Министерство здравоохранения Забайкальского края
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Читинский медицинский колледж»
Методическая разработка
практического занятия
Тема «Организация сестринского ухода за больным ребёнком в амбулаторно-поликлинических и стационарных условиях»
УД «Совершенствование оказания медицинских услуг»
Специальность |
34. 02. 01 Сестринское дело Базовая подготовка
|
Чита-2020
Методическая разработка составлена основе ФГОС, в соответствии с программой подготовки специалистов среднего звена, по специальности 34.02.01 Сестринское дело (ОФО, ОЗФО). На основании рабочей программы по УД «Совершенствование оказания медицинских услуг». С целью проверки готовности обучающихся к самостоятельной трудовой деятельности и подготовки к аккредитации.
Автор методической разработки:
Капаницкая Татьяна Юрьевна преподаватель
Рассмотрена на заседании цикловой методической комиссии
«Сестринское дело»
Председатель ЦМК Романова В.Н.
Согласована:
Методист Носкова О.В.
Тема: Организация сестринского ухода за больным ребёнком в амбулаторно-поликлинических и стационарных условиях.
Тип занятия: тренинг
Форма занятия: практическое занятие.
Время занятия: 270 минут (6 часов).
Методы обучения: практико-операционный, игровой.
Современные педагогические технологии: технология развития личности-игровая, проблемное обучение, предметно-ориентированные технологии-технология постановки цели.
Цели занятия:
Учебная: углубление полученного практического опыта, обучающегося по уходу за больным ребенком в амбулаторно-поликлинических и стационарных условиях. Формирование профессиональных и общих компетенций:
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.
ПК 2. 5. Соблюдать правила пользования аппаратурой, оборудованием и изделиями медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.
ПК 2. 6. Вести утвержденную медицинскую документацию.
ПК 4.1. Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности.
ПК 4.6. Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
Развивающая:
· Развитие профессионального, логического и клинического мышления;
· Развитие общения, внимания, памяти;
· Формирование ОК:
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
Воспитательная:
· Развитие чувства ответственности, профессионализма;
· Воспитание чувства гордости и любви к будущей профессии;
· Формирование качеств профессии: честность, порядочность, отзывчивость, достоинство, доброта;
· Развитие общих человеческих ценностей: гуманности, милосердия, сострадания, уважения к жизни и здоровью человека;
· Формирование ОК:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
OК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды, за результат выполнения заданий.
Задачи:
После изучения темы студент должен:
знать:
· особенности ухода за ребенком в различные возрастные периоды и при различных заболеваниях;
· алгоритмы манипуляций в соответствии с чек-листами: гигиеническая обработка рук; подсчет ЧСС, ЧД: гигиеническая ванна; постановка назогастрального зонда; кормление через зонд; постановка газоотводной трубки; сбор мочи у грудных детей.
уметь:
· готовить пациента к лечебно-диагностическим вмешательствам;
· консультировать по вопросам рационального и диетического питания;
· осуществлять сестринский уход за пациентом при различных заболеваниях и состояниях;
· оценивать функциональное состояние ребенка;
· выполнять манипуляции при уходе за ребенком;
· осуществлять реабилитационные мероприятия в пределах своих полномочий в условиях первичной медико-санитарной помощи и стационара;
· проводить обучение пациента/родственников правилам лечебного питания, правилам приёма назначенных лекарственных средств.
· осуществлять фармакотерапию по назначению врача;
· оказывать неотложную доврачебную помощь.
иметь практический опыт:
· осуществления ухода за детьми при различных заболеваниях и состояниях.
Межмодульные связи:
· ПМ 01. «Проведение профилактических мероприятий»
· ПМ 02. «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном
· Учебная дисциплина «Биомедицинская этика».
Средства обучения:
Информационные средства: учебники, учебные пособия, методические рекомендации, тестовые задания и ситуационные задачи;
ТСО: см. Приложение 7.
Список литературы:
Нормативные документы:
1. «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» [Электронный ресурс]: ФЗ: [(ред. от 28.09.2010 г.) утв. ВС РФ 22.07.1993г. №5487-1] //Консультант плюс. – 2011г. – 08 февраля. – заглавие с экрана; Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
2. «Приказ Минздрава России от 29.06.2016 № 425н «Об утверждении Порядка ознакомления пациента либо его законного представителя с медицинской документацией, отражающей состояние здоровья пациента».
3. ГОСТ Р 52623.4-2015 «Технологии выполнения простых медицинских услуг инвазивных вмешательств», утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Российской Федерации от 31.03.2015 № 200-ст.
4. «Стерилизация и дезинфекция изделий медицинского назначения. Методы, средства и режимы» [Электронный ресурс]: ОСТ 42-21-2-85 : [утв. Приказом Минздрава СССР от 10.06.1985г. №770] //Консультант плюс. – 2011г. – 08 февраля. – заглавие с экрана;
5. СанПиН 2.1.3.2630-10 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность [Электронный ресурс]: приказ: [18.05.2010г, №58, Постановление Главного государственного санитарного врача РФ]//Гарант Эксперт. – 2011г. – 25.01. – заглавие с экрана;
6. СанПиН 2.1.7.2790-10 Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами [Электронный ресурс] : приказ. : [утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 9 января 2010 г. N163] //Консультант плюс. – 2011г. – 08 февраля. – заглавие с экрана;
Основные источники:
1. Григорьев К.И., Кильдиярова Р.Р. Особенности оказания сестринской помощи детям: учебное пособие – М.: ГЭОТАР- Медиа, 2016. – 277 с.: ил.
2. Запруднов А.М., Григорьев К.И. Педиатрия с детскими инфекциями: учеб. для студентов сред. проф. образования – М.: ГЭОТАР- Медиа, 2017. – 560 с.: ил.
3. Колпикова А.Г., Великая Н.А. Сборник манипуляций по педиатрии. ПМ.02 МДК 02.01. Сестринский уход за пациентами педиатрического профиля: Учебное пособие. – СПб.: Издательство «Лань», 2018.- 108с.:ил.- (Учебники для вузов. Специальная литература).
4. Кривошапкина Л.В. Деятельность среднего медицинского персонала при неотложных состояниях у детей: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Издательство «Лань», 2019.- 120с.:ил.- (Учебники для вузов. Специальная литература).
5. Рылова Н.Ю. Уход за новорожденным ребенком.: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. - СПб.: Издательство «Лань», 2018.- 424с.:ил.- (Учебники для вузов. Специальная литература).
6. Соколова Н.Г. Педиатрия с детскими инфекциями/ Ростов н/Д: Феникс 2018. – 490 с.: ил. – (Среднее медицинское образование).
7. Соколова Н.Г. Сестринский уход за здоровым новорожденным: учебное пособие/ Ростов н/Д: Феникс 2018. – 278 с.: ил. – (Среднее медицинское образование).
8. Соколова Н.Г., Тульчинская В. Д. Педиатрия с детскими инфекциями/ Изд. 2-е.- Ростов н/Д: Феникс 2017. – 447 с. – (Среднее медицинское образование).
