Министерство здравоохранения Забайкальского края
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Читинский медицинский колледж»
Методическая разработка практического занятия
Тема: «Хронический гастрит, дуоденит. Язвенная болезнь желудка. Дискинезия желчевыводящих путей. Этиология. Патогенез. Классификация. Клиника. Диагностика. Осложнения. Дифференциальная диагностика»
ПМ01 «Диагностическая деятельность»
МДК01.01 «Пропедевтика клинических дисциплин»
Специальность 31.02. 01 Лечебное дело
Чита – 2022 год
Автор методической разработки:
преподаватель высшей категории Гвоздева Елена Аркадьевна
Рассмотрена на заседании
ЦМК «Лечебное дело»
Протокол № ____от «___» _____20__г.
Председатель ЦМК ____________Черняев И.В.
Согласована:
Методист ГПОУ «ЧМК» Носкова О.В.
Тема: «Хронический гастрит, дуоденит. Язвенная болезнь желудка. Дискинезии желчевыводящих путей. Этиология. Патогенез. Классификация. Клиника. Диагностика. Осложнения. Дифференциальная диагностика»
Тип занятия: урок закрепление знаний, выработка умений.
Форма проведения: практическое занятие.
Продолжительность изучения темы: 90 минут.
Место проведения: кабинет доклинической практики ГУЗ «КДКБ».
Методы обучения: практико-операционный, проблемный – реализуется при решении проблемно - ситуационных задач, эвристический.
Современные педагогические технологии: предметно-ориентированные технологии.
Необходимое оснащение: методическое (наглядные пособия, методическая разработка практического занятия,)
Цели занятия:
Учебная: диагностика заболеваний хронических гастритов, дуоденитов, язвенной болезни желудка, панкреатитов, дискинезии желчевыводящих путей на основании данных субъективных, объективных, лабораторных и инструментальных методов исследования; формирование ПК 1.1, ПК 1.2, 1.3, 1.7.
ПК 1.1 – Планировать обследование пациента;
ПК 1.2 - Проводить диагностическое исследование;
ПК 1.3 – Проводить диагностику острых и хронических заболеваний;
ПК 1.7 – Оформлять медицинскую документацию
Задачи:
После изучения темы занятия студент должен:
Уметь:
· Планировать обследование ребёнка;
· Проводить субъективный и объективный осмотр ребёнка;
· Применять лабораторные и инструментальные методы обследования ребёнка;
· Формулировать предварительный диагноз;
· Интерпретировать результаты лабораторных и инструментальных методов исследования;
· Оформлять медицинскую документацию (амбулаторную карту).
Знать:
· Анатомо-физиологические особенности ЖКТ у детей
· Определение заболеваний: хронический гастрит, дуоденит, язвенная болезнь желудка., дискинезии желчевыводящих путей.;
· Этиологию, патогенез, заболеваний: хронический гастрит, дуоденит, язвенная болезнь желудка., дискинезии желчевыводящих путей;
· Клиническую картину данных заболеваний, особенности течения, осложнения у больных;
· Методы клинического, лабораторного и инструментального обследования.
Развивающая:
· развитие организационно-технологических умений; уяснение задач работы, ориентировки в ситуации, выбора нужных средств, умения разработать план действий и оценить его;
· развитие умений обобщать факты и делать выводы;
· развитие речи, мышления, памяти, формирование коммуникативных навыков
· развитие клинического мышления;
· развитие умений частично-поисковой познавательной деятельности;
· формирование ОК:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность
и качество;
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития;
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, пациентами;
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной
Деятельности.
Воспитательная:
· развитие требовательности к себе и товарищам;
· формирование современного научного мировоззрения и интереса к избранной профессии;
· развитие общих человеческих ценностей: гуманности, милосердия, сострадания, уважения к жизни и здоровью человека.
· формирование ОК:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.
Внутрипредметные связи:
ПМ.00 МДК.01.01. Пропедевтика клинических дисциплин
ПМ.02 МДК.02.04. Лечение пациентов детского возраста
ПМ.04 МДК.04.01. Профилактика заболеваний и санитарно-гигиеническое образование населения
Межпредметные связи
ОП.00 Общепрофессиональные дисциплины
ОП.01. Здоровый человек и его окружение
ОП.03. Анатомия и физиология человека
ОП.04. Фармакология
ОП.07. Основы латинского языка с медицинской терминологией
ОП.08. Основы патологии
Внутримодульные связи:
Тема «Гастриты. Язвенная болезнь. Энтероколиты. Панкреатиты. Дискинезия.
