Министерство здравоохранения Забайкальского края

Государственное профессиональное образовательное учреждение

«Читинский медицинский колледж»

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

практического занятия

 

ПМ.02. МДК. 02.01. Раздел 2. Сестринская помощь в хирургии с курсом травматологии и онкологии.

Тема раздела 3.8: Организация сестринского процесса при заболеваниях верхних и нижних конечностей.

Тема занятия №29: Организация сестринской помощи пациентам в процессе диагностики, лечения и реабилитации при варикозной болезни, тромбофлебите и облитерирующих заболеваниях артерий.

Специальность: 34.02.01. «Сестринское дело».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чита 2021 г.

Методическая разработка разработана в соответствие рабочей программы по Разделу 2, ПМ.02, МДК. 02.01.

 

Автор методической разработки:

Тукмачёва Галина Ивановна, преподаватель

 

Рассмотрена на заседании

ЦМК «Сестринское дело»

Протокол №__ от 10.04. 2021г

Председатель ЦМК ___________Романова В.Н.

 

 

Согласовано:

Методист __________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

практического занятия

 

Специальность: 34.02.01. «Сестринское дело».

ПМ.02. МДК. 02.01. Раздел 2. Сестринская помощь в хирургии с курсом травматологии и онкологии.

Тема раздела 3.8: Организация сестринского процесса при заболеваниях верхних и нижних конечностей.

Занятия №29: Организация сестринской помощи пациентам в процессе диагностики, лечения при варикозной болезни, тромбофлебите и облитерирующих заболеваниях артерий.

Вид занятия: урок закрепления знаний, освоения умений и навыков.

Форма проведения: семинарско-практическое.

Продолжительность занятия: 4 часа.

Цели занятия: Формирование у обучающихся навыков и умений по организации сестринской помощи в периоперативном периоде при заболевании периферических сосудов.

Задачи:

Учебная - формирование элементов профессиональных и общих компетенций:

1. ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

2. ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса - готовить пациента к диагностическому обследованию (УП).

3. ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования (УП, ПП).

4. ПК 2.5. Соблюдение правил использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического  и реабилитационного процессов.

5. ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.

6. ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия.

7. ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

После освоения темы студент должен:

Уметь:  

1.                  Накладывать эластичный бинт на нижние конечности (ПК 2.2.).

2.                  Формулировать диагнозы проблем пациента при заболевании вен, периферических артерий;

3.                  Ставить цели ухода (ПК 2.2.).

4.                  Планировать сестринский уход за пациентами с заболеваниями вен и периферических артерий (ПК 2.2.).

5.                  Осуществлять практические манипуляции, профилактические мероприятия:

·         Технология наложения повязки на культю  (друг на друге) - (ПК 2.2.);

·          Перевязка послеоперационной раны (на фантоме) – (ПК 2.2, ПК 2.4, ПК 2.5);

·         Технология профилактики ТЭО и ТЭЛА (друг на друге) – (ПК 2.1, ПК 2.2.).

Знать:

1.                  АФО кровообращения верхних и нижних конечностей (ПК 2.1.).

2.                  Определение, причины, симптомы, общие принципы диагностики, профилактики и лечения варикозной болезни, тромбофлебита, облитерирующих заболеваний артерий (ПК 2.1.).

3.                  Особенности сестринского обследования пациентов с заболеваниями периферических вен и артерий в периоперативном периоде (ПК 2.2).

4.                  Реальные и потенциальные проблемы пациентов с заболеванием периферических вен и артерий (ПК 2.1., ПК 2.2.).

5.                  Особенности подготовки пациентов к диагностическому обследованию периферических сосудов (ПК 2.1., 2.2.,2.4.).

6.                  Особенности подготовки пациентов к плановой операции на нижних конечностях (флебэктомии, ампутации конечности) (ПК 2.1., ПК 2.2, ПК 2.4.)

7.                  Цели и общие принципы планирования ухода за пациентами с заболеванием периферических сосудов (ПК 2.2., ПК 2.4., ПК 2.5., ПК 2.6., ПК 2.7.)

8.                  Критерии оценки качества ухода (ПК 2.6.).

Развивающая:

Формирование общих компетенций:

1.       ОК 1. Развивать клиническое мышление о медико-социальной значимости сестринского ухода за пациентами с заболеваниями периферических вен и артерий.

2.       ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

3.       ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности

4.       ОК 8. Формировать стремление профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

 Воспитательная цель:

Формирование общих компетенций:

1.                  ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

2.                  ОК11. Прививать готовность брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

Меж- и внутри-предметные связи:

Изучение данной темы осуществляется на основании изученных ранее обще профессиональных дисциплин (ОП 00): «Основы латинского языка с медицинской терминологией», «Анатомия и физиология человека», «Основы патологии», «Генетика человека с основами медицинской генетикой», «Гигиена и экология человека», «Психология», «Основы микробиологии и иммунологии», «Фармакология», «Общественное здоровье и здравоохранение», «Правовое обеспечение профессиональной деятельности», «Безопасность жизнедеятельности».

А также ПМ 01. МДК 01.01.: «Здоровый человек и его окружение», МДК 01.02. «Основы профилактики», МДК 01.03. «Сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи населению».

ПМ.02. МДК 02.01. Раздел 1. «Организация сестринских работ в стационаре терапевтического профиля».

Внутри предметные связи: ПМ 02. МДК 02.01. Раздел 2.Темы 2.1. Сестринская помощь в хирургии:  №№: 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.5, 1.6, 1.7, 1.8,  2.2, 2.3, 2.4, 2.5, 3.1 – 3.7.

Обеспечение занятия:

Информационные средства:

1.                  Конспект лекций;

2.                  Блок вопросов для устного опроса студентов (приложение 1)

3.                  Стандартные планы, типовые инструкции, учебные алгоритмы, ТМУ, СОПЫ:

·     «Сестринский процесс в периоперативном периоде»;

·     «Профилактика послеоперационных осложнений»

·     ТМУ, СОПЫ:

·     «Уход за постоянным уретральным катетером (КУП)».

·     «Технология наложения эластичного бинта на конечности».

·     «Технология перевязки при повреждении кожи»

4.                  Задания для самостоятельной работы:

·     Для СВАРС – ПСЗ  - приложение 1 («закрепить»)

·     Для САРС – ПСЗ – приложение 2;

·     Блок вопросов и методическими указаниями для подготовки к дифференцированному зачету – приложение 3

5.                  Контроль качества знаний:

·     Блок вопросов для устного опроса – приложение 1;

·      Эталоны ответов на ПСЗ - вариант 2 (САРС) – приложение 3;

·     Эталоны ответов на ПСЗ – вариант 1 (ВСРС) – приложение 4;

·     ОПТК (вариант 1) «Организация сестринской помощи пациентам в процессе диагностики, лечения и реабилитации при варикозной болезни, тромбофлебите и облитерирующих заболеваниях артерий» (тесты исходного уровня и текущий контроль с эталонами ответов -  приложение 5 и 6);

·     ОПТК (вариант 2) «Организация сестринской помощи пациентам в процессе диагностики, лечения и реабилитации пациентам с деформирующим остеоартрозом» (и текущий контроль с эталонами ответов - приложение 7 и 8). 

Наглядные средства:

·                    Слайды, фотографии (варикозная болезнь, трофические язвы, гангрена). 

Материальное обеспечение:

6.                  Эластичные бинты, компрессионный трикотаж;

7.                  Наборы инструментов для перевязки послеоперационной раны;

8.                  Перевязочный материал;

9.                  Муляжи:

·     Катетер уретральный постоянный (КУП) (мужской, женский);

·     Культя конечности;

·     Послеоперационная рана. 

Литература, рекомендуемая для самоподготовки:

Основная:

1.                  Барыкина Н.В., Зырянская В.Г. Сестринское дело в хирургии – стр. 371-376, 388 - 391

2.                  Барыкина Н.В., Чернова О.В. Сестринское дело в хирургии. Практикум. 315-431.

Дополнительная:

1. А.В. Вязьмитина, А.Б. Кабарухин Сестринский уход в хирургии – стр. 478-517.