Дополнительные источники:
1. Клиническая фармакология: учебное пособие / Н. Б. Анисимова, Л. И. Литвинова. - Ростов - на - Дону: Феникс, 2014. - 380 с.Соколова Н.Г., Тульчинская В. Д. Педиатрия с детскими инфекциями/ Изд. 2-е.- Ростов н/Д: Феникс 2017. – 447 с. – (Среднее медицинское образование).
2. Руководство по рациональному использованию лекарственных средств / под ред. А. Г. Чучалина, Ю. Б. Белоусова, Р. У. Хабриева, Л. Е. Зиганшиной . - М. : ГЭОТАР - Медиа, 2014. - 768 с.
3. СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» [Электронный ресурс]: приказ.: [18.05.2010г, №58, Постановление Главного государственного санитарного врача РФ] // Гарант Эксперт. - 25.01.2010. - заглавие с экрана.
4. ФЗ Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Ссылки на электронные источники информации:
1. Правовая база данных «Консультант»
2. Правовая база данных «Гарант»
3. Профильные web – сайты Интернета:
· Министерство здравоохранения и социального развития РФ -http//www.minzdravsoc.ru
· Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека – http//www.rospotrebnadzor.ru
· ФГУЗ Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека – http//www.fcgsen.ru
· Информационно – методический центр «Экспертиза» – http//www.crc.ru
· Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения – http//www.mednet.ru
Этапы занятия и контроль их усвоения
№ |
Этапы занятия |
Содержание каждого этапа Рекомендации для преподавателя |
Рекомендации для студентов |
Примерное время |
1 |
Организационная часть |
Преподаватель приветствует студентов. Обращает внимание на внешний вид студентов. Отмечает отсутствующих. Проверяет готовность студентов к работе на занятии. Заполняет журнал. |
Староста докладывает о готовности группы к занятию. Отмечает отсутствующих |
2 мин. |
2 |
Мотивация учебной деятельности |
Вступительное слово преподавателя. Преподаватель сообщает тему, цель занятия формулируются студентами, корректируются преподавателем. Отмечает значение данного занятия в будущей практической деятельности. (Приложение 1). Знакомит студентов с порядком и методами проведения занятия, формой оценивания результатов. |
Студенты слушают, записывают. |
3 мин. |
3
|
Актуализация опорных знаний (контроль исходного уровня знаний).
|
Определение базового уровня знаний с помощью проведения тестового контроля (Приложение 2).
|
Студенты индивидуально отвечают на тест и проводят взаимоконтроль.
|
15 мин.
|
4 |
Самостоятельная работа: - тренинг - ролевая-игра
- Контрольно-оценочный этап |
Преподаватель объясняет правила тренинга, знакомит с чек-листами (структурой, объясняет критерии оценки). Для закрепления информации оценивается практический навык гигиенической обработки рук согласно Чек-листу (Приложение 3). В ходе мастер-класса задаются вопросы, выделяются отдельные моменты, делается акцент на строгое соблюдение алгоритма в соответствии с чек-листами
Выдает ситуационные задачи и проводит инструктаж выполнения задания. В начале работы преподаватель делит группу на малые группы по 2-3 человека, распределяет ролевые установки – медицинская сестра, родители. Задания выполняются на 4-х симуляционных площадках. Отвечает на вопросы студентов, наблюдает за выполнением задания, отмечает ошибки и исправляет.
Преподаватель контролирует правильность выполнения манипуляций согласно чек-листам. Оценивает работу студентов. |
Студенты знакомятся с чек-листами, задают вопросы.
Составляют план сестринского ухода. Отрабатывают практические навыки (Приложение 4): 1. Гигиеническая обработка рук 2. Подсчет ЧСС, ЧД. 3. Гигиеническая ванна. 4. Постановка назогастрального зонда. 5. Кормление через зонд. 6. Постановка газоотводной трубки. 7. Сбор мочи у грудных детей. Работают в микрогруппах.
Студенты согласно жеребьевки демонстрируют практические навыки.
|
20 мин
120 мин
80 мин |
5 |
Рефлексия |
Преподаватель просит студентов заполнить облака «тегов». (Приложение 5). |
Каждый студент выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их.
|
15 мин |
6 |
Подведение итогов |
Преподаватель подводит итоги, анализирует, дает оценку успешности, намечает перспективы на будущее (Приложение 6) |
Студенты принимают участие в обсуждении оценок. |
15 мин |
Итого |
270 мин |
Приложение 1
Мотивация
Занятия по теме «Совершенствование знаний по организации ухода за здоровым и больным ребёнком» имеют большое значение в подготовке выпускников к первичной аккредитации. В лечении больного ребенка важна не только медикаментозная терапия, но и правильно организованный уход. Знание основных симптомов заболевания, особенностей ухода за больными детьми при различных заболеваниях – основа быстрого выздоровления ребенка. На современном этапе большое внимание уделяют вопросам стандартизации деятельности медицинской сестры при уходе за ребенком. Выполнение манипуляций должно строго соответствовать алгоритму, с учетом возрастных особенностей ребенка. Таким образом, совершенствование практических навыков в условиях симуляционного тренинга способствует тренировке основных профессиональных компетенций и формирует системный, комплексный подход к проблемам пациента.
При каждом заболевании есть свои особенности ухода –это температурный режим и влажность в палате, особенности положения ребенка в постели, соблюдение диеты и гипоаллергенного быта. Так же большое значение имеет создание эмоционального комфорта для детей и родителей. Уход за ребенком осуществляют не только медицинские работники, но и родители, поэтому необходимо обучить родителей особенностям ухода.
Приложение 2
Тестовый контроль
Вариант 1
Выберите один правильный вариант ответа.
