Министерство здравоохранения Забайкальского края
Государственное профессиональное образовательное учреждение
Читинский медицинский колледж
Методическая разработка
теоретического занятия
Тема: Виды и конструктивные особенности несъёмных протезов.
ПМ.02 Изготовление несъёмных протезов.
МДК.02.01 Технология изготовления несъёмных протезов.
Специальность: 31.02.05 Стоматология ортопедическая
Курс: I
Чита – 2020
Методическая разработка составлена на основании рабочей программы модуля ПМ. 02 Изготовление несъёмных протезов.
Автор методической разработки:
Богомолова С.С., преподаватель высшей категории
Рассмотрена на заседании
ЦМК «Стоматология ортопедическая»
Протокол № от « »__________2020 г.
Председатель ЦМК __________Дроздова А. М.
Согласована:
Методист ____________
Специальность: 31.02.05 Стоматология ортопедическая
Модуль с указанием раздела: ПМ.02 Изготовление несъёмных протезов. МДК.02.01 Технология изготовления несъёмных протезов.
Тема 1.1.: Виды и конструктивные особенности несъёмных протезов.
Количество часов: 2 часа.
Тип занятия: академическая лекция курса.
Форма проведения: аудиторная лекция.
Методы обучения: наглядный; словесный; видеометод; объяснительно-иллюстративный; методы, способствующие первичному усвоению учебного материала.
Цели занятия:
Учебная: Дать определение несъёмным протезам, выделить их классификацию. Описать: конструктивные особенности, показания и противопоказания к применению, положительные и отрицательные свойства несъёмных протезов. Рассмотреть организацию и оснащение рабочего места зубного техника при изготовлении несъёмных протезов. Перечислить аппараты, инструменты и материалы, применяемые при изготовлении несъёмных протезов.
ПК 2.1. Изготавливать пластмассовые коронки и мостовидные протезы.
ПК 2.2. Изготавливать штампованные металлические коронки и штампованно-паяные мостовидные протезы.
ПК 2.3. Изготавливать культевые штифтовые вкладки.
ПК 2.4. Изготавливать цельнолитые коронки и мостовидные зубные протезы.
ПК 2.5. Изготавливать цельнолитые коронки и мостовидные зубные протезы с облицовкой.
Задачи: После изучения темы студент должен
Уметь:
· выделить конструктивные особенности несъёмных протезов;
· назвать показания и противопоказания к применению несъёмных протезов;
· перечислить аппараты, инструменты и материалы, применяемые при изготовлении несъёмных протезов;
· рассказать организацию и оснащение рабочего места зубного техника при изготовлении несъёмных протезов.
Знать:
· определение несъёмным протезам;
· классификацию несъёмных протезов;
· положительные и отрицательные свойства несъёмных протезов.
Развивающая:
· развитие умений обобщать факты и делать выводы;
· формировать умение воспринимать и осмысливать знания в готовом виде, вести конспект;
· развитие умений работы в должном (определенном) темпе: читать, писать;
· развитие привычек учебного труда: готовность к занятию, организованность.
Формирование
· ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
· ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
· ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Воспитательная:
· развитие требовательности к себе и товарищам;
· формирование современного научного мировоззрения и интереса к избранной профессии;
· расширение общеобразовательного кругозора студентов;
· развитие общих человеческих ценностей: гуманности, милосердия, сострадания, уважения к жизни и здоровью человека.
Формирование
· ОК. 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, врачами и пациентами;
· ОК.14 Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
Межпредметные и внутрипредметные связи:
Анатомия |
ПМ.01 Технология изготовления несъёмных протезов |
История |
Моделирование зубов |
Материаловедение |
Литература, рекомендуемая для самоподготовки:
Основная:
1. Зубопротезная техника: учебник/под ред. М.М. Расулова, Т.И. Ибрагимова, И.Ю. Лебеденко, 2-е издание, исправленное и дополненное-М.:ГЭОТАР-Медиа, 2016.-384 с.: ил. (стр.22-стр.50).
2.«Ортопедическая стоматология». Под ред. И. Ю. Лебеденко, Э. С. Каливраджияна. «ГЭОТАР – Медиа»,2015, 640 с.(стр.31-стр.73).