2. https://www.krasotaimedicina.ru/diseases/zabolevanija_cardiology/arteriosclerosis-obliterahttps:

3. https://phlebolog.org/zabolevaniya/67-varicose-disease-of-the-lower-extremitie

Этапы занятия и контроль их усвоения

 

Этапы занятия

Содержание каждого этапа

Время

1.

Организационная часть

Подготовить студентов к работе на занятии - преподаватель проверяет готовность группы к работе:

1.      Внешний вид студентов.

2.      Запись в журнале и отметка посещаемости занятия.

3.       Наличие дневников.

2 мин.

2.

Мотивация учебной деятельности

2.1. Объявление темы;

2.2. Обозначить значение темы, связь современностью, перспективы развития вопроса;

·      Какая роль отводиться медсестре в периоперативном процессе при заболеваниях периферических сосудов нижних конечностей – приложение 1.

 2.3. Постановка целей занятия (Смотри цели занятий).

·      Медсестра должна иметь опыт?

·       Медсестра должна уметь?

·       Медсестра должна знать?

2.4. Определить задачи занятия:

·       Решить ПСЗ - приобрести опыт по организации сестринского процесса при патологии периферических сосудов (выявление проблем, формулировка диагноза, постановка целей ухода, планирование сестринских вмешательств, определение критериев оценки качества ухода).

·       Отработать практические умения по десмургии: «Наложение повязки на культю», «Наложение эластичного бинта на нижние конечности».

·       Закрепить знания по подготовке пациентов к диагностическому обследованию периферических сосудов, к плановой операции на сосудах нижних конечностей,  по выполнению врачебных назначений и лекарствоведению, о реабилитационных мероприятиях.

·       Сформировать навыки  поиска информации для беседы с пациентом.

5 мин.

3.

 

Актуализация опорных знаний - контроль исходного уровня знаний:

 

3.1. Устный фронтальный опрос: (смотри приложение 2).

3.2. Тестовый контроль знаний по теме:

  • тесты исходного уровня (приложение 6, приложение 8 – эталоны ответов)

15 мин.

 

10 мин.

4.

Изучение нового (дополнительного) материала:

  • презентация;
  • демонстрация;
  • инструктаж.

4.1. Сообщение преподавателем нового материала:

·                    Презентация фотографий, слайдов по теме: «Омертвения: трофические язвы, гангрены», «Варикозная болезнь».

·                    Демонстрация технологии наложения повязки на культю, эластичного бинта на нижние конечности (приложения 12 и 13);

·                    Демонстрация лекарственных препаратов (спазмолитиков, венотоников, антикоагулянтов);

·                    Инструктаж по обеспечению безопасной среды пациенту – особенности предоперационной подготовки операционного поля при операциях на нижних конечностях (смотри приложение 11).

 

15 мин.

5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.

Самостоятельная работа студентов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подведение итогов по самостоятельной работе.

5.1.Решение ПСЗ: «Организация сестринской помощи пациенту в процессе диагностики, лечения и реабилитации при облитерирующем эндартериите»– смотри приложение 3 и 4.

5.2.Закрепление практических навыков:

·         Выполнение манипуляций «Технология наложения бинтовой повязки на культю» (смотри приложение 12).

5.3. Отработка практических манипуляций:

·         «Технология наложения эластичного бинта на нижнюю конечность» (смотри приложение 13).

 

6.1. Разбор и обсуждение домашнего задания – (смотри приложение 5 - эталоны ответов);

6.2. Решение тестов текущего контроля – (смотри приложение 7 и 8 -  эталоны ответов);

6.3. Демонстрация технологии выполнения практических манипуляций соответственно стандартам – алгоритмам ТМУ, СОПов:

·         «Технология наложения эластичного бинта на нижнюю конечность» (смотри приложение 13).

80мин.

(20)

 

 

(15)

 

 

(15)

 

 

 

(10)

 

 (10)

 

(10)

7.

Закрепление  изученного материала.

7.1. Разбор и обсуждение ПСЗ - САРС – приложение 3 и 4– эталоны ответов.

7.2. Презентация доклада - реферативный обзор специальной литературы по проблемам:

·         Сестринская помощь пациенту в процессе диагностики, лечения и реабилитации при остеоартрозе.

·         Правила приема нестероидных противовоспалительных препаратов.

7.3. Заполнение дневников.

15 м

 

 

15 м.

 

 

 

 

 

10 м

8.

Подведение итогов

Преподаватель подводит итоги, анализирует, дает оценку успешности, намечает перспективы на будущее.

8.1.Анализ:

·         Ответов на устные вопросы;

·          Результатов решения ПСЗ см. приложение 4 – эталоны ответов;

·          Качества выполнения практических манипуляций;

·         Результативности СВРС – рефератов.

8.2. Оценка успешности самостоятельной работы студентов в достижении цели занятия.

8.3. Нацеливание студентов на самообразование – дополнительное изучение отдельных вопросов сестринского дела в сосудистой хирургии.

10 мин.

 

 

9.

Домашнее задание

9.1.Объявление темы – дифференциальный зачет;

9.2. Презентация вопросов для домашней подготовки к дифференцированному зачету.

9.3. Объяснение технологии проведения ДЗ (смотри приложение 14)

3 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

МОТИВАЦИЯ ТЕМЫ

Сосудистая патология занимает 1 место в мире среди всех заболеваний человека. В хирургическую группу заболеваний из сосудистой патологии входят заболевания периферических сосудов: заболевание вен (варикозная болезнь, флебит и тромбофлебит) и облитерирующие заболевания артерий (эндартериит и атеросклероз).

Облитерирующим эндартериитом заболевают молодые мужчины в возрасте 25-45 лет, поражение чаще идет артерий среднего и малого калибра на нижних конечностях, которое приводит к закрытию просвета артерий и омертвению (гангрене) конечности, а значит к инвалидности

Облитерирующим атеросклерозом чаще страдают люди пожилого возраста и исход заболевания тоже гангрена конечности и инвалидизация.

 В связи с ростом заболеваемости сахарным диабетом необходимо знать, что при этом заболевании тоже бывает поражение артерий на периферии, которое также приводит к гангрене и инвалидности.

Часто провоцирующим фактором заболеваний артерий вообще является курение, а периферических сосудов в частности. Пропаганда о вреде табакокурения имеет огромное значение в профилактики сосудистой патологии. 

Варикозное расширение вен — весьма распространенное и разнообразное по своим проявлениям заболевание. Массовые обследования населения экономически развитых стран позволили выявить различные формы варикозной болезни у 15—21% людей. Среди них почти у четверти отмечены необратимые изменения, приводящие к утрате трудоспособности и инвалидности.

В возрасте до 20 лет варикозное расширение вен одинаково часто встречается и у мужчин, и у женщин. Основная причина заболевания этой категории людей — врожденная предрасположенность и дефекты развития венозной системы. После 20 лет частота возникновения варикозной болезни начинает преобладать у женщин (4:1), причем, у рожавших женщин она встречается в четыре раза чаще, чем у нерожавших. Первые проявления варикозного расширения вен примерно у 60% больных наблюдаются в возрасте до 30 лет. Полные – женщины в зрелом возрасте гораздо чаще имеют первичное варикозное расширение вен нижних конечностей.

Качество жизни у людей, страдающих ВБ, снижается. Т.к. они устают к концу рабочего дня: появляется тяжесть в ногах и усталость. В стадию декомпенсации болезни появляются трофические язвы. Пациенты с ВБ вынуждены 2 раза в год принимать лечения с целью укрепления сосудистой стенки.

Деформирующий остеоартроз — самая распространенная болезнь суставов. Деформирующий остеоартроз коленного сустава — ведущая причина инвалидизации у пожилых лю­дей в развитых странах; из-за деформирующего остеоартро­за коленного или тазобедренного суставов около 100 000 жи­телей США лишены возможности самостоятельно передви­гаться по дому.