1. ТЕМПЕРАТУРА ВОДЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ
ВАННЫ СОСТАВЛЯЕТ (0С)
А) 34 – 36
Б) 23 – 25
В) 39 – 41
Г) 36 – 37
2. МЕШОК АМБУ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ
А) оксигенотерапии
Б) искусственной вентиляции лѐгких
В) непрямого массажа сердца
Г) обеспечения проходимости дыхательных путей
3. В НОРМЕ ОЦЕНКА ПО ШКАЛЕ АПГАР ДОНОШЕННОГО ЗДОРОВОГО НОВОРОЖДЕННОГО СОСТАВЛЯЕТ
А) 8-10 баллов
Б) 4-6 баллов
В) 6-7 баллов
Г) 10-12 баллов
4. СРЕДНЯЯ ЧАСТОТА СЕРДЕЧНЫХ СОКРАЩЕНИЙ У НОВОРОЖДЕННОГО РЕБЕНКА (В МИН)
А) 110
Б) 170
В) 140
Г) 90
5. МЕТЕОРИЗМ - ЭТО
А) спастические боли в кишечнике
Б) частый жидкий стул
В) задержка стула более чем на 48 часов
Г) патологическое газообразование в кишечнике
6. ПРИЕМ ГЕЙМЛИХА ПРИ ИНОРОДНОМ ТЕЛЕ В ГОРТАНИ-ЭТО
А) серия из 5 толчков кулаком на область верхней половины живота с целью
удаления инородного тела из верхних дыхательных путей
Б) запрокидывание головы и открывание рта
В) введение воздуховода
Г) сочетание искусственной вентиляции легких с непрямым массажем сердца
7. ПРИ ОКАЗАНИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПАЦИЕНТУ ПРИ ОБМОРОКЕ ОБЕСПЕЧИВАЕТСЯ
А) придание вертикального положения тела
Б) введение назогастрального зонда
В) внутривенное введение раствора сульфата магния
Г) горизонтальное положение с приподнятым ножным концом
8. ЭКСПИРАТОРНОЙ ОДЫШКОЙ ЯВЛЯЕТСЯ
А) дыхание с затрудненным вдохом и выдохом
Б) дыхание с затрудненным вдохом
В) дыхание с затрудненным выдохом
Г) приступ удушья
9. ЗАПАХ АЦЕТОНА ИЗО РТА ХАРАКТЕРЕН ДЛЯ КОМЫ
А) гипергликемической
Б) гипогликемической
В) уремической
Г) мозговой
10. ОРИЕНТИРАМИ ПРИ ИЗМЕРЕНИИ ОКРУЖНОСТИ ГОЛОВЫ ГРУДНОГО РЕБЕНКА СЗАДИ ЯВЛЯЮТСЯ
А) область ниже затылочных бугров
Б) затылочные бугры
В) область над затылочными буграми
Г) теменные бугры
Эталоны ответов 1 вариант
1. |
2. |
3. |
4. |
5. |
6. |
7. |
8. |
9. |
10. |
Г |
Б |
А |
В |
Г |
А |
Г |
В |
А |
Б |
Тестовый контроль
Вариант 2
Выберите один правильный вариант ответа.
1. ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ НОСОВОМ КРОВОТЕЧЕНИИ У РЕБЕНКА ЕГО НЕОБХОДИМО
А) усадить, запрокинув голову назад
Б) усадить, слегка наклонив голову вниз
В) уложить на бок
Г) уложить на ровную поверхность с возвышенным головным концом
2. МЕТОД ГЕЙМЛИХА ПРИМЕНЯЕТСЯ ПРИ
А) попадании инородного предмета в верхние дыхательные пути
Б) травме позвоночника
В) инспираторной одышке
Г) астматическом статусе
3. ЧАСТОТА КУПАНИЯ НОВОРОЖДЕННОГО
А) 1 раз в 10 дней
Б) 2 раза в неделю
В) 1 раз в неделю
Г) ежедневно
4. У РЕБЕНКА 5 ЛЕТ В ПОКОЕ НОРМАЛЬНАЯ ЧАСТОТА СЕРДЕЧНЫХ СОКРАЩЕНИЙ СОСТАВЛЯЕТ (В МИН)
А) 60
Б) 80
В) 100
Г) 120
5. ДИЕТА ПРИ ОСТРОМ ГЛОМЕРУЛОНЕФРИТЕ ПРЕДУСМАТРИВАЕТ ОГРАНИЧЕНИЕ
А) жидкости, углеводов, белков
Б) жидкости, соли, белков
В) соли, белков, жиров
Г) жидкости, жиров, белков
6. ПОКАЗАНИЕМ ДЛЯ ВВЕДЕНИЯ ГАЗООТВОДНОЙ ТРУБКИ ЯВЛЯЕТСЯ
А) метеоризм
Б) запор
В) непроходимость кишечника
Г) операция
7. РАСТВОР ПРИ ЗАКАПЫВАНИИ В УХО ПОДОГРЕВАЮТ ДО (ГРАДУСОВ)
А) 40
Б) 37
В) 49
Г) 24
8. ИНСПИРАТОРНОЙ ОДЫШКОЙ ЯВЛЯЕТСЯ
А) удушье
Б) дыхание с затрудненным выдохом
В) дыхание с затрудненным вдохом и выдохом
Г) дыхание с затрудненным вдохом
9. СОСТОЯНИЕ НОВОРОЖДЕННОГО ОЦЕНИВАЕТСЯ ПО ШКАЛЕ
А) Апгар
Б) Петрусса
В) Баллард
Г) Цельсия
10. ДЛЯ ПОСТАНОВКИ КЛИЗМЫ РЕБЕНКА ДО 6 МЕС. УКЛАДЫВАЮТ НА
А) левый бок
Б) правый бок
В) спину
Г) живот
Эталоны ответов 2 вариант
1. |
2. |
3. |
4. |
5. |
6. |
7. |
8. |
9. |
10. |
Б |
А |
Г |
В |
Г |
А |
Б |
Г |
А |
В |
Критерии оценки
5 «отлично» - 91-100% правильных ответов
4 «хорошо» - 81-90% правильных ответов
3 «удовлетворительно» - 71-80% правильных ответов
2 «неудовлетворительно» - 70% и менее правильных ответов
Приложение 3
Уважаемые студенты, любая манипуляция начинается и завершается гигиенической обработкой рук. Предлагаю выбрать одного студента для демонстрации практического навыка гигиенической обработки рук и трех студентов для экспертной оценки с использованием чек-листов.
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ (ЧЕК-ЛИСТ)
Проверяемый практический навык: гигиеническая обработка рук
№ п/п |
Перечень практических действий |
Форма представления |
Отметка о выполнении да/нет |
1. |
Поздороваться, представиться, обозначить свою роль |
Выполнить /Сказать |
|
2. |
Сообщить проводимой манипуляции |
Сказать |
|
3. |
Объяснить ход и цель процедуры |
Сказать |
|
|
Подготовка к поведению процедуры |
|
|
4. |
Объяснение техники и продолжительности процедуры |
Сказать |
|
5. |
Нанести кожный антисептик на ладонь из флакона с кожным антисептиком. |
Выполнить /Сказать |
|
|
Выполнение процедуры |
|
|
6. |
Потрите одну ладонь о другую ладонь. |
Выполнить |
|
7. |
Правой ладонью разотрите тыльную поверхность левой кисти, переплетая пальцы |
Выполнить |
|
8. |
Левой ладонью разотрите тыльную поверхность правой кисти, переплетая пальцы |
Выполнить |
|
9. |
Переплетите пальцы, растирая ладонью ладонь |
Выполнить |
|
10. |
Соедините пальцы в "замок", тыльной стороной согнутых пальцев растирайте кончики пальцев другой руки, поменяйте руки |
Выполнить |
|
11. |
Охватите большой палец левой руки правой ладонью и потрите его круговым движением |
Выполнить |
|
12. |
Охватите большой палец правой руки левой ладонью и потрите его круговым движением |
Выполнить |
|
13. |
Круговым движением в направлении вперед и назад сомкнутыми пальцами правой руки потрите левую ладонь |
Выполнить |
|
14. |
Круговым движением в направлении вперед и назад сомкнутыми пальцами левой руки потрите правую ладонь |
Выполнить |
|
|
Завершение процедуры |
|
|
15. |
Дождитесь полного естественного высыхания кожного антисептика. |
Выполнить /Сказать |
|
Примерные комментарии аккредитуемого при выполнении практического навыка: гигиеническая обработка рук.
