Министерство здравоохранения Забайкальского края
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Читинский медицинский колледж»
Методическая разработка
практического занятия
Тема «Синдромы при патологии дыхательной системы»
ПМ.02. Медицинская помощь беременным и детям при заболеваниях, отравлениях и травмах.
МДК.02.01. Соматические заболевания, отравления и беременность
Специальность 31.02.02 Акушерское дело
Методическая разработка составлена на основании рабочей программы по ПМ.02. Медицинская помощь беременным и детям при заболеваниях, отравлениях и травмах.
Автор методической разработки:
Райкова М. Н., преподаватель первой квалификационной категории
Рассмотрена на заседании
ЦМК «Акушерское дело»
Протокол № от «___» ________ 2020г.
Председатель ЦМК______________Райкова М.Н.
Согласована:
Методист _____________
Тема: «Синдромы при патологии дыхательной системы».
Тип занятия: урок закрепления знаний, выработка умений и навыков.
Форма обучения: практическое занятие.
Продолжительность: 180 минут.
Цель учебного занятия (урока): формирование практических знаний и умений по диагностике синдромов при патологии дыхательной системы на основании субъективного и объективного обследования.
Задачи:
Образовательная: формирование у студентов профессиональных компетенций:
ПК 2.1. Проводить лечебно - диагностическую, профилактическую, санитарно-просветительную работу с пациентами с экстрагенитальной патологией под руководством врача.
Знаний:
З1 – методы обследования и оценки состояния пациента:
- клинические проявления синдромов, характерных для патологии дыхательной системы;
- данные основных и дополнительных методов обследования, характеризующие синдромы при патологии дыхательной системы.
З2 – основные виды соматической экстрагенитальной патологии:
- основные виды синдромов, характерных для патологии дыхательной системы;
- патологоанатомические механизмы развития синдромов, характерных для патологии дыхательной системы;
Умений:
У2 - собирать информацию и проводить обследование пациента:
- оценивать данные, полученные при проведении осмотра, пальпации, перкуссии и аускультации грудной клетки;
- оценивать данные дополнительных методов обследования;
- выявить наличие или отсутствие патологического синдрома при патологии органов дыхания.
У3 - готовить пациента к диагностическим исследованиям;
Воспитательная: развитие общих человеческих ценностей: гуманности, милосердия, уважения к жизни и здоровью человека; уважительного отношения к членам коллектива, развитие ответственного отношения к выполнению своих профессиональных обязанностей, формирование следующих общих компетенций:
ОК 1 - Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
ОК 11 - Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку;
ОК 12 - Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности;
Развивающая: развитие умений выделять существенные признаки и свойства, связи между явлениями, развитие умений обобщать факты и делать выводы, формировать умение применять полученные знания для решения практических задач, формирование умений работать в команде, умение давать оценку полученным знаниям, умение выступать перед аудиторией, умение слушать и анализировать полученную информацию, формирование следующих общих компетенций:
ОК 2 - Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество;
ОК 3 - Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
ОК 4 - Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
ОК 6 - Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;
ОК 7 - Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
OK 8 - Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации;
Обеспечение занятия:
1. Применяемые образовательные технологии: традиционная, игровая, проблемного обучения, витагенное обучение.
2. Наглядные пособия: фантом тела человека
3. Раздаточный материал: билеты с заданиями, бланки осмотров для заполнения
4. ТСО: ноутбук
Межпредметные и внутрипредметные связи
Межпредметные связи: ОП.02 «Анатомия и физиология человека», ОП.03 «Основы патологии», ОП.01 «Основы латинского языка с медицинской терминологией»;
Внутрипредметные связи: темы 1.1, 1.2.
Этапы планирования занятия
№ |
Этапы занятия |
Время
|
Деятельность преподавателя |
Деятельность обучающихся |
Формы организации деятельности обучающихся (Ф, Г, П, И) |
Результат (формируемые знания и умения, ПК, ОК) |
1. |
Организационный |
3 мин. |
Приветствует обучающихся, проверяет готовность студентов к занятию, их внешний вид, заполняет журнал, отмечает отсутствующих, объявляет тему занятия. |
Приветствуют преподавателя, перечисляют присутствующих записывают тему занятия. |
|
|
2. |
Мотивация учебной деятельности |
10 мин. |
Задаёт наводящие вопросы, обращается к жизненному опыту обучающихся, подчёркивает значимость занятия для дальнейшего изучения дисциплины и при подготовке акушерок, объявляет порядок проведения занятия |
Отвечают на вопросы преподавателя. |
Ф |
OK1 Умение обобщать факты и делать выводы
|
3. |
Актуализация опорных знаний |
20 мин. |
Даёт разъяснение по выполнению задания, проверяет результат заполнения таблицы |
Заполняют таблицу «Синдромы при патологии дыхательной системы», озвучивают результаты своей деятельности, оценивают ответы одногрупников |
Ф, И |
З1, У2, ПК 2.1 Умение выделять существенные признаки и свойства, связи между явлениями |
4. |
Закрепление изученного материала |
140 мин. |
Объясняет порядок проведения деловой игры, делит студентов на группы по 3 – 4 человека, раздаёт задания группам, мотивирует студентов к активной деятельности, задаёт вопросы, вносит коррективы в деятельность студентов, оценивает выполнение заданий. |
Готовятся к выполнению роли пациента в деловой игре, выполняют роли пациента, а затем медработника, выявляют синдром «пациента», назначают дополнительные обследования, оценивают ответы одногрупников.