Проблема патологии суставов в течение последних лет становится все более актуальной. Это объясняется увеличением числа таких больных, особенно трудоспособного возраста: от 8% до 12% населения страдает теми или иными формами поражений суставов, при этом чаще всего поражается коленный сустав. Число амбулаторных обращений в связи с патологией опорно-двигательного аппарата превышает 315 млн в год. [К. Брандт, Деформирующий остеоартроз].

До 55 лет частота поражения тех или иных суставов не за­висит от пола. В более старшем возрасте тазобедренный сус­тав чаще поражается у мужчин, а коленный сустав, межфа­ланговые суставы и запястно-пястный сустав большого пальца — у женщин.

Заболевания и повреждения суставов разнообразны. Могут возникнуть поражения суставов на основе травматических, инфекционно-воспалительных, дегенеративных и врожденных причин. Наиболее часто встречающееся повреждение опорно-суставной системы - травма коленного сустава. Чаще страдают лица молодого трудоспособного возраста.

Клиника остеоартроза в основном базируется на болевом синдроме, что резко снижает качество жизни. В последующем развивается деформация сустава, что приводит к инвалидности.

Поэтому медсестра ДОЛЖНА ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:

·                    О медицинской науке -  ангиохирургии и ортопедии;

·                    О группах хирургических заболеваний верхних и нижних конечностей.

·                    Организацию сестринского процесса в периоперативном периоде при гнойно-септических заболеваниях верхних и нижних конечностей.

ДОЛЖНА ПОНИМАТЬ:

·                    Актуальность проблемы заболеваний нижних и верхних конечностей на современном этапе;

·                    Медико-социальную значимость участия медицинской сестры в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах при патологии верхних и нижних конечностей.

ДОЛЖНА ЗНАТЬ:

·                    АФО верхних и нижних конечностей, периферического кровообращения;

·                    Актуальность проблемы заболеваний суставов верхних и нижних конечностей.

·                    Виды и методы диагностического обследования верхних и нижних конечностей (сосудов, костей, суставов), подготовку оборудования и пациентов;

·                    Организацию сестринского процесса в периоперативном периоде при сосудистой патологии верхних и нижних конечностей.


Приложение 2

ВОПРОСЫ ДЛЯ УСТНОГО ОПРОСА

 

1.                  Медико-социальная значимость заболеваний периферических сосудов на современном этапе.

2.                  Виды и методы дополнительной диагностики периферических сосудов.

3.                  Варикозная болезнь (ВБ). Определение, причины, осложнения, симптомы, общие принципы лечения и реабилитации.

4.                  Сестринский процесс при ВБ. Особенности сестринского обследования, проблемы пациентов с ВБ, формулировка сестринского диагноза, постановка целей ухода, планирование сестринских вмешательств и оценка качества ухода.

5.                  Флебит, тромбофлебит Определение, причины, симптомы, осложнения, общие принципы лечения и реабилитации.

6.                  Особенности сестринского ухода при флебите, тромбофлебите.

7.                  Облитерирующие заболевания артерий (ОЗА) - эндартериит, атеросклероз. Определение, причины, осложнения, симптомы, общие принципы лечения и реабилитации.

8.                  Сестринский процесс при ОЗА. Особенности сестринского обследования, проблемы пациентов с ОЗА, формулировка сестринского диагноза, постановка целей ухода, планирование сестринских вмешательств и оценка качества ухода.

9.                  Реабилитация пациентов с ВБ и ОЗА после венэктомии и ампутации конечности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ АУДИТОРНОЙ РАБОТЫ

 

Вариант 2

 

Тема № 3.8. Организация сестринского процесса при заболевании верхних и нижних конечностей

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 29

 

Организация сестринской помощи пациентам в процессе диагностики, лечения и реабилитации при заболеваниях периферических сосудов (ВБ, тромбофлебита и ОЗА)

 

Задание №1.  Изучите внимательно задание и вопросы. Ответьте на вопросы. Если возникнут трудности, можете воспользоваться любым источником и изучить информацию для ответа на трудный вопрос. Не забывайте пользоваться учебниками по психологии.

2.      Отработайте технологию перевязки послеоперационной раны.

3.      Отработайте технологию наложения повязки на культю бедра.

4.      Отработайте технологию помощи пациенту при вставании с кровати.

5.      Отработайте технологию наложения эластичного бинта на нижние конечности при варикозной болезни.

 

Проблемно-ситуационная задача

 

СТИМУЛ. Пациент, 45 лет, поступил в хирургическое отделение с диагнозом: Облитерирующий эндартериит, гангрена левой стопы.

Вчера пациенту выполнили ампутацию левой конечности на уровне средней трети бедра. Постельный режим прописан врачом на 2 суток. Повязка на культе чистая, сухая. Пациент подавлен и растерян,  не желает никого видеть.

Жалуется на боль в области культи. Переживает о том, что он инвалид, что «как ему дальше жить» и что «он никому будет не нужен».

6.      Назовите реальные проблемы пациента. Сформулируйте диагноз.

7.      Составьте общий план ухода.

8.      Составьте тезисы для беседы с пациентом – для оказания психологической помощи.

 

 

 

 


Приложение 4

 

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ на ПСЗ

(самостоятельная аудиторная работа студентов)

 

Вариант 2

 

Тема № 3.8. Организация сестринского процесса при заболевании верхних и нижних конечностей

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 29

 

Организация сестринской помощи пациентам в процессе диагностики, лечения и реабилитации при заболеваниях периферических сосудов (ВБ, тромбофлебита и

ОЗА)

 

Эталон ответов к заданию №1

 

1. Смотри учебный алгоритм из ТМУ «Перевязка послеоперационной раны»;

2. Смотри учебный алгоритм «Правила наложения бинтовых повязок» и схему в учебнике «Технология наложения повязки на культю бедра».

3. Смотри ПМ.01. МДК.01.02. Основа профилактики (биомеханика).

4. Смотри учебный алгоритм «технология наложения эластичного бинта на конечности».

5. Проблемы пациента: реальные: отсутствие левой ноги, наличие послеоперационной раны, повязки, постельный режим, психологические переживания о дальнейшей жизни с инвалидностью.  Потенциальные проблемы: послеоперационный психоз, депрессия, суицид. Передвижение с помощью приспособлений (костыли, кресло-каталка).

I. Послеоперационный дефицит самоухода 2 ст., прогрессивный, неосложненный.

Обоснование: пациент не способен частично удовлетворять все физиологические потребности вследствие ампутации конечности и постельного режима. Пациент нуждается в помощи при удовлетворении физиологических потребностей – частично-компенсирующей системе сестринского ухода.

II. Дискомфорт, вызванный раной, повязкой, гиподинамией.

III. Психический дискомфорт, вызванный переживаниями о будущей жизни в состоянии инвалидности.

IV. Дефицит знаний о реабилитации после ампутации.

 

I. Сестринская помощь пациенту на период постельного режима:

                 Измерение гемодинамических показателей (АД, пульс, ЧДД) - контроль над общим состоянием пациента;

                 Обеспечить пациента питьевой водой, едой – удовлетворение потребности пить и есть;

                 Подача судна – удовлетворение потребности выделять;

                 Измерение Т тела – контроль на потребностью поддерживать нормальную Т тела;

                 Обеспечить постельный комфорт – удовлетворение потребности спать (обеспечение нормального сна);

                 Помощь при смене положения тела в постели, при вставании с постели, обучение ходьбы с помощью костылей – удовлетворение потребности передвигаться;

                 Помощь при осуществлении гигиенических мероприятий (умыться, подмыть, уход за полостью рта и носа, уход за волосами, смена нательного и постельного белья) – удовлетворение потребности быть чистым;

                 Предупреждение пролежней, пневмонии, ТЭЛА, запоров и метеоризма – удовлетворение потребности быть в безопасности;

                 Беседа с родственниками о лечебно-охранительном режиме, о графике посещений и диете, реабилитации.

II. Решение реальных проблем пациента - помощь при типичных послеоперационных проблемах (боли, уход за повязкой, раной) – смотри стандарт «Помощь пациенту при типичных послеоперационных проблемах».