№ п/п |
Перечень практических действий |
Примерный текст комментариев |
1. |
Поздороваться, представиться |
«Здравствуйте! Меня зовут ___ (ФИО)» |
2. |
Сообщить о проводимой манипуляции |
«Мне необходимо провести гигиеническую обработку рук при помощи кожного антисептика» |
3. |
Объяснить ход и цель процедуры |
«Цель: удаление загрязнений и снижение количества Микроорганизмов до безопасного уровня (профилактика ИСМП). Обработка рук проводится кожным антисептиком в нестерильной зоне с соблюдением последовательности выполняемых действий» |
4. |
Объяснение техники и продолжительности процедуры |
«Каждое движение повторяем 5 раз. Руки на протяжении всей процедуры должны быть увлажнены, при необходимости добавляем кожный антисептик и продолжаем обработку по алгоритму» |
5. |
Нанести кожный антисептик на ладонь из флакона с кожным антисептиком. |
«Обработка рук кожным антисептиком производится после обработки рук жидким мылом и высушиванием одноразовыми бумажными полотенцами» «Объем кожного антисептика, наносимого на поверхность руки должна соответствовать инструкции применения (в среднем 3-5 мл), и должен покрывать всю поверхность руки |
15. |
Дождитесь полного высыхания кожного антисептика |
«Не сушить. Дожидаемся полного естественного высыхания кожного антисептика.» |
Приложение 4
СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ
Задача № 1
Патронаж медицинской сестры к ребенку в возрасте 1 месяц.
Из анамнеза: Ребенок от 1 беременности, 1 родов. Беременность протекала без особенностей, роды на сроке 38 недель. С рождения находится на грудном вскармливании, сосет грудь активно. Пуповинный остаток отпал на 3-е сутки. Матери 18 лет, обучения в школе «Молодой матери» не проходила, особенностей ухода за новорожденным ребенком не знает. Мать обратилась к медицинской сестре с просьбой, чтобы она научила проведению ванны ребенку.
На момент осмотра состояние удовлетворительное. Ребенок тепло одет. В комнате душно, температура воздуха 28º С, форточка закрыта. Ребенок беспокойный, кричит, кожные покровы влажные на ощупь, кожа гиперемированная, множественные элементы мелкоточечной сыпи в естественных складках.
Задания:
1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
2. Оцените функциональное состояние ребенка (подсчет пульса, ЧДД).
3. Обучите мать ребенка, технике проведения гигиенической ванны.
4. При выполнении заданий, соблюдайте стандарты гигиенической обработки рук, биомеханики и эргономики.
Эталон ответа
1. Проблемы пациента:
- потница;
- изменение кожи в области естественных складок;
- беспокойство;
- нарушение комфортного состояния из-за неправильно подобранной одежды.
Приоритетная проблема: потница.
Краткосрочная цель: уменьшение высыпаний на коже в течение 1–2 дней.
Долгосрочная цель: высыпания на коже исчезнут в течение 1 недели.
План |
Мотивация |
1. Обеспечить гигиену кожи пациента (обтирание, подмывание, воздушные ванны, гигиеническая ванна) |
Для уменьшения высыпаний на коже и профилактики новых высыпаний |
2. Обеспечить одевание ребёнка согласно температуре окружающей среды (не перегревать) |
Для уменьшения высыпаний на коже и профилактики новых высыпаний |
3. Обеспечить гигиенически правильный сон ребёнка (только в своей кроватке, не в коляске, не с родителями) |
Для уменьшения высыпаний на коже |
4. Провести беседу с родственниками о правильной стирке нательного белья (стирать только детским мылом, двукратное полоскание, проглаживать с двух сторон) |
Для уменьшения высыпаний на коже и профилактики новых высыпаний |
5. Проводить гигиеническую уборку комнаты 2 раза в день, 3 раза в день проветривать по 30 минут (температура в комнате 20-22 оС) |
Для соблюдения гигиенического режима и обогащения воздуха кислородом |
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ (ЧЕК-ЛИСТ)
Проверяемый практический навык: Подсчет частоты сердечных сокращений у ребенка
№ п/п |
Перечень практических действий |
Форма представления |
Отметка о выполнении да/нет |
1. |
Поздороваться, представиться, обозначить свою роль. Идентифицировать пациента. |
Выполнить /Сказать |
|
2. |
Сообщить о проводимой манипуляции |
Сказать |
|
3. |
Объяснить ход и цель процедуры, убедиться в наличии информированного согласия |
Сказать |
|
|
Подготовка к поведению процедуры |
|
|
4. |
Объяснение техники и продолжительности процедуры |
Сказать |
|
5. |
Обработать руки гигиеническим способом. Надеть перчатки, маску. |
Выполнить /Сказать |
|
6. |
Удобно уложить или усадить ребенка, при этом кисть и предплечье не должны быть «на весу». |
Выполнить /Сказать |
|
7. |
Подготовить часы или секундомер. |
Выполнить |
|
|
Выполнение процедуры |
|
|
8. |
У детей до года лучшее место определения это плечевая артерия- слегка надавливают на внутреннюю поверхность руки посередине между локтем и плечевым суставом по направлению к кости. |
Выполнить /Сказать |
|
9. |
Оценить интервалы между пульсовыми волнами.
