Министерство здравоохранения Забайкальского края
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Читинский медицинский колледж»
Методическая разработка
практического занятия
Тема: Топографическая анатомия груди
Учебная дисциплина: Анатомия и физиология человека
Специальность: 34.02.02 Медицинский массаж
Чита-2020
Методическая разработка составлена на основании рабочей программы по учебной дисциплине «Анатомия и физиология человека» для специальности 34.02.02 Медицинский массаж.
Автор методической разработки:
Веретенникова Н.А., преподаватель высшей квалификационной категории
Рассмотрена на заседании
ЦМК «Сестринское дело»
Протокол № 3 от 10.09. 2020г.
Председатель ЦМК _____________Романова В.Н.
Согласована:
Методист_____________
Тема: «Топографическая анатомия груди»
Место проведения: учебный корпус ЧМК, кабинет анатомии и физиологии.
Продолжительность занятия: 2 часа ( 90 минут)
Вид занятия: Урок закрепления знаний, выработка умений и навыков
Форма проведения: практическое занятие.
Цели занятия:
Учебная цель: нахождение на муляжах костно-мышечных ориентиров и демонстрация линий, определяющих границы топографо-анатомических областей.
После изучения темы студент должен:
уметь:
- применять знания о топографической анатомии груди в профессиональной деятельности медицинской сестры по массажу;
- демонстрировать на муляжах, таблицах, моделях границы анатомических областей, топографические линии грудной клетки, области груди;
-определять методом пальпации костно-мышечные ориентиры.
знать:
- послойное строение, функции, соединения грудной клетки;
-кровоснабжение, венозный и лимфатический отток, иннервацию грудной клетки;
- строение грудной полости и заполняющих её внутренних органов, их функции;
- строение и значение серозных оболочек, полостей плевры и перикарда;
- строение средостения границы, органы средостения.
Развивающая цель:
Формирование у студентов способности анализировать и аргументировать полученную информацию, формировать системное клиническое мышление, развивать осязательную и смысловую память, пространственное представление необходимое для определения массажных областей и послойной диагностики патологических процессов в мягких тканях, навыки умственного труда (ОК 2,4)
Воспитательная цель:
Формировать у студентов через предмет профессиональное мышление, осознанное отношение к профессии, понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии в обществе, формировать принципы милосердия, гуманности (ОК1)
Межпредметные связи: Основы латинского языка с медицинской терминологией, Здоровый человек и его окружение, Безопасность жизнедеятельности, Медицинский массаж, Клинические дисциплины.
Внутрипредметные связи: темы «Костная система», «Мышечная система», «Нервная система, Сердечно-сосудистая система, Дыхательная система.
Литература, рекомендуемая для самоподготовки:
Основные источники:
1. Смольянинова Н.В, Фалина Е.Ф, Сапун В.А., Анатомия и физиология человека. –Москва: «ГЭОТАР – Медиа», 2015-576 с стр 73 – 87.
2. Смольянинова Н.В.Практикум по топографической анатомии для медсестёр по массажу. – ГЭОТАР-Медиа,2014. -192 с. Стр 26 – 39
Дополнительные источники:
Федюкович Н.И.Анатомия и физиология человека: учебник / Н.И. Федюкович. - Изд. 26-е, стер. - Ростов н/Д: Феникс, 2016. - 510 с.- (Среднее медицинское образование).
Интернет - источники:
1. Электронная библиотека «Консультант студента»
Оснащение: учебники, диктофоны, лекционная тетрадь, скелет человека, набор отдельных костей, муляж грудная клетка, позвоночный столб, барельефные таблицы мышцы груди послойно, модель грудная полость и органы грудной клетки, обучающие таблицы: «Кровоснабжение и иннервация органов грудной полости».