III, IV. Психологическая помощь и сообщение новых знаний (устранение дефицита знаний):

Убедить в том, чтобы он соблюдал все указания врачей и продолжал лечиться, чтобы сохранить вторую ногу.

Предложить адреса реабилитационных центров.

Убедить пациента в том, что есть люди, у которых ситуация на много хуже, чем у него.

Привести пример об инвалидах, которые живут обычной жизнью и даже лучше, чем здоровые люди.

Привести пример людей сильных духом, достигших высоких достижений в жизни, в труде, в спорте.

Предложить план обустройства своего жилья для беспрепятственного передвижения по квартире, улице и т.д.

Предложить перечень надомных работ, которыми он может зарабатывать деньги и, в свою очередь, отвлекаться от своих мыслей об инвалидности.

Обеспечить пациента информацией о своих правах и льготах инвалида или социально-правовыми документами, определяющими его права.

Предложить план обустройства его жилья средствами связи для общения с внешним миром (телефон, Интернет и т.п.).

Предложить план общения с людьми себе подобных и адреса обществ, клубов (клубы инвалидов, клубы по интересам и т.п.).

 


Приложение 5

 

ПРОВЕРЬ ДОМАШНЮЮ РАБОТУ

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ на ПСЗ

 (домашнее задание - самостоятельная внеаудиторная работа студентов – «ЗАКРЕПИТЬ»)

 Вариант 1

Тема № 3.8. Организация сестринского процесса при заболевании верхних и нижних конечностей

Эталон ответов к ПСЗ №1

1.У пациентки прослеживаются 2 синдрома:

Синдром местного воспаления тканей (конечность отечна, кожа гиперемирована, болезненна и горячая на ощупь);

Синдром интоксикации (Т = 38,1 град «С»), у пациентки выраженная слабость, недомогание.

Очень похожая клиническая картина на рожистое воспаление кожи (острое начало, наличие входных ворот – мозоль, гиперемия имеет четкие границы, выраженная интоксикация).

2.         Сестринская помощь на этапе ПДО:

Вызвать дежурного врача;

Обеспечить женщину теплым питьем;

Укутать или укрыть теплым одеялом.

По назначению врача подготовить пациентку к диагностическому обследованию.

Рожистое воспаление кожи опасно следующим:

Заболевание заразное и эритематозную форму лучше лечить в инфекционном отделении;

Оно склонно к повторению – убедить пациентку в том, что лечение необходимо закончить полным курсом и, даже, периодически повторить.

Рожа поражает лимфасистему, может вызвать лимфостаз (лимфедему) и даже привести к слоновости.

Эталон ответов к ПСЗ №2. 1.У пациента прослеживаются 2 синдрома:

Синдром местного воспаления тканей (конечность отечна, кожа гиперемирована, болезненна и горячая на ощупь);

Синдром интоксикации (Т = 38,5 град «С»), у пациента выраженная слабость, недомогание.

Очень похожая клиническая картина на тромбофлебит (острое начало, наличие травмы конечности, боль носит распирающий характер, гиперемия не имеет четкие границы, выраженная интоксикация, сопутствующее заболевание – варикозная болезнь).

2.         Острый тромбофлебит опасен тромбоэмболией легочной артерии (ТЭЛА).

3.         Сестринская помощь на этапе ПДО:

Запретить пациенту ходить до осмотра врача;

Вызвать дежурного врача;

Обеспечить пациента теплым питьем;

Укутать или укрыть теплым одеялом.

По назначению врача подготовить пациента к диагностическому обследованию.

Эталон ответов к ПСЗ №3. 1. Артроз - хроническое дегенеративное заболевание суставов, в основе которого лежит дегенерация суставного хряща с последующим изменением костных сустав­ных поверхностей, развитием краевых остеофитов, деформацией сустава, а также развитием умеренно выраженного синовита. Остеоартроз, артроз, остеоартрит, деформирующий артроз в настоящее время в X Международной классификации болезней представлены как синонимы.

1.                  Препараты, действие которых направлено на восстановление суставного хряща называются хондоропротекторы.

2.                  Мавалис – нестероидный противовоспалительный препарат (НПВС) имеет побочные действия:

А). При длительном применении может вызвать кровотечение, т.к. обладает еще дезагрегантным действием – принмать не более 10 дней.

Б). Может действовать повреждающее на слизистую желудка – ульцерогенное (язвообразующее) свойство – принимать после еды, запивая большим количеством воды. Пациентам с ЯБЖ с осторожностью.

В). НПВС обладают свойством задерживать жидкость в организме – людям с гипертонией и аритмиями с осторожностью, только после консультации с терапевтом.

Эталон ответов ПСЗ №4. 1. Пациентка готовится в плановом порядке по общепринятому стандарту – смотри ниже учебный алгоритм (ТМУ) «Технология предоперационной подготовки пациента в плановом порядке».

 

 

 

 

ТЕХНОЛОГИЯ ПРЕДОПЕРАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ

ПАЦИЕНТА В ПЛАНОВОМ ПОРЯДКЕ

Цель

Профилактика осложнений во время наркоза, послеоперационных осложнений.

Смысл

Подготовка ЖКТ, предполагаемого операционного поля к операции.

Показание

Плановая хирургическая операция.

Оснащение

Вечером:

- кружка Эсмарха – 1 шт.;

- наконечник для

клизмы – 1 шт.;

- мыло;

- мочалка;

- полотенце;

 - ножницы – 1 шт.;

- корнцанг – 1 шт.

шт.

Утром:

- безопасная бритва – 1шт.;

- стерильная салфетка –1 шт.;

- стерильный лоток – 1шт.;

- косынка или шапочка;

- бахилы – 1 пара.

 

 

Алгоритм выполнения

 

Этапы

Обоснование

1. Беседа с пациентом о краткой сущности операции, наркоза, о неприятных ощущениях, осложнениях.

2. Обучение пациента элементам самоухода.

3. Вечером, накануне операции:

- гигиенический душ или ванна;

- смена нательного и постельного белья;

- подстригание ногтей, волос (женщинам – волосы причесываются или заплетаются в косу);

- очистительная клизма;

- легкий ужин (исключить овощи, фрукты, черный хлеб, молочные продукты);

- предупредить пациента о том, что он не должен утром завтракать, не пить, не курить.

- на ночь снотворное или седативные препараты по назначению врача

4. Утром перед операцией:

- напомнить пациенту о том, что он утром не должен завтракать, пить, курить

- предоперационная подготовка предполагаемого операционного поля – удаление волос;

- удалить протез зубов, если есть таковые;

- попросить пациента опорожнить мочевой пузырь.

5. За 20-30 минут до операции выполнить премедикацию по назначению врача.

6. Пациента раздеть и транспортировать в операционное отделение, лежа на каталке в сопровождении сестры.

7. В предоперационной – надеть на пациента косынку и бахилы.

1. Психологическая подготовка пациента к операции и наркозу.

 

2. Адаптация пациента в послеоперационном периоде.

3. Профилактика послеоперационных осложнений:

- раневой инфекции;

- раневой инфекции;

- раневой инфекции;

 

- метеоризма;

- метеоризма;

 

- аспирации рвотных масс и асфиксии;

 

 

- профилактика иммунодефицита.

 

4. Профилактика послеоперационных осложнений:

- аспирации рвотных масс и асфиксии;

- раневой инфекции;

 

- асфиксии;

- гипотонии мочевого пузыря

 

5. Подготовка к наркозу.

 

6,7. Требование  Сан НиП 2010.

 

1.                  При операциях на конечностях предоперационная подготовка имеет свои особенности:

А). Накануне вечером сестра должна организовать ванночку для стоп с марганцево-кислым калием 20-30 минут;

Б). подстричь ногти;

В). Обработать ногтевые ложа пальцев ног раствором йода;

Г). При эндопротезировании тазобедренного сустава сбривают волосы не только с паховых, лобковой областях, но и в подмышечной на стороне операции.

3. При операциях на крупных костях и суставах высокий риск ТЭЛА.

Эталон ответа ПСЗ №4. 1. Вечером, накануне операции, после принятия пациентом душа, меняется постельное белье.