|
Выполнить /Сказать |
|
10. |
Взять часы с секундной стрелкой (секундомер) и провести подсчет пульсовых волн в течении одной минуты. |
Выполнить /Сказать |
|
11. |
Оценить наполнение пульса. |
Выполнить /Сказать |
|
12. |
Оценить напряжение, сдавливая лучевую артерию до исчезновения пульса. |
Выполнить /Сказать |
|
|
Завершение процедуры |
|
|
13. |
Сообщить пациенту (маме) результаты исследования. |
Выполнить /Сказать |
|
14. |
Обработать руки гигиеническим способом, осушить |
Выполнить /Сказать |
|
15. |
Записать результаты исследования в температурный лист графическим, а в листе наблюдения цифровым способом. |
Выполнить /Сказать |
|
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ (ЧЕК-ЛИСТ)
Проверяемый практический навык: Подсчет частоты дыхательных движений у ребенка
№ п/п |
Перечень практических действий |
Форма представления |
Отметка о выполнении да/нет |
1. |
Поздороваться, представиться, обозначить свою роль, идентифицировать пациента. |
Выполнить /Сказать |
|
2. |
Сообщить о проводимой манипуляции. |
Сказать |
|
3. |
Объяснить ход и цель процедуры, убедиться в наличии информированного согласия. |
Сказать |
|
|
Подготовка к поведению процедуры |
|
|
4. |
Объяснение техники и продолжительности процедуры |
Сказать |
|
5. |
Обработать руки гигиеническим способом. Надеть перчатки, маску. |
Выполнить /Сказать |
|
6. |
Удобно уложить ребенка, чтобы видеть его грудь и живот (желательно чтобы грудной ребенок спал). |
Выполнить /Сказать |
|
7. |
Подготовить часы или секундомер. |
Выполнить |
|
|
Выполнение процедуры |
|
|
8. |
Осуществить визуальное наблюдение за движением грудной клетки и передней брюшной стенки. |
Выполнить /Сказать |
|
9. |
Определить тип дыхания. |
Выполнить /Сказать |
|
10. |
Если визуальный подсчет дыхательных движении невозможен, то положить руку на грудную клетку (при грудном типе дыхания) или живот ребенка (при брюшном типе дыхания) в зависимости от возраста ребенка. |
Выполнить /Сказать |
|
11. |
Подсчитать частоту дыхательных движений строго за 1 минуту. |
Выполнить /Сказать |
|
12. |
Оценить частоту дыхательных движений |
Выполнить /Сказать |
|
|
Завершение процедуры |
|
|
13. |
Сообщить пациенту (маме) результаты исследования. |
Выполнить /Сказать |
|
14. |
Обработать руки гигиеническим способом, осушить |
Выполнить /Сказать |
|
15. |
Записать результаты исследования в температурный лист графическим, а в листе наблюдения цифровым способом. |
Выполнить /Сказать |
|
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ (ЧЕК-ЛИСТ)
Проверяемый практический навык: гигиеническая ванна
№ п/п |
Перечень практических действий |
Форма представления |
Отметка о выполнении да/нет |
1. |
Поздороваться, представиться, обозначить свою роль, идентифицировать пациента. |
Выполнить /Сказать |
|
2. |
Сообщить о проводимой манипуляции |
Сказать |
|
3. |
Объяснить ход и цель процедуры, убедиться в наличии информированного согласия. |
Сказать |
|
|
Подготовка к поведению процедуры |
|
|
4. |
Объяснение техники и продолжительности процедуры |
Сказать |
|
5. |
Обработать руки гигиеническим способом. Надеть перчатки, маску, фартук. |
Выполнить /Сказать |
|
6. |
Обработать внутреннюю поверхность ванночки дезраствором. |
Выполнить /Сказать |
|
7. |
Вымыть ванночку щёточкой, ополоснуть кипятком. |
Выполнить /Сказать |
|
8. |
Приготовить чистый набор для пеленания, полотенце. |
Выполнить /Сказать |
|
9. |
Установить прочно ванночку на скамейку или табурет так, чтобы к ней можно было подойти со всех сторон. |
Выполнить /Сказать |
|
10. |
Заполнить ванну водой на 1/2 или 1/3 водой (сначала наливаем холодную воду, затем горячую) |
Выполнить /Сказать |
|
11. |
Положить на дно ванны сложенную в 2 раза пеленку. |
Выполнить /Сказать |
|
12. |
Положить водный термометр в ванну, температура воды 36-37°С. |
Выполнить /Сказать |
|
13. |
Набрать из ванны в ковш воду для ополаскивания ребёнка. |
Выполнить /Сказать |
|
|
Выполнение процедуры |
|
|
14. |
Развернуть ребенка (при необходимости подмыть). |
Выполнить /Сказать |
|
15. |
Сбросить одежду в мешок для грязного белья. |
Выполнить /Сказать |
|
16. |
Взять ребёнка на руки, поддерживая левой рукой спину и затылок, правой ягодицы и бёдра. |
Выполнить /Сказать |
|
17. |
Медленно погрузить малыша в воду (сначала ножки и ягодицы, затем верхнюю половину туловища ребёнка). Освободить правую руку, продолжая левой поддерживать голову и верхнюю половину туловища ребёнка. |
Выполнить /Сказать |
|
18. |
Губку (марлевую салфетку) при необходимости намылить жидким детским мылом и помыть ребёнка в следующей последовательности: голова (от лба к затылку) - шея-туловище – конечности (особенно тщательно промыть естественные складки кожи). Последними обмыть половые органы и межъягодичную область. |
Выполнить /Сказать |
|
19. |
Приподнять ребёнка над водой, повернуть лицом вниз, и поворачивая ополоснуть водой из ковша. |
Выполнить /Сказать |
|
20. |
Накинуть на ребёнка полотенце, положить на пеленальный столик и осторожно осушить кожные покровы промокательными движениями. |
Выполнить /Сказать |
|
21. |
Обработать естественные складки детским кремом или присыпкой (при необходимости). |
Выполнить /Сказать |
|
22. |
Одеть ребёнка и уложить в кроватку. |
Выполнить /Сказать |
|
|
Завершение процедуры |
|
|
23. |
Использованную пелёнку сбросить в мешок для грязного белья. |
Выполнить /Сказать |
|
24. |
Выпустить воду, промыть ванночку с мылом, щеткой, просушить. |
Выполнить /Сказать |
|
25. |
Обработать внутреннюю поверхность ванны и рабочую поверхность пеленального столика дезраствором. |
Выполнить /Сказать |
|
26. |
Снять перчатки, поместить их в емкость для дезинфекции. |
Выполнить /Сказать |
|
27. |
Обработать руки гигиеническим способом, осушить. |
Выполнить /Сказать |
|
Задача № 2.
Патронаж медицинской сестры к ребенку в возрасте 6 месяцев.
Ребенок с рождения на искусственном вскармливании; с 1,5 мес. возраста, страдает запорами. В течение суток не было стула, ребенок беспокоен, кричит, ножки прижимает к животу, сучит ножками, кожные покровы чистые. Аппетит снижен, назначенный объем питания не высасывает, во время кормления усиливается беспокойство ребенка. Живот умеренно вздут, газы не отходят, температура тела 36,7º С, пульс 122 уд./мин., ЧДД 36 в минуту. Врачом назначена постановка газоотводной трубки.
Задания:
1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
2. Оцените функциональное состояние ребенка (подсчет пульса, ЧДД).
3. Проведите технику постановку газоотводной трубки.
4. При выполнении заданий, соблюдайте стандарты гигиенической обработки рук, биомеханики и эргономики.
Эталон ответа
1. Проблемы пациента:
- нарушение опорожнения кишечника (запор), метеоризм;
- нарушение питания;
- беспокойство.
Приоритетная проблема: нарушение опорожнения кишечника (запор), метеоризм.
Краткосрочная цель: у пациента отойдут газы.
Долгосрочная цель: родственники знают методы предупреждения метеоризма и запоров.
2.
