Министерство здравоохранения Забайкальского края

Государственное профессиональное образовательное учреждение

«Читинский медицинский колледж»

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

 

Тема: Промывание желудка. Помощь при рвоте.

ПМ 04. «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными»

МДК 04.03. «Технологии выполнения медицинских услуг»

Специальность: 34.02.01 - Сестринское дело

ПМ 05. «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными»

МДК 05.03. «Технологии выполнения медицинских услуг»

Специальность:31.02.02 - Акушерское дело

ПМ 07. «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными»

МДК 07.03. «Технологии выполнения медицинских услуг»

Специальность:  31.02.01 - Лечебное дело

 

 

 

 

 

Чита 2022

Методическое пособие составлено на основании рабочей программы по ПМ.04. «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными», МДК 04.03. Технологии выполнения медицинских услуг (специальность 34.02.01 Сестринское дело), ПМ.07. «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными», МДК 07.03. Технологии выполнения медицинских услуг (специальность 31.02.01 Лечебное дело), ПМ.05. «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными», МДК 05.03. Технологии выполнения медицинских услуг (специальность 31.02.02 Акушерское дело).

                                         

Автор методической разработки: преподаватель Рыбчук А.В.

 

 

 

Рассмотрено на заседании

ЦМК «ТОМУ»

Протокол № 2 от 28. октября 2020 г. Пересмотрено от 30.01.2022г 

Председатель ЦМК _________Грешилова P.P.

 

 

 

 

Согласована:

Методист:_________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Учебное пособие составлено в соответствии с требованиями учебной рабочей программы по теме «Промывание желудка. Помощь при рвоте.» по ПМ 04 «Выполнение   работ   по   профессии   младшая медицинская   сестра по уходу   за   больными» (специальность 34.02.01. Сестринское    дело), ПМ 05, ПМ 07 «Выполнение   работ   по одной   или   нескольким   профессиям рабочих, должностям   служащих» (специальность 31.02.02. Акушерское   дело, 31.02.01. Лечебное   дело) для очной и очно-заочной форм обучения.

Методическое пособие для самостоятельной работы студентов может быть использовано для самостоятельной аудиторной и внеаудиторной подготовки к практическим занятиям студентам 1 курса. Работа с методическим пособием способствует развитию самоподготовки и информационно-развивающие способностей будущих специалистов.

В пособии четко указана последовательность действий студента при освоении стандартной операционной процедуры: «Промывание желудка. Помощь при рвоте».

В пособии представлены учебно-наглядные средства обучения, алгоритмы стандартной операционной процедуры «промывание желудка и помощь при рвоте», ситуационные задачи, проблемное задание, тестовые задания, пример беседы с пациентом во время введения зонда, позволяющие осваивать учебный материал и осуществлять самоконтроль по данной теме.

Методическое пособие для самостоятельной работы студентов расширяет возможности совершенствования профессиональных компетенций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

1.      

ОРГАНИЗАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК ……….…….………..

- Цели занятия ………………………………………………………….………..

- Литература для самоподготовки ……………………………….......................

- Вопросы для самоподготовки……………………………………....................

- Мотивация ……………………………………………………….......................

5

5

5

5

6

2.      

ИНФОРМАЦИОННО - ОБУЧАЮЩИЙ БЛОК ……………......................

- Словарь терминов ……………………………………………………………..

- Опорный конспект …………………………………………………………….

6

7

7

3.      

БЛОК АЛГОРИТМОВ СТАНДАРТНОЙ ОПЕРАЦИОННОЙ ПРОЦЕДУРЫ…………………………………………………………………..

- СОП «Промывание желудка»…………………………………………………

- СОП «Оказание помощи при рвоте пациенту»………………………………

 

13

13

20

4.      

БЛОК КОНТРОЛИРУЮЩИХ МАТЕРИАЛОВ…………….…………….

- Ситуационные задачи………………………………………………………….

- Проблемное задание……………………………………………………………

- Тестовый контроль……………………………………..………........................

- Эталон ответов………………………………………………………………….

22

22

22

23

27

5.      

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..

28

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                 

 

 

 

 

 

 

ОРГАНИЗАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК

Тема: Промывание желудка. Помощь при рвоте.

Цели занятия:

Уметь:

Выполнить в соответствии с алгоритмом СОП:

·                    Промывание желудка пациенту в сознании и без сознания (на фантоме);

·                    Взятие промывных вод желудка для исследования;

·                    Оказание помощи при рвоте пациенту в сознании и без сознания;

Знать:

·                    АФО желудочно-кишечного тракта;

·                    Особенности промывания желудка пациенту в сознании и без сознания;

·                    Показания, противопоказания и возможные осложнения при проведении промывания;

·                    Понятие рвота, характер рвоты, причины рвоты;

·                    Особенности оказания помощи пациенту с рвотой в сознании и без сознания;

·                    Алгоритмы стандартной операционной процедуры.

Литература для самоподготовки

1.                  Обуховец Т.П.Основы сестринского дела // практикум Р н/Д Феникс, 2018. стр. 462-470.

2.                  Мыльникова И., Свиридова Е., Сестринские манипуляции: сопы, алгоритмы и инструктаж // 2020. Стр. 20-22.

3.                  Чиж А.Г. Манипуляции// ГЭОТАР-Медиа, 2018. стр.138-140.

4.                  Яковлева Т.А., Бакшеева О.В., Грешилова Р.Р., Лапина Е.А., Учебное пособие для изучения профессионального модуля // Выполнение работ по профессии младшей медицинской сестры по уходу за больными г. Чита. Медколледж, 2017.Часть 2. стр.355-360.