|
Г, И, Ф |
З1, З2, У2, У3 ПК 2.1 ОК 1 - 4, 6 - 8, 11, 12 Развитие общих человеческих ценностей: гуманности, милосердия, уважения к жизни и здоровью человека; уважительного отношения к членам коллектива, развитие ответственного отношения к выполнению своих профессиональных обязанностей, формирование умения выделять существенные признаки и свойства, связи между явлениями, развитие умений обобщать факты и делать выводы, формировать умение применять полученные знания для решения практических задач, формирование умений работать в команде, умение давать оценку полученным знаниям, умение выступать перед аудиторией, умение слушать и анализировать полученную информацию. |
5. |
Подведение итогов |
7 мин. |
Обсуждает тему занятия, проводит рефлексию |
Высказывают мнение об актуальности данного урока |
Ф |
ОК 1. ОК 2 Умение давать оценку своим знаниям |
6. |
Домашнее задание |
5 мин. |
Сообщить домашнее задание: Поблагодарить за внимание. Попрощаться со студентами. |
Записывают домашнее задание, прощаются с преподавателем |
|
|
|
|
180 |
|
|
|
|
Приложение 1
Мотивация
Наводящие вопросы:
1. В чём, на ваш взгляд, важность изучения методов обследования органов дыхания в подготовке акушерки?
2. В чём заключается особенность (трудность) проведения обследования дыхательной системы во время беременности?
Заболевания органов дыхания занимают ведущее место как среди острой, так и хронической патологии. Причём данный вид патологии распространён во всех возрастных группах населения. Женщины во время беременности могут быть подвержены острым простудным заболеваниям, в том числе воспалению лёгких или бронхиту, или же страдать хронической патологией, такой как бронхиальная астма. Многие из заболеваний органов дыхания негативно сказываются на течении беременности, ухудшая состояние пациентки и внутриутробное развитие плода. В связи с этим данный вид патологии требует проведения грамотно организованных профилактических и реабилитационных мероприятий, а следовательно, и своевременно осуществлённого диагностического поиска.
Также следует отметить невозможность проведения ряда дополнительных методов исследования при беременности, поэтому акушерка должна в совершенстве владеть манипуляционными техниками обследования пациенток, чтобы иметь возможность своевременно выявить наличие патологического процесса в органах дыхания.
Проблемная задача: научиться выявлять синдромы патологии дыхательной системы при проведении субъективного и объективного обследования при условии противопоказанности лучевой диагностики во время беременности.
Приложение 2
Внесите данные в таблицу
Синдромы при патологии грудной клетки
Синдром |
Осмотр |
Данные пальпации |
Перкуторный звук |
Данные аускультациии |
Воспалительное уплотнение доли легкого |
|
|
|
|
Синдром обтурационного ателектаза |
|
|
|
|
Синдром компрессионного ателектаза |
|
|
|
|
Синдром полости, сообщающейся с бронхом (если полость> 4 см в диаметре и расположена не глубоко) |
|
|
|
|
Эмфизема легких |
|
|
|
|
Жидкость в плевральной полости |
|
|
|
|
Воздух в плевральной полости |
|
|
|
|
Пневмоторакс (закрытый) |
|
|
|
|
Приложение 3
Задание для деловой игры
Проблемное задание: проведите обследование пациента, выявите и обоснуйте ведущий синдром патологии дыхательной системы.
Задание для деловой игры
Подготовительный этап (10 минут)
1. Ознакомьтесь с Вашим билетом (не озвучивайте членам других команд выпавший Вам синдром) и подготовьтесь к исполнению роли пациента:
· Продумайте и запишите возможные жалобы пациента при данном синдроме:
а) главные:
б) второстепенные:
· Продумайте и запишите возможные данные анамнеза:
а) анамнез болезни:
б) анамнез жизни:
· Продумайте и запишите наиболее вероятные показатели соматического состояния пациента при данном синдроме:
ü При осмотре:
ü При пальпации:
ü При перкуссии:
ü При аускультации:
Проведение игры
1. Исполнение роли пациента
Предъявите от лица пациента главные жалобы.