3. Основы зубопротезной техники :учеб.пособие/Под ред. А.В.Севбитова.- Ростов н/Д:Феникс, 2016.- 331 с. (стр.35-стр.82).
4. Зуботехническое дело в стоматологии : учебник / Б. А. Смирнов, А. С. Щербаков. - 2- е изд. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2016. - 336 с. : ил.,(стр. 35-85)
Дополнительная:
1. Аболмасов Н.Г., Аболмасов Н.Н. и др. Ортопедическая стоматология. Учебник.- М.: МЕД пресс-информ, 2008., (глава 2).
2. Копейкин В.Н., Демнер А.М. Зубопротезная техника. Учебник. 2003., (раздел 2, глава II).
3. Центральный НИИ организации и информации здравоохранения – http//www.mednet.ru.
Средства обучения:
Информационные средства: учебники, учебные пособия, методические рекомендации;
Наглядные средства: рисунки, фотографии;
Технические средства: мультимедийный проектор, мультимедийное оборудование.
Этапы занятия и контроль их усвоения
№ |
Этапы занятия |
Содержание каждого этапа |
Приложение № |
Примерное время |
1. |
Организационная часть |
Подготовить студентов к работе на занятии |
|
2 мин. |
2. |
Мотивация учебной деятельности |
Определить цели и задачи занятия, обозначить значение темы, связь с современностью, перспективы развития вопроса. |
|
2 мин. |
3.
|
Актуализация опорных знаний (контроль исходного уровня знаний) |
Фронтальный опрос |
Приложение 2 |
4 мин. |
4. |
Изучение нового материала. |
Сообщение преподавателем нового материала с использованием стандартных форм и методов обучения (аудиторная лекция с мультимедийным сопровождением.) |
Приложение 1 |
70 мин. |
5. |
Закрепление изученного материала |
Контроль знаний |
Приложение 2 |
6 мин. |
6. |
Подведение итогов |
Преподаватель подводит итоги, анализирует, дает оценку успешности, намечает перспективы на будущее |
|
3 мин. |
7. |
Домашнее задание |
Преподаватель сообщает студентам домашнее задание, разъясняет методику его выполнения. |
Приложение 3 |
3 мин. |
Приложение 1
Лекция
Тема: Виды и конструктивные особенности несъёмных протезов.
План лекции:
1. Несъёмные протезы – определение, классификация, конструктивные особенности.
2. Показания и противопоказания к применению несъёмных протезов.
3. Положительные и отрицательные свойства несъёмных протезов.
4. Организация и оснащение рабочего места зубного техника при изготовлении несъёмных протезов.
5. Аппараты, инструменты и материалы, применяемые при изготовлении несъёмных протезов.
1,2. К несъёмным протезам зуба и зубного ряда относят протезы, которые фиксируют на коронках естественных зубов или на корнях с помощью специальных цементов.
По степени поражения коронки зуба или зубного ряда их подразделяют на: 1) протезы зуба – вкладки (Рис. 1), полукоронки (Рис. 2), искусственные коронки (Рис. 3), штифтовые зубы (Рис. 4); 2) протез зубного ряда – мостовидные, консольные (Рис. 5).
По способу изготовления: штампованные, литые, изготовленные методом полимеризации, гальванопластические.
По материалу: из металла, пластмассы, керамических материалов и комбинированные (металлическая основа, облицованная пластмассой – металлоакриловые или керамической массой – металлокерамические).
По назначению: восстановительные, опорные, шинирующие, профилактические, эстетические, фиксирующие, провизорные, ортодонтические, лечебные, предварительные.
Вкладка – это пломба, изготовленная лабораторным путем. В отличие от пломбы вкладка может быть использована как опора в мостовидных протезах. Незаменима вкладка на зубах, где кариозная полость частично расположена в десневом кармане. Кроме того, она показана с целью восстановления эстетических норм и предупреждения вторичного кариеса.
Рис. 1 Вкладки
Рис. 2 Полукоронки |
Полукоронка – это несъемный протез, покрывающий оральную и по половине проксимальных поверхностей. Полукоронки делают только литыми. Если такой протез делают на жевательные зубы, его называют трехчетвертной коронкой, т.к. закрывается протезом еще и жевательная поверхность зуба. Показаны полукоронки в шинирующих аппаратах, применяемых для лечения заболеваний пародонта, а также в качестве опоры в мостовидных протезах.