Литература, рекомендуемая для самоподготовки:
1. Детские болезни + CD: учебник / Под ред. А.А. Баранова. 2-е изд., испр. и доп. –М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 1008 с.
2. Кильдиярова, Р. Р. Здоровый ребенок: медицинский контроль [Текст] / Р. Р. Кильдиярова. - Москва : Медпресс-информ, 2013. - 112 с. : ил. - Библиогр.: с. 108.
3. Запруднов, А. М. Общий уход за детьми [Текст] : учеб. пособие / А. М. Запруднов, К. И. Григорьев. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 416 с.
4. Запруднов, А. М. Педиатрия с детскими инфекциями [Текст] : учеб. / А. М. Запруднов, К. И. Григорьев. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 560 с. : ил. - Библиогр.: с. 550-551.
5. Тульчинская В.Д. Здоровье детей: учеб. пособ. /В.Д. Тульчинская.- Ростов н/Д: Феникс, 2014.- 200 с.- (Среднее медицинское образование).
6. Руководство по амбулаторно-поликлинической педиатрии /под ред. А.А. Баранова. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2015. – 608 с.
Интернет-ресурсы
1. htth:// www. medlib.ws
2. http:// еLibrary.ru
3. http:// www.medbook.net.ru
5. http://www.medicinform.
Этапы занятия и контроль их усвоения
№ |
Этапы занятия |
Содержание каждого этапа |
Примерное время |
1. |
Организационная часть. |
Подготовка студентов к работе на занятии. Отметка отсутствующих. |
1мин |
2. |
Мотивация учебной деятельности. |
Определение цели и задачи занятия, обозначение актуальности темы, проблемность вопроса на современном этапе. (Приложение 1) |
5 мин. |
3. |
Актуализация опорных знаний (контроль исходного уровня знаний). |
(Приложение 2). Фронтальный опрос Преподаватель, учитывая допущенные ошибки студентов, выстраивает индивидуальную траекторию занятия. |
20мин. |
4. |
Практическая часть Ролевая игра
|
Студенты работают группами решают проблемно-ситуационные задачи. (Приложение 3). |
30 мин |
5. |
Закрепление изученного материала |
1, Решение ситуационных задач 2.Тестовый контроль (Приложение 4,5)
|
26 мин |
6. |
Подведение итогов |
Преподаватель подводит итоги, анализирует, даёт оценку успешности, намечает перспективы на будущее. |
5мин
|
7. |
Домашнее задание |
Тема: Диагностика заболеваний верхних дыхательных путей; бронхитов и пневмоний у детей. Детские болезни учебник / Под ред. А.А. Баранова. 2-е изд., испр. и доп. –М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - 1008 с. 350-435 (Приложение 6) |
3 мин |
8. |
Виды контроля на занятии |
- контроль знаний на входе; - самоконтроль; - контроль практических навыков; - контроль знаний на выходе (тесты); |
|
|
|
Итого |
90 мин |
Содержание занятия
Организационный момент:
Преподаватель записывает в журнал тему занятия, отмечает отсутствующих, проверяет внешний вид студентов, форму (халат, шапочка, сменная обувь). Проверяет наличие дневников, санитарное состояние учебной комнаты, освещение.
Дежурные готовят необходимые пособия, докладывают об отсутствующих.
Мотивация учебной деятельности студентов:
Преподаватель помогает студентам провести мотивацию, задавая наводящие вопросы. (Приложение 1)
Цели занятия: формулируются студентами, корректируются преподавателем. В кратком виде цель занятия и задачи студенты записывают в рабочих тетрадях после темы.
Цель: диагностика заболеваний ЖКТ у детей на основании данных субъективных, объективных, лабораторных и инструментальных методов исследования; формирование ПК 1.1, ПК 1.2, 1.3, 1.7.
ПК 1.1 – Планировать обследование пациента;
ПК 1.2 - Проводить диагностическое исследование;
ПК 1.3 – Проводить диагностику острых и хронических заболеваний;
ПК 1.7 – Оформлять медицинскую документацию.