Утром перед поступлением пациента в палату из операционной постель поправляется, застилается клеенкой и подкладной пеленкой – на случай выделений из раны, во избежание промокания матраца. Постель необходимо согреть – для поддержания нормальной температуры тела пациента и для сохранения его энергии, защитных сил.

1.                  Помощь при пробуждении от наркоза:

·                    Уложить пациента на спину, убрать подушку;

·                    Голову повернуть набок и подставить под щеку лоток или полотенце положить – на случай рвоты;

·                    Наблюдать за дыханием, кожными покровами.

           Уход за раной:

·                    Наблюдение за повязкой;

·                    Смена повязки;

·                    Перевязка;

·                    Снятие швов.

3. Сестринский процесс пи дренаже коленного сустава (смотри ниже типовую инструкцию).


СЕСТРИНСКИЙ ДИАГНОЗ: Наличие у пациента дренажа коленного сустава для эвакуации крови

Проблемы

Цели ухода

Сестринские

Вмешательства

Периодичность

действий

Оценка

Настоящие

Потенциальные

Кратко

срочные

Долго

срочные

1.Наличие дренажа  в области коленного сустава

1.Дискомфорт физический, психологический.

 

2.Досрочный выход дренажной трубки.

 

3.Нарушение дренажной функции (перегиб, закупорка трубки)

 

4. Восходящая инфекция

 

 

 

 

 

 

Пациент не будет испытывать дискомфорт от дренажа

Трубка будет удалена по мере необходимости

1. Информирование пациента

 

 

2. Фиксация трубки.

 

 

3. Наблюдение за повязкой, дренажом.

 

 

 

4. Перевязка

 

 

 

5. Наблюдение за отделяемым по дренажу.

 

6.Удаление дренажа

1.До и после операции

 

2.Сразу после поступления в палату

 

3.Сразу после

операции.

 

 

4. 1 раз

в 2-3 дня по назначению врача.

5. 2-3 раза за смену

 

6. По назначению врача

 

См. цели ухода

 

Отметить дату перевязки

Отметить количество и качество отделяемого

 

 

Отметить дату удаления дренажа


Приложение 6

ОБЪЕКТИВНЫЙ ПРОГРАМИРОВАННЫЙ ТЕСТ-КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ (ОПТК)

Тема № 3.8. Организация сестринского процесса при заболевании верхних и нижних конечностей

 

Вариант 1

 

Тесты исходного уровня

 

  1. Сосудистая хирургия — это область медицины, которая занимается лечением заболеваний, каких, артерий и вен?

 

А. Центральных;

Б. Периферических.

 

  1. Периферические сосуды – это сосуду расположенные в области:

 

А. Туловища;

Б. Головы;

В. Конечностей.

 

  1. В какую сторону идет кровоток по артериям конечностей?

 

А. «От сердца до кончиков пальцев»?

Б. «От кончиков пальцев в сторону сердца»?

 

  1. В какую сторону идет кровоток по венам конечностей?

 

А. «Сверху в низ»?

Б. «С низу вверх»?

 

  1. Где надо пережимать поврежденную артерию конечности, чтобы остановить кровотечение?

 

А. Выше раны;

Б. Ниже раны.

 

  1. Где надо пережимать поврежденную вену конечности, выполняя гемостаз?

 

А. Выше раны;

Б. Ниже раны.

 

  1. Назовите препараты спазмолитического действия на периферические сосуды:

 

А. Никотиновая кислота и её производные?

Б. Аскорбиновая кислота и её производные?

 

  1. Назовите препараты, которые улучшают микроциркуляцию в стенках сосудов – венотоники:

 

А. Солкосерил;

Б. Троксевазин;

В. Эскузан;

Г. Венорутон;

Д. Все выше названные входят в эту группу;

 

  1. Назовите побочные действия при приеме никотиновой кислоты:

А.                            Б.                             В.                               Г.

  

  1. Когда надо принимать препараты никотиновой кислоты?

 

А. До приема пищи;

Б. Во время приема пищи;

В. После приема пищи;

Г. Не зависимо от приема пищи.

 

  1. Назовите препараты, снижающие вязкость крови?

 

А. Ацетилсалициловая кислота;

Б. Гепарин;

В. Никошпан;

Г. Витамин РР.

 

  1.  Назовите аналоги никотиновой кислоты:

 

А. Витамин РР;

Б. Витамин В3;

В. Ксантинола никотинат;

Г. Никошпан;

Д. Все вышеперечисленные.

 

  1. Имеет ли значение наследственный фактор для развития варикозной болезни?

 

А. Да;

Б. Нет.

 

  1. Назовите два основных провоцирующих фактора развития облитерирующего эндартериита?

 

А.                          Б.

 

  1. Назовите два основных условия для введения гепарина?

 

А.                       Б.

 

  1. Назовите факторы, способствующие ухудшению оттока крови по венам?

 

А. Ходьба;

Б.  Ношение компрессионного трикотажа;

В. Посещение парной, сауны;

Г. Дневной отдых с приподнятыми конечностями;

 

  1. Что способствует нарушению периферического кровообращения?

 

А. Ношение тесной обуви;

Б. Влажная, не просушенная обувь;

В. Длительное пребывание на холоде;

Г. Все, выше перечисленное.

 

  1. Тромбофлебит – это……………………………………….?

 

  1. Назовите пять признаков местного воспаления при флебите?

 

А.                  Б.                     В.               Г.                 Д.

 

  1. Самое опасное для жизни осложнение тромбофлебита  - это……………?

 

  1. Какие препараты назначают при воспалении вен?

А. Нестероидные противовоспалительные препараты;

Б. Венотоники;

В. Антикоагулянты;

Г. Врач может назначить в комплексе препараты из всех выше названных групп.

 

  1. Назовите осложнения, которые могут развиться у пациента при приеме нестероидных противовоспалительных препаратов?

А.                                  Б.                

Тесты текущего контроля

 

23. Кто болеет, в основном,  облитерирующим эндартериитом?

 

А. Мужчины молодого возраста;

Б. Женщины молодого возраста;

В. Мужчины пожилого возраста;

Г. Женщины пожилого возраста.

 

24. Кто болеет чаще облитерирующим атеросклерозом периферических сосудов?

 

А. Мужчины молодого возраста;

Б. Женщины молодого возраста;

В. Мужчины пожилого и старческого  возраста;

Г. Женщины пожилого возраста.

 

25. Кто чаще заболевает облитерирующими заболеваниями артерий?

 

А. Курящие люди;

Б. Люди, работающие на холоде;

В. Люди, работа которых связана с длительными статическими нагрузками стоя;

Г. Ношение обуви на высоких каблуках.

 

26. Назовите первые признаки варикозной болезни?

 

А. Зябкость конечностей в тепле;

Б. Тяжесть в нижних конечностях в конце рабочего дня;

В. Усталость конечностей к вечеру;

Г. Боль в икроножных мышцах при ходьбе.

 

27.Назовите первые признаки облитерирующего заболевания артерий конечностей?

 

А. Чувство онемения конечности, чаще одной – чувство «ползания мурашек»;

Б. Зябкость конечности в тепле;

В. Симптом «перемежающей хромоты»;

Г. Гангрена пальца.

 

28.        Назовите особенности предоперационной подготовки пациентов на плановую операцию венэктомию?

 

А.                                Б.                            В.

 

  1. Показано ли эластично-компресионное бинтование конечностей пациенту с облитерирующим заболеванием артерий?

 

А. Да;

Б. Нет.

 

  1. Какие пациенты имеют высокий риск тромбоэмболических осложнений в послеоперационном периоде?

 

А. После грыжесечения;

Б. После аппендэктомии;

В. Пациент после венэктомии;

Г. Пациент после эндопротезирования коленного сустава.

 

  1. Назовите типичные послеоперационные проблемы пациента после удаления большой подкожной вены?

 

А.                        Б.                            В.                              Г.

 

  1. Назовите стандарт сестринской помощи по  профилактике ТЭЛА?

 

А.                          Б.                         В.