Коронка – это несъемный колпачок, покрывающий коронковую часть зуба и восстанавливающий анатомическую форму. Различают полные, экваторные, культевые коронки, коронки со штифтом.
Рис.3 Искусственные коронки |
Показаны коронки в следующих случаях:
а) для восстановления разрушенной коронковой части зуба с целью возвращения зубу жевательной функции;
б) для восстановления высоты коронковой части зуба и нижней трети лица при патологической стераемости;
в) из эстетических соображений;
г) для фиксации несъемных протезов;
д) для исправления зуба под кламмер;
е) в ортодонтии для фиксации ортодонтических аппаратов;
ж) в челюстно-лицевой ортопедии для фиксации протезов и аппаратов.
Рис. 4 Штифтовые зубы |
Штифтовые зубы – это несъемные протезы, восстанавливающие всю коронковую часть зуба и укрепляющиеся цементом за счет штифта (стержня), входящего в корневой канал. Они показаны для восстановления коронки зуба при наличии хорошо проходимых корневых каналов длиной не менее коронковой части зуба, как опора в мостовидных протезах, в шинирующих конструкциях под кламмеры. Очень близки конструкционно и технологически, но более современны - культевые коронки.
Рис. 5 Мостовидные протезы |
Мостовидные протезы – это несъемные протезы, имеющие опоры на естественных зубах, стоящих рядом с дефектом зубного ряда и промежуточную часть (тело) заменяющее дефект зубного ряда. При наличии одной точки опоры и тела несъемный протез называют консольным. Показаны мостовидные при небольших (до 4-х зубов) включенных дефектах зубного ряда и для замещения дефекта одного зуба (консольные протезы).
3) Несъемные протезы обладают целым рядом положительных качеств:
1. Восстанавливают жевательную эффективность на 90-100%;
2. Занимают мало места в полости рта;
3. Практически не нарушают чувствительности;
4. Больные быстрее привыкают к протезам;
5. Передают жевательное давление естественным путем;
6. Не отслаивают десну в области естественных зубов;
7. Не вызывают ускоренной атрофии альвеолярных отростков и бугров, пролежней и язв на слизистой оболочке полости рта.
Вместе с тем у них есть и отрицательные качества:
1. Требуют препарирования зубов, что снижает устойчивость зуба к заболеваниям и неприятно переносится пациентами;
2. Некоторые виды протезов перегружают опорные зубы;
3. В большинстве своем недостаточно эстетичны;
4. Не гигиеничны, так как затруднена очистка;
5. Показания к их применению не широкие, строго ограниченные;
6. Некоторые конструкции не могут быть изготовлены из-за отсутствия соответствующего оборудования в сельской местности;
7. В большинстве своем не могут быть подвергнуты конструктивному изменению в ходе изготовления;
8. Сравнительно дороги.
4,5. Изготовление несъемных протезов требует дополнительного оборудования, инструментария и материалов.
Поскольку большинство несъемных протезов изготавливаются из металлов и их сплавов, требуются аппараты для их термической обработки, вальцевания, калибровки (протягивания), плавления и литья сплавов. Термическую обработку стальных гильз проводят в специальных тиглях. Золотые сплавы, сплавы других благородных металлов можно расплавить с помощью паяльного аппарата. Заполнить форму расплавленным сплавом из благородных металлов можно с помощью повышенного давления, отрицательного давления (вакуумное литье) и с помощью центробежных сил. В настоящее время такой принцип вложен в работу высокочастотной литейной установки для литья сплавов благородных металлов (Рис. 6). Нержавеющую хромоникелевую сталь и кобальтохромовый сплав паяльным аппаратом расплавить невозможно, поэтому были разработаны специальные источники высоких температур (до 1700 градусов).