Актуализация опорных знаний: контроль исходного уровня знаний студентов проводится с помощью фронтального опроса.
Практическая часть. Самостоятельная работа студентов
Далее группа делится на 3 команды по 3 человека. В каждой команде выбирается студент на роль фельдшера, мамы и эксперта. Каждой команде выдается задание, в котором расписан диагноз. Задача фельдшера провести субъективное и объективное обследование пациента; задача больного рассказать жалобы, анамнез болезни, анамнез жизни; задача эксперта оценить правильность и полноту ответов и манипуляций больного и фельдшера по предложенному алгоритму, назначить дополнительные исследования для подтверждения диагноза. Студенты анализируют данные дополнительных методов исследования, делают заключение. Преподаватель, совместно с экспертами, оценивает работу студентов в группе.
Закрепление изученного материала
1. Решение ситуационных задач
2.Тестовый контроль
Подведение итогов занятия:
Преподаватель подводит итоги занятия, выставляет итоговые оценки, обращая внимание на ошибки, допущенные студентами при тестировании и самостоятельной работе.
Домашнее задание:
Тема: Тема: Диагностика заболеваний верхних дыхательных путей; бронхитов и пневмоний у детей
Повторить содержание лекционного материала; подготовить к защите курацию больных с пневмонией.
Приложение №1
Мотивация
К числу болезней, распространение которых за последние годы существенно увеличилось, относятся неинфекционные заболевания желудочно-кишечного тракта. Исходя из известного положения, что истоки многих хронических болезней взрослых находятся в детском возрасте, естественно предположить возможность формирования хронической патологии органов пищеварения среди детского населения. Отсюда понятно медико-социальное значение этой проблемы, заключающееся в профилактике заболеваний, ранней диагностике, лечения этой категории больных и этапах реабилитации.
Частота заболеваний девочек и мальчиков одинакова. Ведущая роль в структуре этой патологии принадлежит болезням желудка и 12-перстной кишки.
Заболевания органов пищеварения особенно распространены в возрасте 5-6 лет, 9-12 лет. Самый высокий уровень показателя отмечается в 6 лет, затем повышение заболеваемости падает на пубертатный период. В возрасте 6 лет происходит самый высокий темп увеличения роста и веса детей. Интенсификацией процессов роста, а так же перестройкой нейроэндокринной системы выделяется пубертатный период. У 37,5% детей имеются отклонения функционального характера.
Приложение №2
Вопросы для фронтального опроса
1. Дайте определение заболеваниям: хронический гастрит, дуоденит, язвенная болезнь желудка, дискинезии желчевыводящих путей.
2. Назовите этиологические факторы
3. Расскажите патогенез заболеваний хронического гастрита, дуоденита, язвенной болезни желудка, дискинезии желчевыводящих путей.
4. Перечислите основные жалобы, синдромы при заболеваниях: хронический гастрит, дуоденит, язвенная болезнь желудка, дискинезии желчевыводящих путей.
5. Что вы увидите при общем осмотре больными хроническим гастритом, дуоденитом, язвенной болезнью желудка, дискинезии желчевыводящих путей.
6. Какие дополнительные методы исследования нужно назначить при подозрении больным хроническим гастритом, дуоденитом, язвенной болезнью желудка, дискинезии желчевыводящих путей.
7. Какие изменения будут в дополнительных методах исследования
8. Назовите анатомо-физиологические особенности ЖКТ у детей
9. Назовите особенности течения данных заболеваний.
Приложение №3
1. Опишите заболевание с диагнозом «Хронический гастрит» у ребёнка 10 лет, мальчик (жалобы, анамнез заболевания, жизни, объективный статус, анализы)
2. Опишите заболевание с диагнозом «Язвенная болезнь желудка» у ребёнка 12 лет, мальчик (жалобы, анамнез заболевания, жизни, объективный статус, анализы)
3. Опишите заболевание с диагнозом «Дискинезия желчевыводящих путей» у ребёнка 12 лет, мальчик (жалобы, анамнез заболевания, жизни, объективный статус, анализы).
Приложение №4
Ситуационные ЗАДАЧИ ДЖВП.