Этапы занятия и контроль их усвоения
Этапы занятия |
Содержание этапа |
Примерное время |
1. Организационная часть. Мотивация учебной деятельности.
|
Цели: - организовать деятельность студентов для достижения поставленных целей - подготовить студентов к работе на занятии, создать у них положительный эмоциональный настрой Задачи: - Создать условия для дальнейшей эффективной работы на занятии: Преподаватель проверяет готовность студентов к занятию, наличие формы, проверяет присутствующих, заполняет журнал, проверяет оснащение рабочего места преподавателя и студента, сообщает тему занятия. - сообщение целей и задач занятия (учебной, развивающей, воспитательной) - Формирование позитивной мотивации и активизации интереса к учебной деятельности. Актуализацию и мотивацию темы занятия( см. в приложении №2 |
5 минут |
2. Актуализация опорных знаний (контроль исходного уровня знаний) |
Цели: - определить уровень опорных знаний студентов - Задачи: - использовать педагогическое оценивание, как метод повышения учебной активности и учебной мотивации студентов; - сформулировать критерии, на основе которых даётся оценка ответов учащихся Вопросы для актуализации опорных знаний (фронтальный опрос (см. в приложении №3) Тестовое задание исходного уровня знаний и эталон ответов к тестовому заданию (см. приложение № 4 №5) |
20 минут |
3. Изучение нового материала. |
Цели: изложить основные вопросы нового материала - Преподаватель на таблицах, муляжах и барельефных таблицах демонстрирует формы и линии грудной клетки, границы и ориентиры груди, проекции органов на грудную стенку. Задачи: - преподаватель объясняет сложные вопросы, рекомендует студентам методику изучения материала, приёмы и последовательность, примерный расчёт времени, чтобы в течении занятия успеть по учебнику, атласу, таблицам и муляжам изучить топографию передней грудной стенки. Вопросы для самоподготовки (см. в приложении №1) |
20 минут |
4. Самостоятельная работа студентов |
Цели: организовать деятельность студентов при выполнении самостоятельной работы Преподаватель делит студентов на малые группы и определяет задание для самостоятельной работы. Раздаёт муляжи, барельефные таблиц, набор костей. Задачи: - преподаватель консультирует студентов в ходе изучения материала, беседует с каждым студентом, задаёт вопросы по заданному материалу, выясняя, правильно ли поняли студенты изученный материал, правильно ли ориентируются по таблицам и муляжам - в случае необходимости преподаватель поправляет студента, объясняет ошибку. Задания для самостоятельной работы ( см. в приложении №6) |
20 минут |
5. Закрепление изученного материала.
|
Цели: Выявить уровень усвоения знаний, умений - закрепить учебный материал в виде фронтального опроса, решение тестовых заданий, ситуационных задач. - использовать методы, побуждающие студентов самостоятельно рассуждать; - оценить динамику усвоения материала - формировать общие компетенции Задачи: - ориентироваться на индивидуальные особенности студента при организации учебной деятельности Вопросы конечного уровня знаний для индивидуального опроса (см. приложение №7) Ситуационные задачи и эталон ответов к задачам( см. в приложении №8,№9) |
20 минут |
Подведение итогов. |
Цели: - подвести итоги занятия, оценить работу студентов; Задачи: - преподаватель анализирует ответы студентов, даёт оценку успешности; - намечает перспективы на будущее. |
3 минуты |
5. Задание на дом |
Цели: - сообщить студентам домашнее задание; - объяснить способы выполнения домашнего задания - организовать студентов для поиска дополнительной информации, необходимой при решении учебной задачи. Задачи: - перечислить учебники необходимые для изучения темы Топографическая анатомия спины. 1. Смольянинова Н.В., Фалина Е.В.., Сапун В.А., Анатомия и физиология человека. - Москва: «ГЭОТАР- Медиа». 2015 г. стр 73-87 2. Смольянинова Н.В. Практикум по топографической анатомии для медсестёр по массажу. – Москва: «ГЭОТАР- Медиа». 2014.-192 с., стр. 26-39 Вопросы для подготовки домашнего задания: 1.Границы и костно-мышечные ориентиры спины 2. Послойное строение области спины 3. Кровоснабжение и иннервация спины 4. Области спины и их границы. |
2 минуты |
Приложение № 1
Вопросы для самоподготовки:
1. Определение понятий: грудная клетка, грудная стенка, грудная полость.
2. Формы грудной клетки.
3. Ориентиры, границы. Топографические линии, области груди.
4. Топографическая анатомии слоёв мягких тканей грудной стенки.
5. Зоны иннервации. Кровоснабжения, венозного и лимфатического оттока.
6. Локализация и проекции на кожу регионарных лимфоузлов.