Одним из наиболее распространенных несъемных протезов в нашей стране до сих пор является штампованная коронка. При ее изготовлении гравировку шейки зуба проводят глазным скальпелем или хорошо заточенным шпателем. Для расплавления легкоплавких сплавов при получении штампа и контрштампа используется специальная ложка (Рис. 7). Обработку штампов ведут трехгранными напильниками с крупной насечкой; а при изготовлении коронок из сплавов благородных металлов – наждачной бумагой. Для калибровки или протягивания гильз чаще всего используют аппарат Самсона рычажного типа с 30 пуансонами (стержнями) и 30 постепенно убывающими в диаметре отверстиями соответственно (Рис. 8).
Рис. 8 Аппарат Самсона |
Предварительную штамповку проводят стальными молоточками. Укорачивают гильзы и коронки ножницами для разрезания металла с короткими и длинными браншами. Окончательную штамповку (опрессовку) коронок проводят в специальных аппаратах.
Рис 9 Аппарат Паркера |
Для наружной штамповки используют механические, гидравлические, электрические прессы, в основу которых положено предложение Паркера (Рис. 9), для комбинированной штамповки – аппараты Цитрина и Бромштрома (Рис. 10,11).
Прокатывают в тонкие листы (вальцуют), как правило, вспомогательные металлы и сплавы. Для этих целей используют зуботехнические вальцы, представляющие собой два абсолютно параллельных вала из твердой стали. (Рис. 12).
Рис. 11 Аппарат Цитрина |
Рис. 10 Аппарат Бромштрома |
Все подготовительные операции, перед литьем в опоку, проводятся в специальных прокалочных печах (Рис. 13). Для термической обработки фарфоровых и ситалловых материалов применяются электропечи для спекания (обжига) фарфора (Рис.14). Несъемные протезы из пластмассы требуют её полимеризации правило, в стерилизаторе (Рис. 15).
В качестве, основных материалов для несъемных протезов применяются фарфор, ситаллы, пластмассы, золотые, кобальтохромовые сплавы, нержавеющая сталь. Из вспомогательных материалов, кроме применяемых в съёмном и несъёмном протезировании, используются восковые смеси для вкладок, мостовидных работ, лавакс, липкий воск, формадент, отбелы и флюсы; асбест, тальк, мольдин, покрывные лаки, цемент, облицовочные и формовочные материалы, полировочные пасты и приспособления.
Рис. 14 Печь для обжига фарфора. |
Рис. 15 Стерилизатор для полимеризации пластмассы |
Приложение 2
Вопросы для фронтального опроса:
1. Виды несъёмных протезов.
2. Конструктивные особенности несъёмных протезов.
3. Несъёмные протезы – определение.
4. Классификация несъёмных протезов.
5. Показания и противопоказания к применению несъёмных протезов.
6. Положительные и отрицательные свойства несъёмных протезов.
7. Организация и оснащение рабочего места зубного техника при изготовлении несъёмных протезов.
8. Аппараты, применяемые при изготовлении несъёмных протезов.
9. Инструменты, применяемые при изготовлении несъёмных протезов.
10. Материалы, применяемые при изготовлении несъёмных протезов.
Приложение 3
Домашнее задание
Повторить лекционный материал, изучить литературу по данной теме.
Литература, рекомендуемая для самоподготовки:
1. Зубопротезная техника: учебник/под ред. М.М. Расулова, Т.И. Ибрагимова, И.Ю. Лебеденко, 2-е издание, исправленное и дополненное-М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. -384 с.: ил. (стр.22-стр.50).
2. «Ортопедическая стоматология». Под ред. И. Ю. Лебеденко, Э. С.
3. Основы зубопротезной техники: учеб.пособие/Под ред. А.В.Севбитова.- Ростов н/Д:Феникс, 2016.- 331 с. (стр.35-стр.82).
4. Зуботехническое дело в стоматологии: учебник / Б. А. Смирнов, А. С. Щербаков. - 2- е изд. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - 336 с.: ил., (стр. 35-85)
5. Аболмасов Н.Г., Аболмасов Н.Н. и др. Ортопедическая стоматология. Учебник. - М.: МЕД пресс-информ, 2008., (глава 2).
6. Копейкин В.Н., Демнер А.М. Зубопротезная техника. Учебник. 2003., (раздел 2, глава II).
7. Центральный НИИ организации и информации здравоохранения – http//www.mednet.ru.