Вопросы для самоподготовки

1. АФО желудочно – кишечного тракта (повторить из дисциплины анатомия).

2. Виды желудочных зондов.

3. Промывание желудка. Цель, показания, противопоказания, возможные осложнения.

4. Правила введения толстого желудочного зонда в желудок.

5. Алгоритм стандартной операционной процедуры «Промывание желудка».

6. Понятие о рвоте. Виды рвоты, характер рвоты, диагностическое значение этих понятий.

7. Помощь при рвоте пациенту, находящемуся в сознании.

8. Помощь при рвоте пациенту, находящемуся в бессознательном состоянии.

9. Правила сбора рвотных масс для бактериологического исследования, правила транспортировки биологического материала в лабораторию.

10. О чём свидетельствует примесь алой крови в рвотных массах? Тактика медицинской сестры.

11. Тактика медицинской сестры, если рвотные массы вида «кофейной гущи».

12. Правила инфекционной безопасности для персонала при проведении промывания желудка и оказании помощи при рвоте.

13. Обработка ИМН и предметов ухода, применяемых при стандартной операционной процедуре (повторение из раздела ОББС).

Мотивация

Промывание желудка — это метод очищения организма от токсинов и ядов, попавших в желудок.

            Медицинская сестра должна уметь оказывать помощь при возникших проблемах, а для этого надо не только знать, но и уметь провести определённые манипуляции, чтобы избежать опасных для жизни пациента осложнений.

История о промывание желудка, которая закончилась смертью пациента.

Врач инфекционной больницы назначила годовалой девочке промывание желудка. Процедуру проводила дежурная медсестра, в результате девочка захлебнулась и скончалась.

            В ходе расследования было установлено, что промывание желудка было девочке не показано. Мать о процедуре предупреждена не была и своего согласия не давала. По данным вскрытия в лёгких девочки было много воды, это, по заключению эксперта, говорит о том, что зонд был по ошибке введён не в желудок, а в трахею ребёнка, и медсестра не провела пробы на правильность его установки. И врач, и медсестра признаны виновными по статье 109 (ч.2) (причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения профессиональных обязанностей).

            История говорит об одном: промывание желудка — это серьёзная процедура, чреватая весьма тяжкими последствиями при нарушении правил ее проведения.

ИНФОРМАЦИОННО – ОБУЧАЮЩИЙ БЛОК

Словарь терминов

1.                Артериальное давление — это давление крови на стенки артерий человека в результате сердечной деятельности.

2.                Асфиксия – удушье

3.                Гастрит воспаление слизистой оболочки желудка.

4.                Кишечная непроходимость — состояние, при котором серьезно нарушается или полностью прекращается продвижение пищи по кишечнику

5.                Инфаркт миокарда — одна из клинических форм ишемической болезни сердца, протекающая с развитием ишемического некроза участка миокарда, обусловленного абсолютной или относительной недостаточностью его кровоснабжения.

6.                Промывные воды – жидкость, получаемая в результате промывания какого-либо полого органа или полости тела; служат материалом для диагностического исследования.

7.                Пульс - ритмичные колебания стенки артерии, обусловленные выбросом крови в артериальную систему в течение одного сокращения сердца.

8.                Стеноз привратника и двенадцатиперстной кишки – это сужение просвета привратника (место перехода желудка в двенадцатиперстную кишку) или двенадцатиперстной кишки.

9.                Стенокардия – это синдром, проявляющийся в типичных случаях сжимающей или давящей. болью с локализацией за грудиной, с возможной иррадиацией в левую руку, под. левую лопатку.

10.            Уремия - состояние резкой интоксикации с повышением содержания мочевых шлаков в крови.

Опорный конспект

Анатомо-физиологические особенности желудочно-кишечного тракта

Пищеварительная система состоит из пищеварительной трубки – пищеварительного тракта (полость рта, глотка, пищевод, желудок, тонкая и толстая кишка).

Полость рта – начало пищеварительной системы. За счет рецепторов общей и вкусовой чувствительности, здесь оценивается качество пищи, при помощи зубов она размельчается, посредством языка смешивается со слюной, поступающей в полость рта из слюнных желез, и затем направляется в глотку.

Глотка – непарный орган. Здесь перекрещиваются дыхательные и пищеварительные пути. Глотку делят на три части: носовую, ротовую и гортанную.

Ротовая часть глотки простирается от небной занавески до входа в гортань. В этой части происходит перекрест дыхательных и пищеварительных путей.

Гортанная часть является нижним отделом глотки и простирается вверху до уровня входа в гортань, внизу до перехода в пищевод.

Пищевод является продолжением глотки, он представляет собой трубку, сообщающую глотку с желудком. Начинается пищевод на уровне 6-7-го шейных позвонков и спускается на уровне 11-го грудного. Длина ровна 25-30 см.

Желудок – расширение пищеварительной трубки. Находится в верхней левой части брюшной полости за краем реберной дуги. Емкость желудка составляет 1-3 литра. В желудке различают входную кардиальную часть, куда открывается пищевод, тело желудка, привратниковую часть, которая сообщается с двенадцатиперстной кишкой, свод дно желудочка, располагающееся влево от места вхождения в него пищевода.

Особенности проведения процедуры промывания желудка пациента в бессознательном состоянии.

Способы промывания желудка:

1.                Зондовый (толстым или тонким желудочным зондом);

2.                Промывание без использования зонда «стаканным методом» (предлагается выпить 6-8 стаканов воды и вызвать рвоту раздражением корня языка, если пациент в сознании).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Виды желудочных зондов

 

1.                  Толстый желудочный зонд

Толстый желудочный зонд представляет собой резиновую трубку диаметром 10—12 мм с просветом 0,8 мм, длиной 70—80 см. Один конец зонда, вводимый в желудок, закруглен, выше его имеются два овальные отверстия, через которые в зонд поступает желудочное содержимое.