 

  1. Длительное и бесконтрольное введения гепарина может привести к …………………..?

 

  1. Под контролем ЧЕГО назначается пациенту гепарин?

 

А. АД и пульс;

Б. Температуры тела;

В. Сахара крови;

Г. Время свертываемости крови и длительности кровотечения.

 

  1. Дайте рекомендации пациенту с облитерирующим эндартериитом:

 

А. Лечиться от табачной зависимости?

Б. Обувь должна быть свободная, сухая?

В. Избегать переохлаждения конечностей?

Г. Все выше перечисленное?

 

  1. Исключите те рекомендации пациенту с варикозной болезнью, которые будут способствовать прогрессированию болезни:

 

А. Избегать длительных статических нагрузок  стоя, сидя?

Б.  Заниматься спортом: футбол, тяжелая атлетика, теннис?

В. Заниматься плаванием, велосипедные прогулки?

Г. Контрастный душ для нижних конечностей?

Д. Принимать горячие ванны и посещать сауну?

 

  1. Назовите рентгенологические методы исследования сосудов нижних конечностей?

 

А.                               Б.                             В.

 

  1. Бинтование конечностей эластичными бинтами способствует чему?

 

А. Улучшению артериального кровообращения нижних конечностей;

Б.  Улучшению оттока крови по венам?

 

  1. Назовите положение пациента, при котором улучшается отток крови по венам?

 

А. Сидя в постели с опущенными нижними конечностями?

Б. Лежа на спине с приподнятыми нижними конечностями?

 

  1. Табакокурение – что это?

 

А. Вредная привычка?

Б.  Психическое заболевание?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 8

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ ОПТК

 

Тема № 3.8. Организация сестринского процесса при заболевании верхних и нижних конечностей

 

Вариант 1

 

Тесты исходного уровня

 

Тесты текущего контроля

 

1.Б.

2. В.

3. А.

4. Б.

5. Б.

6. Б.

7. А.

8. Д.

9. А - покраснение лица и верхней части груди;

Б - головокружение;

В - крапивная сыпь;

чувство прилива крови к голове.

1.      В.

2.      А, В.

3.       Д.

4.      А.

5.      А-курение; Б- переохлождение.

6.      а-стационарно; Б-под контролем коагулограммы.

7.      В.

8.      Г.

9.      Воспаление вены с образованием тромба внутри.

10.  Отек, боль, покраснение и жар кожи, нарушение функции конечности.

11.  ТЭЛА,

12.  Г.

13.  А - кровотечения; Б - образование язв на слизистой желудка.

 

 

14.  А.

15.  В.

16.  А, Б.

17.  Б, В.

18.  А, Б.

19.  А – ванночка для стоп с марганцово-кислым калием; Б – обработка ногтей ойдом; В – наложение эластичного бинта на здоровую конечность.

20.  Б.

21.  В, Г.

22.  А – пробуждение от наркоза; Б – боль; В – рана; Г – сухость во рту и жажда.

23.   А- наложить эластичные бинты на нижние конечности; Б – придать конечностям возвышенное положение; В - активизировать пациента на выполнение гимнастических упражнений конечностями.

24.  Кровотечение.

25.  Г.

26.  Г.

27.  Б, Д.

28.  Вазография. Флебография. Артериогафия.

29.  Б.

30.  Б.

31.  Б.

Оценка результатов

Количество  неправильных ответов

Оценка

0-4

5-8

9-12

13 и >более

5 «отлично»;

4 «хорошо»;

3 «удовлетворительно»

2 «неудовлетворительно»

 

 

 

Приложение 9

 

ОПТК

 

Тема № 3.8. Организация сестринского процесса при заболевании верхних и нижних конечностей

 

 Организация сестринской помощи  пациентам в процессе диагностики, лечения и реабилитации пациентам с деформирующим  остеоартрозом

 

Вариант 2

 

Тесты исходного уровня

 

1.        Является ли заболевание суставов актуальной проблемой на текущий момент?

 

А. Да;        Б. Нет.

 

2. Какие элементы обеспечивают стабильность суставов?

 

А. Мышцы сгибатели и разгибатели сустава;  

Б. Связки сустава;

В. Связочно-мышечный комплекс сустава.

 

 

3.Какая  мышца обеспечивает двигательную функцию коленного сустава в наибольшей степени?

 

А. 4-главая мышца;

Б. 2-главая мышца  бедра.                     

 

  1. Какие факторы способствуют поражению суставов?

 

А. Повышенный вес?

Б. Пол;

В. Возраст;

Г. Все выше названные.

 

  1. Деформирующий остеоартроз – это самая частая патология суставов?

 

А.Да;

Б. Нет.

 

  1. Деформирующий остеоартроз коленного сустава – это самая частая причина инвалидизации у пожилых людей?

 

А. Да;

Б. Нет.

 

  1. Назовите основные методы диагностики заболеваний суставов?

 

А.                         Б.                          В.                           

 

  1. От сестринского ухода зависит исход операции на суставе?

 

А. Да;

Б. Нет.

 

  1. Боль и скованность в суставе можно снять, применив процедуру?

 

А. Тепло на сустав;

Б. Прикладывание «холода» на сустав;

В. Применение и холода и тепла  может способствовать снятию болей и скованности в суставе.

 

  1. Назовите группы препаратов, которые применяют при остеоартрозе для снятия боли?

 

А. Нестероидные противовоспалительные;

Б. Хондоропротекторы;

В. Анальгетики.

 

  1. Назовите два основных осложнения при приеме нестероидных противовоспалительных препаратов?

 

А.                                                                     Б.                              

 

  1. Как правильно принимать нестероидные противовоспалительные препараты?

 

А. До еды;

Б. После еды;

В. Запивать большим количеством воды;

Г. Запивать не большим количеством воды.

 

  1. Назовите, какое осложнение имеет высокую степень угрозы при операциях на крупных суставах?

 

А. Пневмония;

Б. Пролежни;

В. ТЭЛА;

Г. Рефлекторная задержка мочеотделения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тесты текущего контроля

 

  1. Назовите основные симптомы деформирующего остеоартроза?

 

А. Ноющая глубокая боль в суставе;

Б. Скованность в суставе;

В. Деформация кости;

Г. Все вышеперечисленные.

 

  1. Что не рекомендуется пациентам при деформирующем остеоартрозе суставов делать?

 

А. Долго стоять;

Б. Сидеть на корточках;

В. Стоять на коленях;

Г. Все вышеперечисленное нельзя!

 

  1. Кинезиотерапия, способствует укреплению мышц, окружающих сустав?

 

А. Да;

Б. Нет.

 

  1. Деформирующий остеоартроз тазобедренного сустава чаще бывает у кого?

 

А. Молодых мужчин;

Б. Молодых женщин;

В. У женщин пожилого возраста;

Г. У мужчин пожилого возраста,

 

  1. У женщин чаще бывает поражение, каких, сустава?

 

А.  Тазо-бедренного;

Б. Коленного;

В. Межфаланговых;

Г. Запчсно-пястных.

 

  1. Какой процесс играет основную  роль в симптоматике и инвалидизации  при деформирующем остеоартрозе?

 

А. Атрофия мышц, окружающих сустав;

Б. Повреждение суставного хряща;

В. Воспаление суставной сумки;

Г. Ожирение.

 

  1.  К какому специалисту необходимо обратиться пациенту, первоначально, с проблемами суставов?

 

А. Терапевту;

Б. Хирургу;

В. Травматологу-ортопеду;

Г. Ревматологу.

 

  1. Назовите положительный эффект эндопротезирования?

 

А. Улучшение качества жизни;

Б. Снятие болевого синдрома;

В. Восстановление функции сустава;

Г. Все выше перечисленные.

 

  1. Какие физиопроцедуры может назначить врач  при лечении остеоартроза?

 

А. УВЧ;

Б. Электрофорез;

В. Магнитотерапия;

Г. Все выше названные.

 

  1. Кто из специалистов может назначить пациенту с остеоартрозом коленных суставов стельки-супинаторы?

 

А. Врач хирург;

Б. Врач травматолог ортопед;

В. Врач ревматолог;

Г. Врач терапевт.