План |
Мотивация |
1. Обеспечить кисло-молочно-растительную диету, введение прикормов по возрасту (кисломолочная смесь, овощные пюре). |
Для нормализации моторики кишечника |
2. Обеспечить достаточный приём жидкости (кисломолочные продукты, соки). |
Для нормализации моторики кишечника |
3. Попытаться выработать у пациента условный рефлекс на дефекацию в определённое время суток (например, утром после приёма пищи) |
Для регулярного опорожнения кишечника |
4. Обеспечить массаж живота, гимнастику, воздушные ванны. |
Для улучшения общего состояния пациента и отхождения газов |
5. Обеспечить постановку очистительной клизмы, газоотводной трубки, очистительной клизмы, по назначению врача |
Для опорожнения кишечника |
6. Регистрировать ежедневно кратность стула |
Для наблюдения за опорожнением кишечника |
7. Обучить родственников особенностям питания при метеоризме и запорах |
Для профилактики метеоризма и запоров |
8. Рекомендовать расширение режима двигательной активности |
Для нормализации моторики кишечника |
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ (ЧЕК-ЛИСТ)
Проверяемый практический навык: постановка газоотводной трубки
№ п/п |
Перечень практических действий |
Форма представления |
Отметка о выполнении да/нет |
1. |
Поздороваться, представиться, обозначить свою роль, идентифицировать пациента. |
Выполнить /Сказать |
|
2. |
Сообщить о проводимой манипуляции. |
|
|
3. |
Убедиться в наличии у пациента добровольного информированного согласия на предстоящую процедуру |
Сказать |
|
4. |
Объяснить ход и цель процедуры. |
Сказать |
|
|
Подготовка к поведению процедуры |
|
|
5. |
Обработать руки гигиеническим способом. Надеть нестерильные перчатки, маску, фартук. |
Выполнить /Сказать |
|
6. |
Положить на постель одноразовую ламинированную пеленку или клеенку и пеленку. Приготовить еще 2 пеленки. |
Выполнить /Сказать |
|
7. |
Поставить рядом с пациентом (на постель возле ягодиц) лоток с небольшим количеством воды. |
Выполнить /Сказать |
|
|
Выполнение процедуры |
|
|
8. |
Уложить ребенка в кроватку на спину и приподнять ноги вверх (у детей до 6 месяцев). |
Выполнить /Сказать |
|
9. |
Взять упаковку со стерильной газоотводной трубкой, оценить срок годности, убедиться в целостности упаковки. |
Выполнить /Сказать |
|
10. |
Вскрыть упаковку с газоотводной трубкой. |
Выполнить /Сказать |
|
11. |
Поместить упаковку в емкость для медицинских отходов класса «А». |
Выполнить /Сказать |
|
12. |
Закруглённый конец трубки смазать лубрикантом (имитация вазелина) на протяжении 5-8 см методом полива над лотком. |
Выполнить /Сказать |
|
13. |
Раздвинуть ягодицы ребенка 1 и 2 пальцами одной руки, и другой рукой осторожно ввести газоотводную трубку (вращательно-поступательными движениями) в анальное отверстие на 1- 2 см., по направлению к пупку, далее по ходу кишечника параллельно позвоночнику (глубина введения у детей до 1 года 5-8 см.). |
Выполнить /Сказать |
|
14. |
Опустить свободный конец трубки в лоток с водой. Если газы не отходят необходимо изменить положение трубки. |
Выполнить /Сказать |
|
15. |
Оставить трубку в кишечнике до полного отхождения газов, не более 30 мин. Поместить конец газоотводной трубки в рыхло сложенную пеленку, периодически меняя ее положение. |
Выполнить /Сказать |
|
16. |
Провести массаж живота по часовой стрелке, прикрыть ребенка пеленкой. |
Выполнить |
|
17. |
После полного отхождения газов извлекаем газоотводную трубку через сухую нестерильную салфетку. |
Выполнить |
|
18. |
Поместить использованную газоотводную трубку в емкость для медицинских отходов класса «Б». |
Выполнить |
|
19. |
Обработать прианальное пространство гигиенической влажной салфеткой. |
Выполнить |
|
20. |
Поместить использованную салфетку в емкость для медицинских отходов класса «Б». |
Выполнить |
|
21. |
Одеть ребенка. |
Выполнить |
|
22. |
Убрать пеленку методом скручивания и поместить ее в емкость для медицинских отходов класса «Б». |
Выполнить |
|
23. |
Снять перчатки, поместить их в емкость для медицинских отходов класса «Б». |
Выполнить |
|
24. |
Обработать руки гигиеническим способом. |
Выполнить /Сказать |
|
25. |
Сделать соответствующую запись о результатах выполнения процедуры в медицинскую документацию |
Выполнить /Сказать |
|
Задача № 3.
Вы работаете медицинской сестрой на посту.
Девочка 6 лет находится на стационарном лечении. Диагноз: острый пиелонефрит. Жалуется на общую слабость, понижение аппетита, температуру тела 38,6 С. Девочка вялая, капризная. Беспокоят боли в животе, болезненные и частые мочеиспускания. Из анамнеза: больна в течение последних 3-х дней. Накануне заболевания долго купалась в реке. Кожные покровы бледные, чистые. Язык сухой, обложен белым налетом. Живот мягкий. ЧДД 26 в минуту, пульс 102 в минуту. Моча мутная, мочи мало, мочеиспускание частое.
Задания:
1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
2. Оцените функциональное состояние ребенка (подсчет пульса, ЧДД).
3. Продемонстрируйте технику сбора общего анализа мочи с помощью мочеприемника.
4. При выполнении заданий, соблюдайте стандарты гигиенической обработки рук, биомеханики и эргономики.
Эталон ответа
1. Проблемы пациента
Настоящие:
- частое мочеиспускание;
- лихорадка;
- снижение аппетита;
- боль при мочеиспускании.
Потенциальные:
- риск нарушения целостности кожи в области складок промежности.
Приоритетная проблема: частое мочеиспускание.
Краткосрочная цель: уменьшить частоту мочеиспусканий к концу недели.
Долгосрочная цель: родственники продемонстрируют знания о факторах риска (переохлаждение, соблюдение личной гигиены, питание) к моменту выписки.
2.
План |
Мотивация |
1. Обеспечить диетическое питание (исключить острые и жирные блюда, количество жидкости должно соответствовать рекомендации врача) |
Для нормализации водного баланса |
2. Обеспечить смену нательного и постельного белья пациента по мере загрязнения |
Для соблюдения правил личной гигиены пациента |
3. Обеспечить регулярное подмывание пациента |
Для соблюдения гигиены промежности |
4. Обеспечить пациента мочеприёмником |
Для опорожнения мочевого пузыря |
5. Обеспечить дезинфекцию мочеприёмника |
Для соблюдения правил инфекционной безопасности |
6. Регулярное проветривание палату 3-4 раза в день по 30 минут |
Для обогащения воздуха кислородом |
7. Обеспечить психологическую поддержку родственникам и пациенту |
Для облегчения страданий |
8. Обеспечить приём лекарственных средств, по назначению врача |
Для лечения пациента |
9. Провести беседу с родственниками о необходимости соблюдения диеты, личной гигиены, необходимости избегать переохлаждения |
Для профилактики осложнений |
Оценка: частота мочеиспускания уменьшилась. Цель достигнута.