На расстоянии 40 — 45 см от слепого конца зонда имеется метка, соответствующая расстоянию от края зубов до входа в желудок.

2.                  Тонкий желудочный зонд

Тонкий зонд представляет собой резиновую трубку длиной 1,5 м и диаметром 2 — 3 мм.

Этико – деонтологическое обеспечение

Многие пациенты плохо переносят введение зонда. Причиной этого являются повышенный кашлевой или рвотный рефлекс, высокая чувствительность слизистой оболочки глотки и пищевода. В большинстве случаев плохая переносимость зондовых процедур вызвана отрицательной психологической установкой больного на процесс зондирования, возникает «боязнь исследования». Для устранения «боязни исследования» пациенту следует объяснить цель исследования, его пользу, разговаривать с ним вежливо, спокойно, доброжелательно от начала до конца процедуры.

Примерное содержание беседы медицинского работника с пациентом во время введения зонда:

«Сейчас мы приступим к процедуре. Ваше самочувствие будет во многом зависеть от поведения во время зондирования. Первое и основное правило – не делать резких движений. В противном случае может возникнуть тошнота и кашель. Вы должны расслабиться, дышать медленно и не глубоко. Пожалуйста, откройте рот, руки держите на коленях. Медленно и глубоко дышите. Сделайте глубокий вдох и проглотите кончик зонда. Если вам трудно дышать носом, дышите ртом и во время вдоха, осторожно, продвигайте зонд.

При головокружении несколько минут подышите обычно, не глубоко, затем возобновите глубокое дыхание.  Вы очень хорошо глотаете. Хорошо, если бы и другие пациенты глотали зонд также легко.»

Правила техники безопасности

Внимание!

1.                Если в процессе любой зондовой манипуляции в полученном материале кровь – зондирование прекратить!

2.                Если при введении зонда пациент начинает кашлять, задыхаться, лицо его становиться синюшным, следует немедленно извлечь зонд, так как он попал в гортань или в трахею, а не в пищевод.

3.                В случае повышенного рвотного рефлекса у пациента корень языка обработать аэрозолем анестетика.

4.                Противопоказания для всех зондовых манипуляций: желудочное кровотечение, опухоли, бронхиальная астма, тяжелая сердечная патология.

Рвота — это сложный рефлекторный акт при возбуждении рвотного центра с последующим непро­извольным выбросом содержимого желудка через пищевод, глотку, иногда носовые ходы.

Рвота может быть центрального или периферического происхождения.

Рвота периферического происхождения (от­равления пищевые, химические, медикаментозные) при­носит пациенту облегчение, а промывание желудка способ­ствует детоксикации организма. В этом случае рвота — защитно-приспособительная реакция организма человека, вы­званная раздражением слизистой оболочки желудка. Предвест­ником рвоты могут быть тошнота, чаще при заболеваниях желудка. У тяжелобольных и пациентов, находящихся в бес­сознательном состоянии, рвотные массы могут попасть в ды­хательные пути, возможна угроза асфиксии и развитие воспа­ления легких.

Во время рвоты из желудка удаляются вредные для орга­низма химические вещества или недоброкачественная пища, при этом человек испытывает облегчение. Рвотные массы со­держат остатки непереваренной пищи, имеют кислый запах.

Рвота центрального происхождения (расстройство мозго­вого кровообращения) или рефлекторного характера (инфаркт миокарда) не облегчает состояния пациента.

Рвота является симптомом следующих заболеваний: гастрит, язвы желудка и двенадцатиперстной кишки, рак желудка, стеноз привратника, а также при заболеваниях жёлчного пузыря и поджелудочной железы.

Характер рвоты:

Ø    рвота с примесью крови, цвета кофейной гущи — образуется при смешивании желудочного сока с кровью (при медленном кровотечении из пищевода или желудка, например, при язвах желудка);

следует немедленно сделать следующее:

·                    уложить пациента, опустив изголовье и приподняв ножной конец кровати;

·                    вызвать врача;

·                    положить на эпигастральную область пузырь со льдом;

·                    подготовить необходимые препараты до прихода врача;

·                    следить за Р, АД, состоянием кожных покровов.

Ø    рвота непереваренной пищей, возникающая каждый раз после еды чаще всего, указывает на стеноз привратника желудка. 

Ø    каловая рвота свидетельствует о наличие кишечной непроходимости или свища между желудком и поперечной ободочной кишкой. 

Ø    рвота желчью (например, при атрезии 12-перстной кишки – врожденном (имеющемся при рождении) пороке, при котором в ней отсутствует просвет, что приводит к затруднению проходимости пищи в этом отделе тонкого кишечника);


 

БЛОК АЛГОРИТМОВ СТАНДАРТНОЙ ОПЕРАЦИОННОЙ ПРОЦЕДУРЫ

СОП: Промывание желудка

Цель назначения: очистить желудок от содержимого.

Показания: хронический гастрит с повышенным слизеобразованием; сужение привратни­ка; уремия; непроходимость кишечника; отравление пищей, ядами.

Противопоказания: кровотечение из пищевода и желудка; ожоги слизистой оболочки рта и глотки; стенокардия; инфаркт миокарда; отравление кислотами и щелочами спустя 2 часа.