Задача №1
Слава, 10 лет, обратились на приём с жалобами на боли в правом подреберье схваткообразного характера, иррадиирущие в правую лопатку, рвоту с примесью желчи.
Мальчик болен в течение 1.5 лет, когда появились приступообразные боли в правом подреберье, приступы снимали приёмом но-шпы.
Из анамнеза известно, что ребёнок любит жареную, острую пищу, мама часто печёт блины и жареные пирожки. В школе горячей пищи нет, в буфете покупает чипсы, кириешки и кока-колу.
У отца ребёнка желчнокаменная болезнь, желчный пузырь удалён.
Объективно: состояние удовлетворительное. Кожа чистая, несколько суховата. Язык обложен серо- жёлтым налётом. Дыхание везикулярное. Тоны сердца ритмичные. Живот при пальпации несколько напряжён в правом подреберье, положительны симптомы раздражения желчного пузыря. Стул «овечий» со склонностью к запорам.
При обследовании: общий анализ крови- без особенностей. Общий анализ мочи: с/ж, мутная, уд.вес 1020, лей-в 1-3 в п/зрения, соли ураты.
Копрограмма: коричн., слизи, крови нет. Лей-в 1-3 в п./зрения, крахмал внутриклеточный 3-4 в п/зрения, капли жира 4-6, детрит ++, микрофлора +++
УЗИ абд.: печень нормальных размеров, желчный пузырь с перегибом в области дна, перетяжка в шейке ж.п., стенки уплотнены, сразу после пробного завтрака ж.п. сократился на 80%, через 1 час сокращение на 60%.
1. Выделите основные синдромы заболевания
2. Оцените результаты лабораторного обследования,УЗИ абдоминального.
3. Поставьте диагноз
Ситуационные задачи хронические гастриты
Задача№ 2
Мальчику 10 лет. В течение 1,5 - 2 лет беспокоят периодические боли в эпигастрии и за грудиной. Боли возникают во время и после еды, с характером пищи связаны редко. Мальчик много пьет во время еды, запивая густую и жидкую пищу. Стул со склонностью к запорам.
Объективно: кожные покровы чистые, несколько бледные; язык обложен белым налетом, влажный. Дыхание везикулярное. Тоны сердца ритмичные. При пальпации живота болезненность в эпигастрии, (+) симптом Менделя.
ЭГДС: пищевод свободно проходим, в нижней трети лёгкая гиперемия, пищеводно-гастральный жом смыкается не полностью; слизистая кардиального отдела желудка гиперемирована, отёчна, пилорический отдел не изменён; 12 п.к. без особенностей.
1. Выделить основные синдромы заболевания.
2. Поставьте предварительный диагноз.
Задача№ 3
Мальчику 12 лет. В течение 2 -3 лет беспокоят периодические боли в эпигастрии и за грудиной, отрыжка воздухом и съеденной пищей, быстрая насыщаемость, снижение аппетита.
Объективно: кожные покровы чистые, бледные. Язык обложен белым налетом, отпечатки зубов на боковой поверхности, влажный. Дыхание везикулярное. Тоны сердца ясные, отмечается дыхательная аритмия. При пальпации живота болезненность в эпигастрии, левом подреберье. Склонность к диарее.
УЗИ абд.: размеры печени возрастные, паренхима и сосуды печени без особенностей. Желчный пузырь овальной формы, стенки не утолщены. поджелудочная железа, селезёнка без особенностей.
ФГДС: Пищевод свободно проходим. В желудке большое количество слизи. Слизистая гиперемирована, отёчна. В пилорическом отделе гиперплазия слизистой, выбухания по типу «манной крупы». Луковица 12перстной кишки не изменена.
1. Выделите основные синдромы заболевания
2. Поставьте предварительный диагноз.
Ситуационные задачи язвенная болезнь
Задача№ 4
Девочка 14 лет направлена в клинику на обследование и лечение. Считает себя больной в течение 2 лет, когда стали беспокоить боли в подложечной области, интенсивные, принимает вынужденное положение, часто изжога. Стул со склонностью к запорам. При рентгенологическом исследовании в поликлинике по малой кривизне обнаружена “ниша” размером 0,3 х 0,3 см. При обследовании: состояние удовлетворительное; живот при глубокой скользящей пальпации болезнен в пилородуоденальной зоне.