 

  1. Дайте реабилитационные рекомендации пациенту после эндопротезирования?

 

А. Тренировка мышц, окружающих больной сустав;

Б. Ходьба в спокойном темпе;

В. Избегать резких продольных нагрузок на конечность (падения, прыжки);

Г. Использование вспомогательного оборудования трость, костыли, ходунки.

Д. Можно дать рекомендации все, вышеперечисленные.

 

  1. Эндопротезирование восстанавливает движение в суставе?

 

А. Да;                    Б. Нет? 


Приложение 10

 

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ – ОПТК - вариант 2

 

Организация сестринской помощи  пациентам в процессе диагностики, лечения и реабилитации пациентам с деформирующим  остеоартрозом

 

Тесты исходного уровня

 

Тесты текущего контроля

 

  1. А.
  2. В.
  3. А.
  4. Г.
  5. А.
  6. А.
  7. А- артрография; Б – артроскопия; В – МРТ.
  8. А.
  9. В.
  10. А, В.
  11.  А – кровотечения; Б – образование язв на слизистой желудка.
  12. Б, Г.
  13. В.
  1. Г.
  2. Г.
  3. А.
  4. Г.
  5. Б, В, Г.
  6. А.
  7. Г.
  8. Г.
  9. Г.
  10. Б.
  11. Д.
  12. А.

 

Оценка результатов

 

Количество  неправильных ответов

Оценка

0-3

4-5

6-7

8 и >более

5 «отлично»;

4 «хорошо»;

3 «удовлетворительно»

2 «неудовлетворительно»

 

 

 

 

 

 

 


Приложение 11

 

УЧЕБНЫЙ АЛГОРИТМ

ТЕХНОЛОГИЯ  ПОДГОТОВКИ ПРЕДПОЛАГАЕМОГО ОПЕРАЦИОННОГО ПОЛЯ

 

Цель

Профилактика раневой инфекции

Смысл

гигиеническая обработка кожи и удаление волос

Показание

Хирургическая операция

Оснащение

Вечером:

Мыло;

Мочалка;

Полотенце;

 

Утром:

Стерильный лоток– 1шт.;

Пинцет – 1 шт;

Стерильный шарик 2шт;

Стерильная салфетка –1 шт;

Безопасная бритва – 1шт. или гель для деэпиляции;

Лекопластырь

 

 

Алгоритм выполнения

Этапы

Обоснование

Плановая операция:

1. Вечером:

1.1.Организовать пациенту гигиенический душ или ванную.

 

1.2. Вечером после душа необходимо организовать:

·         ванночку для стоп с марганцевокислым калием на 20-30 минут;

·         подстричь ногти;

·         обработать ногтевые ложа 5%-10 % раствором йода.

1.3. Сменить нательное и постельное белье.

2. Утром за час до операции:

3.1.Обработать кожу кожным антисептиком

2.2. Сбрить волосы по ходу роста волос (движениями сверху в низ).

Можно удалить волосы с помощью деэпиляционного геля или крема согласно прилагаемой инструкции.

2.3. Обработать кожу после бритья кожным антисептиком.

3.4. Закрыть место предполагаемого хирургического разреза стерильной салфеткой.

2.5. Салфетку фиксировать с помощью лейкопластыря.

 

 

1.1.                         Механическая очистка (смывание) технической грязи и жиропота с кожи.

1.2. Примечание. При операции на нижних конечностях имеются особенности предоперационной подготовки предполагаемого операционного поля.

 

 

 

1.3. обеспечение чистоты постели – профилактика раневой инфекции.

 

2.1. Необходимое условие антисептики.

2.2. Согласно СанПиН 2010г. – «удаление волос с помощью деэпиляционных средств или любым другим безопасным способом».

 

2.3, 4.Требование асептики.

 

 

 

2.5. Для удержания салфетки.

 

 

Приложение 12

УЧЕБНЫЙ АЛГОРИТМ

 

ТЕХНОЛОГИЯ НАЛОЖЕНИЯ ПОВЯЗКИ НА КУЛЬТЮ БЕДРА

 

Цель

Лечение ран.

Смысл

Фиксация стерильной салфетки на послеоперационной ране.

Показание

 

Послеоперационная рана

Оснащение

 

Марлевый бинт (широкий);

Трубчато-сетчатый бинт;

 

Пластырь-повязка;

Лейкопластырь.

 

Алгоритм выполнения

 

Этапы

Обоснование

1. Надеть маску, перчатки, фартук.

 

2.  Пациент должен лечь.

 

3. Снять грязную повязку вдоль раны поместить в накопитель отходов класса В.

4. Сбросить в накопитель пинцет и взять другой.

5. Обработать швы, а затем кожу вокруг швов, кожным антисептиком.

6. Наложить стерильную салфетку на рану.

7. Выполнить фиксацию салфетки на ране:

7.1. С помощью бинта:

·         Наложите 2 закрепляющих циркулярных  тура вокруг туловища чуть выше гребней подвздошных костей;

·         Проведите бинт наискось вниз через крестец на наружную поверхность тазобедренного сустава и сделайте тур (петлю) вокруг бедра в верхней трети его;

·         Перегните бинт и перейдите на продольные возвращающиеся туры в виде стремени через вершину культи, закрепляя каждый из них круговым туром у основания культи;

·         Когда вся поверхность культи будет закрыта возвращающимися турами, закрепите их спиралевидными турами от верхушки культи к основанию.

·         От основания культи наискось через пах перейдите на туловище и закрепите циркулярными турами вокруг туловища.

1. Соблюдение требований по личной безопасности.

2. Обязательное условие выполнения манипуляции.

3. Обеспечивается безболезненное снятие повязки.

4. Для дезинфекции и очистки.

 

5,6. Соблюдение асептики.

 

 

7. Профилактика раневой инфекции.

7.1. Правила десмургии.

 

Примечание.

 

1.      Салфетку на ране можно фиксировать липким пластырем к коже, наложив параллельно полоски пластыря поверх салфетки.

2.      Можно закрыть послеоперационную рану после перевязки самоклеящейся повязкой третьего поколения – пластырь- повязкой.

3.      Перед наложением клеевых повязок необходимое условие – осушить кожу после обработки антисептиком.

 

 

Приложение 13

УЧЕБНЫЙ АЛГОРИТМ

 

ТЕХНОЛОГИЯ НАЛОЖЕНИЯ ЭЛАСТИЧНОГО БИНТА

 

Цель

Улучшить отток венозной крови

Профилактика тромбоэмболии легочной артерии

 

Смысл

Эластичное сжатие (компресса) вен конечности при котором, улучшается отток венозной крови, предупреждается образование тромбов

 

Показание

 

Варикозная болезнь

Травмы конечностей

Оперативное вмешательство на конечностях

Длительное статическое положение пациента в постели

 

Оснащение

 

Эластичный бинт

Булавка

 

Алгоритм выполнения

 

Этапы

Обоснование

       

 

1.Подбор бинта – по рекомендации врача

2.Пациент должен лечь на кушетку, с возвышенной конечностью

3.Через 20-30 минут приступить к наложению бинта, соблюдая все правила наложения бинтовых повязок

4.У основания пальцев делают закрепляющие туры

5.Все последующие туры бинта накладываются по спирали и должны закрывать предыдущие на 2/3, бинт при этом, слегка растягивают

6.В верхней трети бедра сделать 2-3 закрепляющих тура

7.Конец бинта пристегнуть на булавку

1.Бинты бывают разной плотности и длины

2,3.Обеспечить отток венозной крови

 

 

 

 

4.Смотри технологию наложения бинтовых повязок

 

 

 

 

 

Приложение 14

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ЗАЧЕТ

ПМ 02. МДК 02.01. Раздел 2. Сестринская помощь в хирургии, с основами травматологии и онкологии

Специальность 34.02.01.