Материальные ресурсы: эластичная трубка длиной 1м, диаметром 1,5 см; толстый желудочный зонд диаметром 1,5 см, длиной 60-80 см однократного применения или зонд длиной не менее 1,5 м; шёлковая нить длиной 1м; воронка вместимостью 1 л; переходное стекло для соединения трубки и зонда; стерильная банка из бактериологической лаборатории; ковш; таз для промывной воды; два непромокаемых фартука; полотенце; салфетки с дезинфицирующим раствором; перчатки, маска; вода 8-10 л +20 - 25°С, шприц Жане.

 

 

Алгоритм выполнения:

Подготовка к процедуре:

Подготовка пациента:

1.                  Поздороваться, идентифицировать пациента, представиться, объяснить цель,  ход  предстоящей процедуры.

2.                  Убедиться в наличии у пациента информированного согласия на предстоящую процедуру. В случае отсутствия такового уточнить дальнейшие действия у врача.

3.                  Сделать ЭКГ (особенно при отравлении).

4.                  Усадить на стул со спинкой. Измерить АД, Р.

5.                  На грудь надеть фартук, в руки дать полотенце. К ногам поставить таз.

6.                  Подготовка медсестры: Обработать руки гигиеническим способом. Непосредственно перед зондированием надеть перчатки, маску, шапочку, фартук.

Выполнение процедуры:

1.                  Измерить нитью расстояние от резцов до пупка + ширина ладони пациента. Отметить метку на зонде - "вход в желудок".

2.                  Встать сбоку от пациента, зонд взять в доминантную руку, как "писчее перо", предложить пациенту дышать через нос, делать глотательные движения в момент продвижения зонда.

3.                  Попросить пациента открыть рот, положить зонд на корень языка, наклонить голову пациента слегка вперёд и вниз, медленно продвигать зонд вслед за глотательными движениями до середины расстояния до первой метки, поставить голову в обычное положение без наклона.

4.                  Продвигать зонд далее до первой метки "вход в желудок".

5.                  Провести "воздушную пробу" шприцом, убедиться, что зонд продвинулся до желудка.

6.                  Продвинуть зонд ещё на 10 см в желудок - до дна желудка.

7.                  Присоединить воронку к зонду.

8.                  Опустить воронку ниже положения желудка пациента.

9.                  Заполнить воронку водой из ковша, держа её наклонно.

10.              Медленно приподнять воронку выше уровня   желудка так, чтобы вода поступала из воронки в желудок.

11.              Как только вода достигнет устья воронки, быстро опустить воронку ниже уровня желудка.

12.              Вода из желудка поступает в воронку. При наполнении воронки вылить содержимое в таз (при необходимости -  взять первую порцию для бактериологического исследования в стерильную ёмкость).

13.              Опустить воронку ниже уровня желудка.

14.              Повторить действия 9, 10, 11, 12 до чистых промывных вод.

15.              Наблю­дать за состоянием пациента, совместно с врачом.

16.              При появлении чистых промывных вод снять воронку, пациента уложить на бок, конец зонда опустить в чистый таз на 15-20 мин.

17.              По истечении этого времени зонд извлечь через салфетку, смоченную дезинфицирующим раствором.

18.              Пациента проводить в палату, тепло укрыть, наблюдать за состоянием.

Окончание процедуры:

Ёмкость с промывными водами направить в бактериологическую лабораторию, оформить направление (если брали для анализа промывные воды). Обработать предметы ухода. Снять перчатки, фартук, маску в отходы Б. Руки обработать гигиеническим способом. Сделать отметку в медицинской документации о проведённой манипуляции: время проведения, количество и температура воды для промывания, взятие для анализа или нет).

Примечание: Процедура проводится в присутствии врача. Если пациент находится в бессознательном состоянии, промывание проводится с использованием шприца Жане.

При отсутствии зонда начать промывание «стаканным методом»: предлагается выпить 6-8 стаканов воды и вызвать рвоту раздражением корня языка, если пациент в сознании.

Возможно промывание желудка тонким зондом (0,3-0,5 см), введённым интраназально, при этом в шприц Жане набирается вода в объёме 0,5 л, вводится в желудок и аспирируется обратно этим же шприцем.

При уремии промывание проводить 2-4% раствором натрия гидрокарбоната.

При подозрении на отравление брать первую порцию промывных вод на исследование в стерильную ёмкость. При остром экзогенном отравлении в чистую емкость взять первую и последнюю порции промывных вод. Первую – для определения неизвестного яда, последнюю -  для определения качества промывания желудка. Проводится учет введенного и выведенного объема воды.

При пищевой токсикоинфекции забор делается в стерильную емкость.

При наличии в промывных водах крови проведение процедуры остановить для коррекции последующих действий.

Если пациент находится в бессознательном состоянии, промывание желудка проводится после предварительной интубации трахеи.

Нельзя допускать полного перехода всей жидкости из шприца (воронки) в желудок, т.к. после жидкости насасывается воздух, что затрудняет в дальнейшем удаление содержимого желудка.

С целью профилактики водно-солевых нарушений и развития отека головного мозга для процедуры следует использовать солевые растворы (изотонический раствор натрия хлорида, раствор реамбирина, воду с добавлением поваренной соли).

Если промывание выполняется по поводу отравления, и оно произошло во время приема пищи, введение жидкости начинают с половины разовой порции, заканчивают введением адсорбентов, антидотов.

Промывные воды на бактериологическое исследование брать по назначению врача в стерильную ёмкость. При по­дозрении на отравление прижигающими ядами берут первую порцию промывных вод. По прошествии двух часов после отравления кислотами и щелочами промывание желудка не проводить.