7. Проекции сердца, лёгких, и плевры на грудную стенку.
Приложение №2
Актуализация и мотивация темы занятия
Знание темы топографическая анатомия груди необходима студентам для усвоения других разделов курса топографической анатомии, теории и практики массажа спины и передней грудной стенки, лечебной физкультуры, сестринского ухода в курсах клинических дисциплин.
Изучая границы различных анатомических областей, студенты должны уметь определять костно-мышечные ориентиры- это костные выступы, ямки, мышечные валики, брюшки, сухожилия расположенные поверхностно, их определение с помощью пальпации позволяет студентам правильно ориентироваться на теле пациента, определяя по особенностям рельефа поверхности тела, границы массажных областей, которые как правило совпадают с анатомическими областями, выделение в большой анатомической области более мелких областей важно массажисту для проведения более детального массажа.
Изучение слоёв мягких тканей тела человека необходимо для овладения классическим рефлекторно сегментарным, соединительно-тканным массажем. Также будущие массажисты должны хорошо знать строение скелета человека, виды соединения костей, так как кости являются прочной основой анатомических областей, поэтому воздействуя на надкостницу в местах доступных для пальпации и поверхностно расположенных участках костей, используются в методиках надкостничного (переостального массажа) массажа.
Изучение проекций внутренних органов, сосудисто-нервных стволов, лимфатических узлов на кожу необходимо для максимального точного выполнения различных методик массажа при заболеваниях внутренних органов, неврологической и сосудистой патологии.
Также будущие массажисты должны хорошо знать зоны кровоснабжения, направления венозного и лимфатического оттока при проведении приемов классического массажа, так как они выполняются с учётом направлений венозного и лимфатического оттока. Не менее важны представления о зонах иннервации, в том числе сегментарной в классическом, рефлекторно-сегментарном и других видах массажа.
Умение пальпировать чрезвычайно важно для слабовидящих студентов в плане развития у них пространственного представления, необходимых для послойной диагностики патологических процессов в мягких тканях, надкостнице, во внутренних органах. Хорошая осязательная чувствительность пальцев необходима будущему массажисту для освоения любых видов массажа.
Приложение №3
Вопросы для актуализации опорных знаний (фронтальный опрос)
1. Объяснить строение грудной клетки- кости и мышцы участвующие в её образовании, функции, грудной клетки.
2. Классифицировать и описать кости участвующие в образовании грудной клетки.
3. Классифицировать мышцы грудной клетки в зависимости от выполняемых ими функций.
4. Назвать и описать кости используемые, как ориентиры для определения границ грудной клетки.
5. Объяснить понятие грудная полость -границы, органы грудной полости.
6. Объяснить понятие средостение - органы средостения.
7. Назвать факторы, влияющие на форму грудной клетки.
Приложение №4
Тестовое задание исходного уровня знаний.
Тема: «Топографическая анатомия груди.
1. Вид соединения рёбер с грудиной называется:
А) Синдесмоз
Б) Синхондроз
В) Синостоз
Г) Сустав
2. Какие кости участвую т в образовании грудной клетки:
А) грудина
Б) лопатка
В) рёбра
Г) ключица
3. Истинными рёбрами называют:
А) Все рёбра
Б) Верхние семь пар
В) Следующие три пары
Г) Последние две пары
4. К поверхностным мышцам груди относят:
А) наружные межрёберные мышцы
Б) Внутреннии межрёберные мышцы
В) Передняя зубчатая мышца
Г) Мышца, поднимающая рёбра
5. Главной дыхательной мышцей является :
А) Большая грудная мышца
Б) Диафрагма
В) Передняя зубчатая мышца
Г) Малая грудная мышца
6. Сколько долей имеет правое лёгкое:
А) Одно
Б) Два
В) Три
Г) Четыре
7. Сколько серозных полостей в грудной полости:
А) Одна
Б) Две
В) Три
Г) Четыре
8. Структурно-функциональной единицей лёгкого является:
А) бронхолёгочный сегмент
Б) Лёгочная долька
В) Ацинус
Г) Альвеола
9. Назвать органы, расположенные в переднем средостении:
А) Сердце
Б) Лёгкие
В) Пищевод
Г) Тимус
10. Верхушечный толчок сердца в норме наблюдается в области:
А) Мечевидного отростка грудины
Б) Четвёртого межреберья слева
В) Пятого межреберья слева
Г) Шестого межреберья справа
11. Частота дыхательных движений в норме у взрослого человека составляет:
А) 5-10 в минуту
Б) 10-15 в минуту
В) 16-18 в минуту
Г) 20-30 в минуту
12. Тахикардия – это:
А) уменьшение частоты дыхательных движений
Б) увеличение частоты сердечных сокращений
В) уменьшение частоты сердечных сокращений
Г) остановка дыхания
Приложение №5
Эталон ответов к тестовому заданию исходного уровня знаний по теме:
« Топографическая анатомия груди»
1. б
2. а, в
3. б
4. в
5. б
6. в
7. б
8. в
9. а, г
10. в
11. в
12. б
Критерии оценивания тестового задания:
«5»- 91-100% (1 ошибка)
«4»-81-90% (2-3 ошибки)
«3»-71-80% (4-6 ошибок)
«2»-70% и меньше (7 и более)
Приложение №6
Задания для самостоятельной работы студентов:
1. Используя муляжи грудной клетки и скелет человека провести топографические линии грудной клетки;
2. Используя муляжи, набор отдельных костей определить костные ориентиры, необходимые для нахождения границ грудной клетки;
3. Используя топографические линии передней грудной стенки определить проекции лёгких и сердца на переднюю грудную стенку;
4. Используя костно-мышечные ориентиры найти и обозначить по границам области передней грудной стенки.
Приложение № 7
Вопросы для определения конечного уровня знаний (индивидуальный опрос)
1. Назвать и продемонстрировать границы и ориентиры области груди;
2. Рассказать и показать проекцию границ лёгких на переднюю грудную стенку;
3. Рассказать и показать границы сердца в проекцию на переднюю грудную стенку;
4. Объяснить послойное строение передней грудной стенки;
5. Рассказать кровоснабжение, венозный и лимфатический отток от передней грудной стенки;
6. Объяснить сегментарную иннервацию передней грудной стенки;
7. Назвать топографические области передней грудной стенки и определить их границы.
Приложение №8
Ситуационные задачи.
Задача №1
Ребёнку 5 лет, часто и длительно болеющему простудными заболеваниями, при массаже грудной клетки массажист дополнительно массирует большие грудные и передние зубчатые мышцы.
Объясните, почему ребёнку показан такой массаж?
Задача №2
Больным с бронхиальной астмой в межприступном периоде обычно назначают лёгкий поверхностный массаж грудной клетки.
Какое физиологическое действие оказывает такой массаж?
Задача№ 3
Какие изменения конфигурации грудной клетки может вызвать заболевание эмфизема лёгких?
Задача №4
В норме давление в плевральной полости отрицательное, (ниже атмосферного). Может ли функционировать лёгкое, если давление в плевральной полости сравняется с атмосферным?
Приложение №9
Эталон ответов к ситуационным задачам.
Ответ к задаче №1
Большая грудная и передняя зубчатая мышца, являются вспомогательными дыхательными, поэтому массаж этих мышц показан ребёнку с частыми простудными заболеваниями, вызывающими нарушения дыхательных функций.
Ответ к задаче №2
При бронхиальной астме повышен тонус парасимпатического отдела вегетативной нервной системы, который стимулирует спазм бронхиолярных мышц, закупорку мелких бронхов густой вязкой мокротой. Поэтому поверхностный лёгкий массаж, частая прерывистая вибрация, повышает тонус симпатического отдела, оказывающего на бронхи противоположное действие. В результате расслабляются гладкие мышцы бронхов, отделяется более жидка мокрота и дренажная функция бронхов нормализуется.
Ответ к задаче №3
У больных эмфиземой лёгких, которая характеризуется снижением эластичности и повышением воздушности лёгочной ткани, поэтому постепенно грудная клетка приобретает бочкообразную форму.
Ответ к задаче №4
Отрицательное давление в плевральных полостях создаётся эластической тягой лёгких при дыхательных движениях. При проникающих ранениях грудной клетки или повреждении лёгкого развивается пневмоторакс: воздух входит в плевральную полость, давление в котором становится равным атмосферному. Эластическое лёгкое спадается и перестаёт функционировать.