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ (ЧЕК-ЛИСТ)
Проверяемый практический навык: сбор мочи с помощью мочеприемника
№ п/п |
Перечень практических действий |
Форма представления |
Отметка о выполнении да/нет |
1. |
Поздороваться, представиться, обозначить свою роль, идентифицировать пациента. |
Выполнить /Сказать |
|
2. |
Сообщить о проводимой манипуляции. |
|
|
3. |
Убедиться в наличии у пациента добровольного информированного согласия на предстоящую процедуру |
Сказать |
|
4. |
Объяснить ход и цель процедуры. |
Сказать |
|
|
Подготовка к поведению процедуры |
|
|
5. |
Выписать направление в лабораторию. |
Выполнить /Сказать |
|
6. |
Подготовить необходимое оснащение. |
Выполнить /Сказать |
|
7. |
Обработать руки гигиеническим способом. Надеть нестерильные перчатки, маску, фартук. |
Выполнить /Сказать |
|
|
Выполнение процедуры |
|
|
8. |
Взять упаковку со стерильным мочеприемником, оценить срок годности, убедиться в целостности упаковки. |
Выполнить /Сказать |
|
9. |
Подмыть теплой водой, в направление спереди назад, осушить чистой пеленкой. |
Выполнить /Сказать |
|
10. |
Вскрыть упаковку с мочеприемником. |
Выполнить /Сказать |
|
11. |
Поместить упаковку в емкость для медицинских отходов класса «А». |
Выполнить /Сказать |
|
12. |
Положить ребенка на пеленку, взять одноразовый мочеприемник, снять наклейку и клейкой стороной прикрепить к промежности и лобку. |
Выполнить /Сказать |
|
13. |
Накрыть ребенка пеленкой. |
Выполнить /Сказать |
|
14. |
Подождать, когда ребенок помочится в мочеприемник. |
Выполнить /Сказать |
|
|
Завершение процедуры |
|
|
15. |
Снять мочеприемник, перелить собранную мочу в чистую баночку. |
Выполнить /Сказать |
|
16. |
Поместить использованный мочеприемник в емкость для медицинских отходов класса «Б». |
Выполнить /Сказать |
|
17. |
Салфеткой осушить половые органы, паховые складки обработать детским кремом. |
Выполнить /Сказать |
|
18. |
Поместить использованную салфетку в емкость для медицинских отходов класса «Б». |
Выполнить /Сказать |
|
19. |
Одеть ребенка. |
Выполнить |
|
20. |
Снять перчатки, поместить их в емкость для медицинских отходов класса «Б». |
Выполнить |
|
21. |
Обработать руки гигиеническим способом. |
Выполнить /Сказать |
|
22. |
Сделать соответствующую запись о результатах выполнения процедуры в медицинскую документацию |
Выполнить /Сказать |
|
Задача № 4.
Вы работаете медицинской сестрой на посту.
У новорожденной девочки 2 суток жизни появился монотонный «мозговой» крик, начались клонические судороги, дыхание аритмичное, брадикардия, температура тела 36,20C. Известно, что ребенок родился в асфиксии, с массой тела 5000 г. Проводились реанимационные мероприятия. В первые сутки жизни сонливая, снижение двигательной активности, мышечного тонуса, отмечался нистагм, косоглазие, вялое сосание, получала кормление через зонд, снижение диуреза.
Врачебный диагноз: Внутричерепная родовая травма.
Задания:
1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
2. Оцените функциональное состояние ребенка (подсчет пульса, ЧДД).
2. Продемонстрируйте технику кормление через зонд.
3. При выполнении заданий, соблюдайте стандарты гигиенической обработки рук, биомеханики и эргономики.
Эталон ответа.
- Отметка о нарушениях удовлетворения потребностей:
№ |
Потребности |
Отметки о нарушениях |
1. |
Нормальное дыхание |
Нарушено, дыхание аритмичное |
2 |
Адекватное питание |
Нарушено, вялое сосание. |
3. |
Физиологические отправления |
Нарушено, снижение диуреза. |
4. |
Сон |
Нарушен, сонливая. |
5 |
Движение |
Нарушено, снижение двигательной активности, гипотония |
6. |
Одежда, личная гигиена |
|
7. |
Поддержание Т° тела |
Нарушено, гипотермия. |
8. |
Безопасность среды (указать, чем она может быть опасна при данном заболевании?) |
Внешние раздражители могут спровоцировать судороги. |
9. |
Общение |
Нарушено. |
10 |
Труд, отдых |
|
- Проблемы ребенка и цели СВ по каждой проблеме:
Проблемы |
Цели СВ |
• Судороги • Нарушение дыхания и других жизненно важных функций. • Гипотермия • Вялое сосание • Сон нарушен • Ребенок не может сам осуществлять гигиену. • Снижение диуреза • Возможность присоединения инфекций, осложнений (скрытая проблема)
|
> Судороги купированы. > Дыхание, ЧСС нормализовано.
> Температура тела N. > Кормление через зонд > Сон не нарушен > Гигиена организована.
> Диурез восстановлен. > Присоединения инфекций нет, иммунитет повышен |
- Приоритетная проблема – судороги.
Цели:
Краткосрочная – купирование судорог.
Долгосрочная – улучшение состояния.
План ухода. |
Обоснование. |
1. Информировать родителей о заболевании, возможных осложнениях и последствиях. |
С целью понимания родителями целесообразности выполнения всех мероприятий по уходу. |
2. Создать положение с возвышенным головным концом, проводить смену положений ребенка каждые 2 часа. |
С целью профилактики застойных явлений, обеспечивается отток крови от головного мозга |
3.Организовать охранительный режим (обращаться с ребенком с большой осторожностью, как можно меньше тревожить; все процедуры выполнять бережно, по возможности, не вынимая из кроватки). |
С целью предупреждения беспокойства ребенка. Резкие звуки, свет, болевые раздражители могут спровоцировать судороги. |
4. Поддерживать оптимальный температурный режим (поместить ребенка под обогрев), использовать теплое стерильное бельё. Контроль температуры тела каждые 2 часа |
С целью профилактики «холодового» стресса, риска развития осложнений. |
5. Проводить мониторинг состояния ребенка: регистрировать ЧСС, АД, ЧДД, отмечать наличие патологических проявлений.