При промывании желудка тонким (0,3-0,5 см) зондом: зонд вводить в желудок не только через рот, но и возможно, через нос, воду набирать в шприц Жане в объёме 0,5 л, вводить в желудок и обратно аспирировать этим же шприцом, остальные действия проводить, как и при промывании толстым зондом.

Возможные осложнения: желудочное кровотечение; боли в сердце; попадание зонда в трахею. Сообщить врачу, пациенту оказать помощь.

Параметры эффективности: отсутствие отклонений от алгоритма выполнения ОП; своевременность выполнения ОП; наличие записи в медицинской документации; удовлетворенность пациента качеством ОП; отсутствие осложнений, соблюдение персоналом требований по безопасности труда при выполнении услуги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Алгоритм действий СОП

«Промывание желудка»

 


Усадить на стул со спинкой. Измерить АД, Р.

На грудь надеть фартук, в руки дать полотенце. К ногам поставить таз.

 

 

 

 

 

 

Измерить нитью расстояние от резцов до пупка + ширина ладони пациента. Отметить метку на зонде - "вход в желудок".

 

 

Смочить зонд тёплой кипячёной водой.

 

Встать сбоку от пациента, зонд взять в доминантную руку, как "писчее перо". Попросить пациента открыть рот, положить зонд на корень языка, наклонить голову пациента слегка вперёд и вниз,  медленно продвигать зонд вслед за глотательными движениями до середины расстояния до первой метки, поставить голову в обычное положение без наклона.

Продвигать зонд далее до первой метки "вход в желудок".

Провести "воздушную пробу" шприцом, набрать 20 мл воздуха и ввести. Пациент должен почувствовать толчок в области эпигастрия.    Убедиться, что зонд продвинулся до  желудка.

 

Продвинуть зонд ещё на 10 см в желудок - до дна желудка.

 

 

Присоединить эластичную  трубку длиной 1м.

 

Присоединить воронку к зонду.

 

 

Опустить воронку ниже положения желудка пациента.

 

 

 

Заполнить воронку водой из ковша, держа её наклонно.

 

Медленно приподнять воронку выше уровня   желудка так, чтобы вода поступала из воронки в желудок.

Как только вода достигнет устья воронки, быстро опустить воронку ниже уровня желудка.

 

Вода из желудка поступает в воронку.

 

При наполнении воронки вылить содержимое в таз (при необходимости -  взять первую порцию для бактериологического исследования в стерильную ёмкость).

 

Повторить действия до чистых промывных вод.

Наблю­дать за состоянием пациента, совместно с врачом.

 

При появлении чистых промывных  вод  снять воронку.

 

Воронку погрузить в контейнер с дезинфицирующим раствором.

 

Пациента уложить на бок, конец зонда опустить в чистый таз на 15-20 мин.

 

 

По истечении этого времени зонд извлечь через салфетку, смоченную дезинфицирующим раствором.

 

 

Зонд утилизировать в отходы класса «Б».

 

Снять фартук с пациента и поместить в отходы класса «Б». Пациента проводить в палату, тепло укрыть, наблюдать за состоянием.

 


СОП: Помощь при рвоте

 

Цель назначения: предотвратить попадание рвотных масс в дыхательные пути, обеспечить комфортное состояние пациента.

 

Алгоритм выполнения:

 

Подготовка к процедуре:

 

Подготовка пациента:

 

1.                  Поздороваться, идентифицировать пациента, представиться, объяснить цель, ход предстоящей процедуры.

 

2.                  Убедиться в наличии у пациента информированного согласия на предстоящую процедуру. В случае отсутствия такового уточнить дальнейшие действия у врача.

 

3.                  Усадить пациента, надеть на него клеёнчатый фартук.

 

4.                  Поставить к ногам таз или ведро, обеспечить пациента поло­тенцем (салфеткой) и жидкостью для полоскания рта.

 

5.                  Подготовка медсестры: обработать руки гигиеническим способом. Надеть перчатки, маску, шапочку, фартук.

 

Выполнение процедуры:

 

1.                  Придерживать при рвоте голову пациента, положив ему ладонь на лоб.

 

2.                  После рвоты дать пациенту прополоскать рот водой, лицо вы­тереть полотенцем.

 

3.                  Наблюдать за количеством, цветом и характером рвотных масс, оставить их в тазу до прихода врача.  При подозрении на отравление собрать рвотные массы в сте­клянную банку для анализов, подписать направление.

 

4.                  Тазик прополоскать и вновь поставить пациенту.

 

5.                  Наблюдать за состоянием пациента, поддерживать для него об­становку уединения и поддержания достоинства.

 

6.                  Избегать обезвоживания организма.

 

7.                  Для предотвращения рвоты дать пациенту несколько мятных капель, глоток холодной воды, кусочек льда, 5 мл 0,5% раствора новокаина.

 

8.                  Давать пациенту лекарственные средства по назначению врача: 0,1% атропин 1 мл п/к или в/м, аминазин или пропазин 1 мл, антигистаминные средства; можно церукал, реглан.

 

9.                  Уменьшить свет, шум и температуру воздуха (до комфортной).

 

10.              Проследить за тем, чтобы приём пищи через рот был уменьшен до тех пор, пока не будет установлена причина рвоты.

 

Помощь при рвоте

 

(Пациент без сознания, проводить в присутствии врача)

 

1.                  Повернуть пациента в постели на бок (если невозможно изменить положение пациента, надо повернуть голову набок, во избежание аспирации рвотных масс).

 

2.                  Шею и грудь накрыть полотенцем, на постель положить чистую клеёнку. Подставить ко рту пациента  почкообразный лоток.

 

3.                  После каждого акта рвоты обрабатывать полость рта водой или 2% раствором натрия гидро­карбоната салфеткой.