1.Выделите основные синдромы заболевания
2.Оцените результаты обследования
3. Поставьте предварительный диагноз
Задача№5
Девочка 10 лет, больна 1 год, жалобы на «голодные» боли в эпигастрии, появляющиеся утром натощак, через 1,5-2часа после еды, ночью, купируются приемом пищи. Беспокоят отрыжка кислым, стул регулярный, оформленный. Первое обращение к врачу неделю назад, после амбулаторной ФГДС госпитализирована.
У матери ребенка язвенная болезнь 12п. кишки, у отца-гастрит, у бабушки-язвенная болезнь 12-п. кишки. Акушерский и ранний анамнез без патологии. Учится в спец. школе 6 дней в неделю, занимается хореографией. Характер вспыльчивый.
Осмотр: рост 148см. масса 34кг. Кожа бледно-розовая, чистая. Живот мягкий, синдром Менделя положительный, при глубокой пальпации мышечный дефанс и болезненность в эпигастрии, в точке Дежардена и Мейо-Робсона. Печень не увеличена, без боли. По другим органам без патологии.
Общий анализ крови – без особенностей.
Общий анализ мочи-без особенностей.
Биохимический анализ крови: общ. белок-72г/л, АЛТ-19Ед/л., АСТ-24Ед/л., ЩФ - 138Ед/л (норма 7-140), амилаза-100 Ед/л (норма 10-120), билирубин-15мкмоль/л.
ФГДС: слизистая пищевода розовая, кардия смыкается. В желудке мутная слизь, слизистая с очаговой гиперемией, в антруме на стенках множественные разнокалиберные выбухания. Слизистая луковицы дуоденум-гиперемирована, отечна, на задней стенке язвенный дефект 0,8-0,6см, дно покрыто фибрином.
Взята биопсия: полож (++) тест на НР.
1.Выделите основные синдромы заболевания
2.Оцените результаты обследования
3.Какая основная причина заболевания
Задача №6
Мальчик 12 лет, предъявляет жалобы на боли в подложечной области, за грудиной, чувство «кома» при глотании плотной пищи.
Ребенок болен в течение 4-х лет, но в основном, беспокоили жалобы на боли в подложечной области.
Из анамнеза жизни: ребенок перенес травму ШОП (подвывих С1-С2), В раннем возрасте долго сохранялся синдром срыгивания и рвот.
Обследовано: ребенок эмоционально неустойчив. Кожа чистая, бледная, склонность к повышенному потоотделению. Язык густо обложен густым налетом.
Дыхание везикулярное. Тоны громкие, отмечается аритмия, ЧСС - 66, АД - 110/70 мл.рт.ст. Живот при пальпации мягкий, доступен глубокой пальпации, отмечается болезненность в эпигастрии. Печень, селезенка не пальпируются. Стул ежедневно, без особенностей.
ОАК: Hb – 120г/л, Л – 7,0*109/л, Н – 60, Л- 30, Мн – 0, СОЭ- 10мм/час.
ФГДС – пищевод свободно проходим, в н/з отмечается гиперемия по типу «языков пламени», линейная язва, Сфинктер смыкается не полностью.
Слизистая желудка умеренно гиперемирована, отечна.
R- скопия желудка: отмечается заброс желудочного содержимого в пищевод.
