131),- насильственные действия сексуального характера (статья 132),- кражу (статья 158), грабеж (статья 161), разбой (статья 162),- вымогательство (статья 163),- неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без- цели -хищения (статья 166), умышленные уничтожение или повреждение имущества при отягчающих- обстоятельствах (часть вторая статьи 167), террористический акт (статья 205),- захват заложника (статья 206),- заведомо ложное сообщение об акте терроризма (статья 207),- Участие в вооруженном формировании, не предусмотренном федеральным законом, а также участие на территории иностранного государства в вооруженном формировании, не предусмотренном законодательством данного государства: в целях, противоречащих интересам Российской Федерации (часть 2 статьи 208),- участие в преступном сообществе (преступной организации) (часть 2 статьи 210),- угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного- подвижного -состава, а равно захват такого судна или состава в целях угона (часть 1 статьи 211), хулиганство при отягчающих обстоятельствах (части вторая и третья статьи 213),- вандализм (статья 214), незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение- взрывчатых веществ или взрывных устройств (статья 222.1), незаконное изготовление взрывчатых веществ или взрывных устройств (статья- 223.1), хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и- взрывных устройств (статья 226), хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных- веществ (статья 229), приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (статья- 267) (статья 360), нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой.- Правонарушения, запрещенные Административным кодексом Российской Федерации.
К совершившим правонарушения по КоАП РФ в возрасте от 16 до 18 лет относятся: приобретение, хранение и потребление наркотических средств и психотропных- веществ, жестокое обращение с животными,- повреждение транспортных средств общего пользования,- групповые передвижения с помехами для дорожного движения, повреждение- телефонов – автоматов, распитие спиртных напитков и появление в нетрезвом виде в общественных- местах, применяются меры административного воздействия.- Также, применяются меры, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних к лицам, совершившим такие виды административных правонарушений, как: мелкое хулиганство,- нарушение правил дорожного движения,- нарушение порядка обращения с оружием,- правил пограничного режима и др.- Кроме того, комиссии по делам несовершеннолетних могут применить довольно широкий перечень мер воздействия, в том числе направить в учебно-воспитательное учреждение специального типа.