 

4.                  Если в полости рта или глотки имеется содержимое, его нужно быстро удалить пальцами, салфеткой или при помощи любого отсоса. С этой целью можно использовать резиновый бал­лон, отрезав его острый кончик, лучше электроотсос.

 

5.                  Для профилактики западения языка можно закрепить его языкодержателем. Если зубы плотно сжаты, воспользоваться роторасширителем.

 

6.                  Для профилактики затекания в трахею и бронхи слюны, крови или содержимого желудка можно ввести в желудок через нос зонд и откачать содержимое желудка шприцем Жане или электроотсосом для профилактики асфиксии.

 

7.                  Наблюдать за состоянием пациента.

 

8.                  При неукротимой рвоте: 0,1% атропин 1 мл п/к, или в/м аминазин, или пропазин 1 мл; антигистаминные средства. Можно церукал, реглан

 

Примечание: Если в рвотных массах появилась алая кровь (кровотечение из пищевода), или они имеют вид кофейной гущи (кровотечение из желудка) следует немедленно сделать следующее:

 

·                    уложить пациента, опустив изголовье и приподняв ножной конец кровати;

 

·                    вызвать врача;

 

·                    положить на эпигастральную область пузырь со льдом;

 

·                    подготовить необходимые препараты до прихода врача;

 

·                    следить за Р, АД, состоянием кожных покровов.

 

При любых обстоятельствах предоставлять пациенту исчерпы­вающие объяснения по поводу его состояния и, если потребует­ся, оставаться рядом с пациентом, чтобы оказать ему поддержку и успокоить его.

 

Параметры эффективности: отсутствие отклонений от алгоритма выполнения ОП; своевременность выполнения ОП; наличие записи в медицинской документации; удовлетворенность пациента качеством ОП; отсутствие осложнений, соблюдение персоналом требований по безопасности труда при выполнении услуги.

 

 

 

БЛОК КОНТРОЛИРУЮЩИХ МАТЕРИАЛОВ

 

Ситуационные задачи

 

1.                  При введении толстого желудочного зонда, пациент начинает кашлять, задыхаться. Что случилось? Какова тактика медицинской сестры?

 

2.                  Пациент находится на лечении в терапевтическом отделении. С целью суицида выпил большую дозу снотворных таблеток, находится без сознания. Ваши действия в данной ситуации.

 

3.                  Пациентка поступила в приёмное отделение с отравлением уксусной кислотой. Каким методом необходимо промыть желудок?

 

4.                  При промывании желудка через 10 минут в промывных водах появилась кровь. Какова тактика медицинской сестры?

 

5.                  К дежурной медицинской сестре обратился пациент с жалобами на боли в эпигастральной области, рвоту чёрной массой. Что с пациентом? Тактика медицинской сестры?

 

6.                  Пациентка находится в хирургическом отделении для решения вопроса об операции по поводу опухоли желудка. У пациентки пищевое отравление. Можно ли делать промывание желудка зондовым методом?

 

7.                  При проведении зондирования, после введения парентерального раздражителя 0,1% раствора гистамина, у пациента закружилась голова, покраснело лицо, он начал задыхаться, появилось чувство страха и стеснения в груди.  Тактика медицинской сестры?

 

Проблемное задание

 

 

 

Установить правильную последовательность действий в алгоритмах:

Помощь пациенту при рвоте (в бессознательном состоянии)

 

Повернуть пациента в постели на бок (если невозможно изменить положение пациента, надо повернуть голову набок, во избежание аспирации рвотных масс).

 

Подставить ко рту пациента почкообразный лоток.

 

Шею и грудь накрыть полотенцем, на постель положить чистую клеёнку.

 

Если в полости рта или глотки имеется содержимое, его нужно быстро удалить пальцами, салфеткой или при помощи любого отсоса. С этой целью можно использовать резиновый бал­лон, отрезав его острый кончик, лучше электроотсос.

 

Для профилактики западения языка можно закрепить его языкодержателем. Если зубы плотно сжаты, воспользоваться роторасширителем.

 

После каждого акта рвоты обрабатывать полость рта водой или 2% раствором натрия гидро­карбоната салфеткой.

 

Наблюдать за состоянием пациента.

 

Для профилактики затекания в трахею и бронхи слюны, крови или содержимого желудка можно ввести в желудок через нос зонд и откачать содержимое желудка шприцем Жане или электроотсосом для профилактики асфиксии.

 

 

 

 

Помощь пациенту при рвоте (в сознательном состоянии)

 

 

 

Придерживать при рвоте голову пациента, положив ему ладонь на лоб.

 

Наблюдать за состоянием пациента, поддерживать для него об­становку уединения и поддержания достоинства.

 

Усадить пациента, надеть на него клеёнчатый фартук.

 

Тазик прополоскать и вновь поставить пациенту.

 

После рвоты дать пациенту прополоскать рот водой, лицо вы­тереть полотенцем.

 

Поставить к ногам таз или ведро, обеспечить пациента поло­тенцем (салфеткой) и жидкостью для полоскания рта.

 

При подозрении на отравление собрать рвотные массы в сте­клянную банку для анализов, подписать направление.

 

Наблюдать за количеством, цветом и характером рвотных масс, оставить их в тазу до прихода врача.