При дальнейшем опросе, отвечая на вопросы команды, исполняющей роль медработника, расскажите об второстепенных жалобах, данных анамнеза болезни и жизни.
Во время проведения осмотра «медработником» после каждого этапа только в случае правильно выполненной манипуляции описывайте, какие результаты будут получены.
2. Исполнение роли медработника
· Выслушайте и запишите главные жалобы «пациента»
· Выясните, какие ещё субъективные данные имеются: Второстепенные жалобы:
Анамнез болезни:
Анамнез жизни:
· Проведите объективный осмотр пациента и запишите полученные результаты в таблицу:
(Проводят осмотр все члены команды, чередуясь)
Общий осмотр |
|
Состояние
|
|
Сознание
|
|
Положение
|
|
Конституция
|
|
Кожные покровы и водимые слизистые
|
|
Лимфатические узлы
|
|
Дыхательная система: |
|
Форма грудной клетки |
|
Тип дыхания |
|
ЧДД |
|
Пальпация грудной клетки: Эластичность
|
|
болезненность |
|
участие в акте дыхания |
|
голосовое дрожание
|
|
Сравнительная перкуссия
|
|
Топографическая перкуссия
|
Левое легкое Правое лёгкое Нижние границы: Окологрудинная линия - Среднеключичная линия - Передняя подмышечная линия - Средняя подмышечная линия – Задняя подмышечная линия- Лопаточная линия- Околопозвоночная линия- Верхние границы: Левое легкое Правое лёгкое Высота стояния верхушек спереди Высота стояния верхушек сзади Ширина верхушек лёгких
Экскурсия лёгких: Левое легкое Правое лёгкое Среднеключичная линия Средняя подмышечная линия Лопаточная линия |
Аускультация лёгких |
|
· Назовите синдром, который вы выявили у «пациента»
· Перечислите необходимые дополнительные обследования
Приложение 4
Критерии оценки за деловую игру
№ п/п |
Наименование критерия |
Количество баллов за ответ |
||
2 балла |
1 балл |
0 баллов |
||
1 |
Субъективные данные (при исполнении роли пациента) |
Изложены полно, соответствуют предложенному синдрому |
Изложены неполно |
Не соответствуют предложенному синдрому |
2 |
Объективные данные (при исполнении роли пациента) |
Представлены правильно, в полном объёме |
Допущено 1 - 2 ошибки |
Допущено более 2-х ошибок |
3 |
Оценка проведения манипуляций (при исполнении роли пациента) |
Правильно |
Допущены 1 - 2 ошибки |
Допущено более 2-х ошибок |
4 |
Субъективное обследование |
Проведено в полном объёме, последователь но, динамично |
Нарушена последовательность, проведение затянуто по времени |
Не выяснены основные данные |
5 |
Объективное обследование |
Манипуляции проведены правильно, последовательно
|
Нарушена последовательность проведения манипуляций, допущены 1 – 2 ошибки |
Допущено более 2-х ошибок |
6 |
Постановка синдрома |
Правильно и обоснованно |
Трудности с обоснованием правильно выставленного синдрома |
Не правильно |
7 |
Дополнительные обследования |
Перечень дополнительных обследований изложен обоснованно, в необходимом объёме |
Дополнительные обследования перечислены не в полном объёме. Необоснованно назначены лишние обследования |
Назначенные обследования не соответствуют характеру синдрома |
|
Итого: |
|
|
|
Оценка 5 «отлично» - 14 - 12 баллов Оценка 4 «хорошо» - 11 - 9 баллов Оценка 3 «удовлетворительно» - 8 – 6 баллов Оценка 2 «неудовлетворительно» - менее 6 баллов |
Приложение 5
Вопросы для проведения рефлексии
Отметьте знаком «+» утверждения, с которыми вы полностью согласны:
Я удовлетворён своими результатами по итогу прошедшего занятия
Я считаю, что научился проводить обследование и оценивать его результаты при патологии органов дыхания
На протяжении занятия я хотел активно участвовать в работе и обсуждении результатов
Я хочу, чтобы задания подобного типа присутствовали на последующих уроках
В форме деловой игры мне лучше удаётся усвоить материал, чем при проведении опроса и выполнении манипуляций
Я доволен тем, что мне удалось раскрыть свой интеллектуальный и творческий потенциал в ходе урока
Скажите, что вам понравилось или не понравилось в ходе занятия?
Как вы оцените по шкале от 1 до 5 результативность урока?