|
Контроль за состоянием. - Предупреждение осложнений. - Своевременно оказывать доврачебную помощь. |
6. Проводить учет объема и состава получаемой жидкости, контролировать массу тела, диурез, характер стула. |
Контроль за состоянием. - Предупреждение осложнений |
7. Организовать кормление через зонд. Изменение методики кормления проводить только по назначению врача. |
- Кормление грудью и из бутылочки является чрезмерной нагрузкой для ребенка. - Обеспечить ребенка адекватным его состоянию питанием. |
8. Своевременно проводить санацию трахеобронхиального дерева. Оксгенотерапия. |
- Для обеспечения свободной проходимости дыхательных путей. - Поддержание адекватной сатурации, лечение гипоксии. |
9. Выполнять назначения врача. |
Обеспечить венозный доступ; приготовить для введения препараты: 5% р-р седуксена 0,1 мл/кг, 20% р-р ГОМК 0,2-0,4 мл/кг, 25% магнезию. |
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ (ЧЕК-ЛИСТ)
Проверяемый практический навык: кормление новорожденного через зонд
№ п/п |
Перечень практических действий |
Форма представления |
Отметка о выполнении да/нет |
1. |
Поздороваться, представиться, обозначить свою роль, идентифицировать пациента. |
Выполнить /Сказать |
|
2. |
Сообщить о проводимой манипуляции. |
|
|
3. |
Убедиться в наличии у пациента добровольного информированного согласия на предстоящую процедуру |
Сказать |
|
4. |
Объяснить ход и цель процедуры. |
Сказать |
|
|
Подготовка к поведению процедуры |
|
|
5. |
Подготовить необходимое оснащение: катетер питающий стерильный, одноразовый стерильный шприц 10 и 20 мг, марлевые салфетки, флакон с физиологическим раствором, необходимое количество смеси или молока (t 37-38 0 С). |
Выполнить /Сказать |
|
6. |
Обработать руки гигиеническим способом. Надеть стерильные перчатки, маску, фартук. |
Выполнить /Сказать |
|
7. |
Уложить ребенка на спину с приподнятым головным концом. |
Выполнить /Сказать |
|
8. |
Измерить глубину введения зонда (у детей первого года жизни - от переносицы до мочки уха и до мечевидного отростка). Сделать отметку на зонде. |
Выполнить /Сказать |
|
9. |
Взять упаковку со стерильным зондом, оценить срок годности, убедиться в целостности упаковки. |
Выполнить /Сказать |
|
|
Выполнение процедуры |
|
|
10. |
Осмотреть место введения зонда на предмет признаков раздражения. |
Выполнить /Сказать |
|
11. |
Взять зонд, как писчее перо, смочить конец физ. раствором. |
Выполнить /Сказать |
|
12. |
Положить зонд на корень языка и ввести в желудок до отметки. |
Выполнить /Сказать |
|
13. |
Вскрыть упаковку со стерильным шприцем, упаковку от шприца поместить в емкость для медицинских отходов класса «А». |
Выполнить /Сказать |
|
14. |
Присоединить шприц к назогастральному зонду. Проверить шприцем содержимое желудка путем постепенного оттягивания поршня на себя. Убедиться, что зонд в желудке. |
Выполнить /Сказать |
|
15. |
Отсоединить шприц от зонда, закрыть зонд. |
Выполнить /Сказать |
|
16. |
Отсоединить шприц от зонда и поместить его в емкость для медицинских отходов класса «Б». |
Выполнить /Сказать |
|
17. |
Вскрыть упаковку со стерильным шприцем, упаковку от шприца поместить в емкость для медицинских отходов класса «А». |
Выполнить /Сказать |
|
18. |
Опустить конец зонда ниже уровня желудка, присоединить шприц без поршня, наполнить шприц необходимым количеством молока. |
Выполнить /Сказать |
|
19. |
Шприц постепенно поднять вверх, молоко должно стекать самотеком. |
Выполнить /Сказать |
|
20. |
После введения молока, зонд пережать, шприц отсоединить от зонда, зонд закрыть пробкой. |
Выполнить /Сказать |
|
21. |
Через 15 мин. зонд удалить через стерильную салфетку. |
Выполнить /Сказать |
|
22. |
Поместить использованный зонд в емкость для медицинских отходов класса «Б». |
Выполнить /Сказать |
|
23. |
Поместить использованную салфетку в емкость для медицинских отходов класса «Б». |
Выполнить /Сказать |
|
24. |
Положить ребенка на правый бок. |
Выполнить /Сказать |
|
|
Завершение процедуры |
|
|
25. |
Снять перчатки, поместить их в емкость для медицинских отходов класса «Б». |
Выполнить /Сказать |
|
26. |
Обработать руки гигиеническим способом. |
|
|
27. |
Сделать соответствующую запись о результатах выполнения процедуры в медицинскую документацию |
Выполнить /Сказать |
|
Критерии оценки решения ситуационной задачи:
5 «отлично» – комплексная оценка ситуации; знание теоретического материала с учетом междисциплинарных связей, правильная оценка нарушенных потребностей, точное определение проблем и выделение из них приоритетной, правильный выбор тактики действий, выполнение манипуляции согласно Чек-листу;
4 «хорошо» – комплексная оценка ситуации, незначительные затруднения при оценке нарушенных потребностей, правильное определение проблем и выделение из них приоритетной, незначительные затруднения при выборе тактики действий, выполнение манипуляции согласно Чек-листу с несущественными отклонениями;
3 «удовлетворительно» – затруднения с комплексной оценкой предложенной ситуации; неполный ответ, требующий наводящих вопросов педагога; выбор тактики действий в соответствии с ситуацией возможен при наводящих вопросах педагога, выполнение манипуляции согласно Чек-листу с существенными отклонениями;
2 «неудовлетворительно» – неверная оценка ситуации; неправильная оценка нарушенных потребностей, неверное определении проблем, затруднения с выбором приоритета, неправильно выбранная тактика действий, приводящая к ухудшению ситуации, выполнение манипуляции согласно Чек-листу с существенными отклонениями;
Приложение 5
Рефлексия
Дополните облако «тегов»:
Сегодня я узнал….
Было трудно…..
Я понял , что….
Я научился……
Я смог….
Было интересно узнать, что…..
Меня удивило….
Мне захотелось….
Приложение 6
Лист оценки знаний студентов
по теме «Организация сестринского ухода за больным ребёнком в амбулаторно-поликлинических и стационарных условиях»
Дата _________________ группа_______________________________
Этап занятия |
Фронтальный опрос |
Решение ситуационных задач |
Манипуляции |
Тестовый контроль |
Итоговая оценка |
Ф.И. студента |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 7
Материально-техническом обеспечении занятия
№ |
Наименование |
Ед. измерения |
Кол-во на 1 чел |
Кол-во На всех |
1 |
Кукла-фантом |
шт |
1 |
4 |
2 |
Стол пеленальный |
шт |
1 |
3 |
3 |
Кровать детская |
шт. |
1 |
4 |
4 |
Контейнер для сбора медицинских отходов А класса |
шт. |
1 |
4 |
5 |
Контейнер для сбора медицинских отходов Б класса |
шт. |
1 |
4 |
6 |
Лоток почкообразный 200*120*30 |
шт. |
1 |
4 |
7 |
Пинцет анатомический |
шт. |
2 |
4 |
8 |
Ванна детская |
шт. |
1 |
1 |
9 |
Пеленки |
шт. |
2 |
8 |
10 |
Водный термометр |
шт. |
1 |
1 |
№ |
Наименование |
Ед. измерения |
Кол-во |
Кол-во |
1 |
Перчатки, уп. 100 шт. |
шт |
1 |
12 |
2 |
Жидкое детское мыло |
шт |
1 |
1 |
3 |
Детский крем |
шт |
1 |
1 |
4 |
Ватные палочки |
шт |
1 |
50 |
5 |
Фартук одноразовый |
шт |
1 |
12 |
6 |
Антисепттик, уп. |
шт |
1 |
4 |
7 |
Шприц 10,20мл. |
шт |
1 |
12 |
8 |
Зонд питательный |
шт |
1 |
4 |
9 |
Мочеприемник |
шт |
1 |
4 |
10 |
Газоотводная трубка |
шт |
1 |
4 |