 

 

 

Тест-контроль

 

Выбрать один правильный вариант ответа

 

1.                  Укажите показания для промывания желудка:

 

а) инфаркт миокарда

 

б) ожоги слизистой оболочки рта

 

в) уремия

 

г) кровотечение из желудка

 

2.                  Для промывания желудка необходимо приготовить:

 

а) 8-10 литров воды

 

б) 4-5 литров воды

 

в) 1-2 литра воды

 

г) 20-30 литров воды

 

3.                  Охарактеризуйте желудочный зонд для промывания желудка:

 

а) толстый желудочный зонд диаметром 1,5 см, длиной 80 см

 

б) толстый желудочный зонд диаметром 3 см, длиной 1 метр

 

в) толстый желудочный зонд диаметром 5 см, длиной 50 см

 

г) толстый желудочный зонд диаметром 3 см, длиной 1,5 метра

 

4.                  Больному в бессознательном состоянии назначено промывание желудка, как поступить:

 

а) ввести толстый желудочный зонд через рот

 

б) провести «стаканным методом»

 

в) ввести через нос тонкий желудочный зонд

 

г) ждать пока больной придёт в сознание

 

5.                  При рвоте (в сознательном состоянии) для профилактики асфиксии голову необходимо запрокинуть:

 

а) назад

 

б) на бок

 

в) вперёд, поддерживая за лоб

 

г) по желанию пациента

 

6.                  При промывании желудка зонд вводится до первой метки на расстояние:

 

а) 100 см

 

б) 60 см

 

в) рост пациента минус 100 см

 

г) 90 см

 

7.                  Какой раствор используется для промывания желудка при уремии:

 

а) 2-4% раствор натрия гидрокарбоната

 

б) 25% раствор сульфата магния

 

в) холодная вода

 

г) дистиллированная вода

 

8.                  Как оказать помощь при желудочном кровотечении:

 

а) уложить пациента, опустив изголовье и приподняв ножной конец кровати, вызвать врача, положить на эпигастральную область пузырь со льдом

 

б) уложить пациента на бок, вызвать врача, положить грелку на эпигастральную область

 

в) положить грелку к нога, вызвать врача, следить за АД,Р

 

г) уложить пациента, отпустив ножной конец кровати, положить на эпигастральную область пузырь со льдом, вызвать врача

 

9.                  Уремия - это…?

 

а) состояние резкой интоксикации с повышением содержания мочевых шлаков в крови

 

б) воспаление мочеиспускательного канала

 

в) образование сгустка крови (тромба) в вене при воспалении ее стенки

 

г) затвердение, патологическое уплотнение тканей

 

10.              Рвота, какого происхождения приносит больному облегчение:

 

а) центрального происхождения

 

б) периферического происхождения

 

в) гуморального происхождения

 

г) кишечного происхождения

 

11.              Укажите противопоказания для промывания желудка:

 

а) гастрит с повышенным слизеобразованием

 

б) непроходимость кишечника

 

в) инфаркт миокарда

 

г) уремия

 

12.              Метка от резцов до пупка + ширина ладони пациента это:

 

а) тело желудка

 

б) дно желудка

 

в) вход в желудок

 

г) выход из желудка

 

13.              Что такое рвота:

 

а) это сложный рефлекторный акт при возбуждении рвотного центра с последующим непро­извольным выбросом содержимого желудка через пищевод, глотку, иногда носовые ходы

 

б) это содержимое нижних отделов толстой кишки, которое является конечным продуктом пищеварения и выводится из организма при дефекации.

 

в) это хроническое заболевание, вызванное произвольным выбросом содержимого желудка через пищевод, глотку, иногда носовые ходы

 

г) это рефлекторный акт при возбуждении центра терморегуляции с последующим непроизвольным выбросом содержимого из желудка

 

14.               Укажите положение пациента при промывании желудка в бессознательном состоянии:

 

а) лёжа на животе

 

б) лёжа на боку

 

в) сидя

 

г) горизонтальное положение пациента

 

15.               Гастрит – это:

 

а) воспаление корешков спинномозговых нервов

 

б) воспаление слизистой оболочки прямой кишки

 

в) воспаление слизистой оболочки желудка

 

г) повышенная функция щитовидной железы

 

16.               Согласно, какому нормативному документу будет осуществляться обработка воронки после её использования:

 

а) СанПиН 2.1.3684-21

 

б) МУ 287 – 113- 1998г

 

в) МУ 3.5.1.3674-20

 

г) Распоряжение №1661

 

17.               Утилизация имн однократного применения при соприкосновении пациента осуществляется в отходы класса:

 

а) «А»

 

б) «Б»

 

в) «В»

 

г) «Д»

 

18.               Рвота цвета «кофейной гуще» возникает при кровотечении:

 

а) в лёгких

 

б) в желудке

 

в) в пищеводе

 

г) в прямой кишке

 

19.               Назовите второй этап обработки имн многократного применения:

 

а) стерилизация

 

б) дезинфекция

 

в) предстерилизационная очистка

 

г) утилизация

 

20.               Оцените показатели пульса, чсс 100 уд в мин.

 

а) брадикардия

 

б) тахикардия

 

в) в пределах нормы

 

г) асистолия

 

21.               Инфаркт миокарда – это:

 

а) ишемическая болезнь сердца, протекающая с развитием ишемического некроза участка миокарда

 

б) болезнь сердца, протекающая при поражении клапана аорты

 

в) состояние, при котором серьезно нарушается или полностью прекращается продвижение пищи по кишечнику

 

г) состояние резкой интоксикации с повышением содержания мочевых шлаков в крови.

 

22.              Артериальное давление – это:

 

а) ритмичные колебания стенки артерии, обусловленные выбросом крови в артериальную систему в течение одного сокращения сердца

 

б) давление крови в крупных артериях человека в результате сердечной деятельности

 

в) количество пульсовых волн за минуту

 

г) метод определения степени насыщения крови кислородом

 

Эталон ответов

 

Ситуационные задачи

 

1.                  Это означает, что зонд попал не в пищевод, а в гортань или трахею. Следует немедленно извлечь зонд, успокоить пациента и ввести его снова.