 СД - 2 курс, 4 семестр, (СДв – 3 курс, 6 семестр)

Пояснительная записка

При изучении ПМ.02. МДК 02.01. Раздела 2.  «Сестринская помощь в хирургии с курсом травматологии и онкологии», по окончанию учебной практики (очная форма обучения)  предполагается дифференцированный зачет (ДЗ). Для студентов вечерней формы обучения – после завершения практических занятий.

Для ДЗ разработано 10 заданий (учитывая среднее количество студентов в учебной группе). В каждом билете по 2 задания:

· Проблемно-ситуационная задача (ПСЗ) - по организации   сестринской помощи в периоперативном процессе.

· Задание – выполнение практической манипуляции.

На ДЗ, при решении ПСЗ,  студенты должны продемонстрировать:

  • Знания, умения и навыки оказания сестринской помощи пациентам в диагностическом, лечебном и реабилитационном процессах;
  • Умения и практический опыт по организации сестринского процесса по решению проблем пациентов с хирургической патологией.
  •  А также продемонстрировать технологию выполнения практических манипуляций оказания МУ.

Учитывая, что абдоминальные пациенты составляют 43-45% от числа пациентов хирургического стационара (включая ЛОР, глазное и травматологическое отделения), на зачет вынесены темы по организации СП при заболеваниях, входящие в группу «острый живот».  Одно задание по теме «СП при заболеваниях МВС – МКБ» и 1 задание по теме  «СП при травме груди». 

В процессе выполнения практических манипуляций необходимо продемонстрировать соблюдение мер инфекционной безопасности пациента и медперсонала:

  • Соблюдение личной безопасности во время выполнения процедур;
  • Обработка ИМН после перевязок и отработанного материала;
  • Предстерилизационная подготовка ИМН к стерилизации, виды и режимы стерилизации.

Ответ по билету оценивается по пятибалльной системе.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ

к дифференцированному зачету по ПЗ

 

  1. Сестринская помощь в периоперативном процессе при грыже. Определение, причины, виды, осложнения, симптомы, ПМП при ущемлении и общие принципы лечения. Сестринская помощь в процессе диагностики, лечения и реабилитации при грыже.
  2. Сестринская помощь в периоперативном процессе при остром аппендиците. Определение, причины, виды, осложнения, симптомы. ПМП и общие принципы лечения. Сестринская помощь в процессе диагностики, лечения и реабилитации при остром аппендиците.
  3. Сестринская помощь в периоперативном процессе при остром холецистите. Определение, причины, виды, осложнения, симптомы, ПМП, общие принципы лечения. Сестринская помощь в процессе диагностики, лечения и реабилитации при остром холецистите.
  4. Сестринская помощь в периоперативном процессе при травмах живота. Определение, причины, виды, осложнения, симптомы,  ПМП, общие принципы лечения. Сестринская помощь в процессе диагностики, лечения и реабилитации при ранениях живота.
  5. Сестринская помощь в периоперативном процессе при желудочнокишечном кровотечении (ЖКК). Определение, причины, осложнения, симптомы,  ПМП, общие принципы лечения. Сестринская помощь в процессе диагностики, лечения и реабилитации при ЖКК.
  6. Сестринская помощь в периоперативном процессе при острой кишечной непроходимости (ОКН). Определение, причины, виды, осложнения, симптомы,  ПМП, общие принципы лечения. Сестринская помощь в процессе диагностики, лечения и реабилитации при ОКН.
  7. Сестринская помощь в периоперативном процессе при остром панкреатите. Определение, причины, виды, осложнения, симптомы,  ПМП, общие принципы лечения. Сестринская помощь в процессе диагностики, лечения и реабилитации при остром панкреатите.
  8. Сестринская помощь в периоперативном процессе при перфоративной ЯЖ12ПК. Определение, причины, виды, осложнения, симптомы,  ПМП, общие принципы лечения. Сестринская помощь в процессе диагностики, лечения и реабилитации при ЯБЖ12ПК.
  9. Сестринская помощь в периоперативном процессе при травмах груди – гидропневмотораксе. Определение, причины, виды, осложнения, симптомы,  ПМП, общие принципы лечения. Сестринская помощь в процессе диагностики, лечения и реабилитации.
  10. Сестринская помощь в периоперативном процессе при  МКБ, почечной колике. Определение, причины, виды, осложнения, симптомы,  ПМП, общие принципы лечения. Сестринская помощь в процессе диагностики, лечения и реабилитации при мочекаменной болезни, почечной колике.
  11. Подготовка к инструментальным и дополнительным методам обследования абдоминального пациента:
    • УЗИ;
    • ФГДС;
    • Обзорный снимок живота;
    • Холецистография;
    • Лапароскопия;
    • Обзорный снимок мочевыделительных путей;
    • Урография;
    • Цистоскопия;
    • КТ;
    • Ирригоскопия;
    • Колоноскопия;
    • Рентгенография грудной клетки;
    • Забор и доставка мочи на содержание  диастаз, крови из вены на сахар;
    • Обязательное обследование стационарного пациента на скрыто протекающие и заразные заболевания.
  12. Сестринская помощь в предоперационном процессе:

·         Психологическая подготовка пациента к обследованию, операции и наркозу;

·         Физическая подготовка пациента к каждому, из перечисленных в пункте 11, диагностическому обследованию;

·         Подготовка пациента к хирургической операции в срочном и плановом порядке;

·         Подготовка операционного поля.

  1. Сестринская помощь в послеоперационном процессе:

13.1. Сестринская помощь в решении реальных проблем пациента посредством сестринского ухода:

·         При пробуждении от наркоза;

·         При сухости слизистых оболочек и жажде;

·         При послеоперационной боли;

·         При ране и повязке;

·         При постельном режиме.

13.2.Профилактика послеоперационных осложнений:

·         Вторичного кровотечения;

·         Болевого шока;

·         Рефлекторной задержке мочеотделения;

·         Метеоризма;

·         Гипостатической пневмонии;

·         ТЭЛА;

·         Пролежней;

·         Послеоперационной грыжи;

·         Спаечной болезни брюшины.

13.3.Специализированный сестринский уход за:

·         Дренажом плевральной полости (ДПП);

·         Дренажом брюшной полости (ДБП);

·         Катетером уретральным постоянным (КУП);

·         За назогастральным зондом (НГЗ);

·         Пиелостомой;

·         Колостомой;

·         За катетером интравенозным центральным (КИВЦ)

13.4. Реабилитационные мероприятия:

·         Рекомендация по лечебной диете после лапаротомии;

·         Рекомендации по диете и режиму питания при хроническом холецистите и после холецистэктомии;

·         Рекомендации по диете и режиму питания при ЯБЖ12ПК и после операции на желудке;

·         Рекомендации по диете и режиму питания при остром и хроническом панкреатите;

·         Рекомендации по диете и режиму питания при заболевании почек;

·         Рекомендации по диете и режиму питания при запоре;

·         Рекомендации по восполнению гемоглобина при острой кровопотере;

·         Рекомендации по профилактике послеоперационной грыже.

13.5.Лекарствоведение:

·         Назвать группу препаратов гемостатического действия;

·         Назвать препараты спазмолитического действия на гладкую мускулатуру ЖКТ и МВС;

·         Назвать препараты для премедикации;

·         Правила применения и хранения наркотиков;

·         Назвать препараты, применяемые для местной анестезии.

14.       Выполнить манипуляции согласно с ТМУ:

·         Применение пузыря со льдом;

·         Облачение в стерильный халат, перчатки;

·         Наложить бинтовые повязки: чепец, Дезо, на палец;

·         Выполнить транспортную иммобилизацию при переломе трубчатых костей;

·         Определение групп крови;

·         Замена повязки;

·         Туалет швов;

·         Снятие швов;

·         Приготовление дренажей, перевязочного материала;

·         Технология введения ПСС.

·         Составить набор инструментов для плевральной пункции.

15.      В процессе выполнения практических манипуляций необходимо продемонстрировать соблюдение мер инфекционной безопасности пациента и медперсонала:

  • Соблюдение личной безопасности во время выполнения процедур;
  • Обработка ИМН после перевязок и отработанного материала;
  • Предстерилизационная подготовка ИМН к стерилизации, виды и режимы стерилизации.