 

2.                  Промывание желудка, если пациент без сознания, проводят в положении головы на боку, роторасширителем открывают рот, языкодержателем фиксируют  язык. Введение зонда проводят под контролем до нужной метки, после чего начинают промывание.

 

3.                  Промывание в данном случае проводят только зондовым методом.

 

4.                  Прекратить промывание. Вызвать врача.

 

5.                  Уложить пациента в положение Фаулера, немедленно вызвать врача, приготовить лекарственные препараты (димедрол, пипольфен, кордиамин и т.д.)

 

6.                  Успокоить пациента, уложить в постель, пригласить врача.

 

7.                  Вызвать врача, выполнить назначения врача.

 

Проблемное задание

 

Помощь пациенту при рвоте (в безсознательном состоянии)

 

1.                  Повернуть пациента в постели на бок (если невозможно изменить положение пациента, надо повернуть голову набок, воизбежание аспирации рвотных масс).

 

2.                  Шею и грудь накрыть полотенцем, на постель положить чистую клеёнку.

 

3.                  Подставить ко рту пациента почкообразный лоток.

 

4.                  После каждого акта рвоты обрабатывать полость рта водой или 2% раствором натрия гидро­карбоната салфеткой.

 

5.                  Если в полости рта или глотки имеется содержимое, его нужно быстро удалить пальцами, салфеткой или при помощи любого отсоса. С этой целью можно использовать резиновый бал­лон, отрезав его острый кончик, лучше электроотсос.

 

6.                  Для профилактики западения языка можно закрепить его языкодержателем. Если зубы плотно сжаты, воспользоваться роторасширителем.

 

7.                  Для профилактики затекания в трахею и бронхи слюны, крови или содержимого желудка можно ввести в желудок через нос зонд и откачать содержимое желудка шприцем Жане или электроотсосом для профилактики асфиксии.

 

8.                  Наблюдать за состоянием пациента.

 

Помощь пациенту при рвоте (в сознательном состоянии)

 

1.                  Усадить пациента, надеть на него клеёнчатый фартук.

 

2.                  Поставить к ногам таз или ведро, обеспечить пациента поло­тенцем (салфеткой) и жидкостью для полоскания рта.

 

3.                  Придерживать при рвоте голову пациента, положив ему ладонь на лоб.

 

4.                  После рвоты дать пациенту прополоскать рот водой, лицо вы­тереть полотенцем.

 

5.                  Наблюдать за количеством, цветом и характером рвотных масс, оставить их в тазу до прихода врача.

 

6.                  При подозрении на отравление собрать рвотные массы в сте­клянную банку для анализов, подписать направление.

 

7.                  Тазик прополоскать и вновь поставить пациенту.

 

8.                  Наблюдать за состоянием пациента, поддерживать для него об­становку уединения и поддержания достоинства.

 

Тестовый контроль

 

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

в

а

а

в

в

в

а

а

а

б

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

в

в

а

б

в

б

б

б

в

б

а

б

 

 

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.                       Кулешова Л.И. Основы сестринского дела: теория и практика в 2 частях. Ч. 2: учебник/ Л.И. Кулешова,Е.В. Пустоветова // под ред. Р.Ф. Морозовой. – Ростов н/Д: Феникс, 2018. изд. 3-е.

 

2.                  Обуховец Т.П. Основы сестринского дела / Т.П. Обуховец // практикум Р н/Д Феникс, 2016. стр. 462-470.

 

3.                  Привес, М.Г. Анатомия человека / М.Г. Привес, Н.К. Лысенков, В.И. Бушкович. — СПб.: СПбМАПО, 2018. — 720 c.

 

4.                  Сапин, М.Р. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма): Учебник для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования / М.Р. Сапин, В.И. Сивоглазов. — М.: ИЦ Академия, 2017. — 384 c.

 

5.                  Чиж А.Г. Манипуляции / А.Г. Чиж // ГЭОТАР-Медиа, 2018. стр.138-140.

 

6.                  ЯковлеваТ.А., БакшееваО.В., ГрешиловаР.Р., ЛапинаЕ.А., Учебное пособие для изучения профессионального модуля // Выполнение работ по профессии младшей медицинской сестры по уходу за больными г Чита. Медколледж, 2017.Часть 2. стр.355-360.

 

Нормативно-правовые документы

 

1.                  Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 22.12.2020) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;

 

2.                  СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям. П. X. Требования к обращению с медицинскими отходами.

 

3.                  Приказ Минздрава России от 20.12.2012 №1177н «Об утверждении порядка дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства в отношении определенных видов медицинских вмешательств, форм информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и форм отказа от медицинского вмешательства»;

 

4.                  МУ 3.5.1.3674-20 «Обеззараживание рук медицинских работников и кожных покровов пациентов при оказании медицинской помощи»;

 

5.                  «Уход за ослабленными больными». Рекомендации (разосланы письмом Министерства труда и социальной защиты РФ от 23.04.2018г. 12-3/10/П-2728 «Органам исполнительной власти субъектов РФ в сфере социальной защиты населения»).

 

6.                  ГОСТ Р 52623.3-2015 Национальный стандарт РФ «Технологии выполнения простых медицинских услуг. Манипуляции сестринского ухода».

 

7.                  Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.12.2020 № 928н «Об утверждении правил по охране труда в медицинских организациях». Требования к охране труда при работе с кровью и другими биологическими жидкостями.