1. Выделите основные синдромы
2. Объясните механизмы возникновение данных синдромов
3. Поставьте предварительный диагноз
Ответы: Ситуационные задачи ДЖВП
Задача №1
1. Диспепсический, болевой
2. Изменения желчного пузыря, нарушения его сокращения
3. ДЖВП по гипертоническому типу
Ответы: Ситуационные задачи хронические гастриты
Задача№ 2
1. Диспепсический, болевой, интоксикация
2. Хронический гастрит
Задача№ 3
1. Диспепсический, болевой
2. Хронический гастрит
3. Хр. гастродуоденит
Ситуационные задачи язвенная болезнь
Задача№ 4
1. Диспепсический, болевой
2. Изменения рентгеноскопии желудка
3. Язвенная болезнь желудка
Задача№ 5
1. Диспепсический, болевой, нейровегетативный
2. Изменения ФГДС, + НР
3. Язвенная болезнь желудка и 12п кишки- наследственность, нарушения ВНС
Задача№ 6
1. Диспепсический, болевой
2. ГЭРБ- эзофагеальный рефлюкс
3. Язвенная болезнь желудка
Критерии оценки решения задач:
5 (отлично) – комплексная оценка предложенной ситуации; знание теоретического материала с учетом междисциплинарных связей; правильный выбор тактики действий;
4 (хорошо) – комплексная оценка предложенной ситуации, незначительные затруднения при ответе на теоретические вопросы; правильный выбор тактики действий; логическое обоснование теоретических вопросов с дополнительными комментариями педагога;
3 (удовлетворительно) – затруднения с комплексной оценкой предложенной ситуации; неполный ответ, требующий наводящих вопросов педагога; выбор тактики действий в соответствии с ситуацией, возможен при наводящих вопросах педагога;
2 (неудовлетворительно) – неверная оценка ситуации; неправильно выбранная тактика действий, приводящая к ухудшению ситуации, нарушению безопасности пациента
Приложение №4
Вариант 1. Тестовые задания
Выберите 1 или несколько правильных ответов
1. Основной микрофлорой кишечника детей грудного возраста является
1) лактобактерии
2) бифидумбактерии
3) кишечная палочка
4) энтерококки
5) стафилококки
2. Синдром раздражённого кишечника - это
1) Органическое заболевание кишечника
2) Функциональное изменение кишечника
3) Аномалия развития толстого кишечника
4) Аномалия развития тонкого кишечника
5) Кишечная инфекция
3. К СИМПТОМАМ ТРЕВОГИ «Красные флаги» относится
1) понос
2) запор
3) вздутие кишечника
4) повышение температуры тела
5) вегетативная дисфункция
4. Колитический синдром - это
1) наличие в копрограмме крови
2) «овечий» кал
3) фрагментированный кал
4) объёмный, пористый
5) «жирный» кал
5. Причиной развития синдрома раздражённого кишечника является
1) врождённая аномалия развития кишечника
2) психотравма
3) дизентерийная палочка
6. При рождении функции желудка
1) секреторная повышена, моторная повышена
2) секреторная и моторная нормальные
3) секреторная и моторная снижены
4) секреторная понижена, моторная повышена
5) секреторная повышена, моторная понижена
7. Отличительной особенностью язвенной болезни желудка является
1) ночные боли в животе
2) ночной кашель
3) запор
4) диарея
5) жажда
8. Натощак боли в эпигастрии характерны для
1) хронического панкреатита
2) хронического гастрита
3) хронического гепатита
4) острого аппендицита
5) хронического колита
9. Фактором агрессии при язвенной болезни желудка считается
1) Муцин
2) Соляная кислота
3) Хорошая васкуляризация
4) Гликопротеиды
5) Иммуноглобулин А
10. Под влиянием парасимпатического отдела вегетативной нервной системы кислотообразующая способность желудка
1) Понижается
2) Остаётся без изменений
3) Повышается
4) Нейтрализуется
5) Приходит к нулю.
11. К факторам защиты относятся
1) Соляная кислота
2) пепсин
3) панкреатические ферменты
4) лизоцим
5) желчь
12. К факторам агрессии относятся
1) соляная кислота
2) секреторный иммуноглобулин А
3) муцин
4) лизоцим
5) фетальный ренин
13. Какой тип гастрита ВСТРЕЧАЕТСЯ НАИБОЛЕЕ часто у детей и подростков
1) Аутоиммунный
2) бактериальный
3) химический
4) вирусный
5) смешанный
14. Функциональная недостаточность кардиального сфинктера проявляется в виде
1) головокружения
2) кишечной диспепсии
3) изжоги
4) гипертензии
5) полиурии
15. Наиболее информативный метод диагностики хронического гастродуоденита
1) ФГДС
2) дуоденальное зондирование
3) рН-метрия
4) копрограмма
5) бактериограмма
16.Для диагностики кислотообразующей способности желудка применяется следующий метод
1) морфологический
2) полимеразная цепная реакция (ПЦР)
3) внутрижелудочная рН метрия
4) иммуноферментный анализ крови (ИФА)
5) копрограмма
17.ПРИ НЕДОСТАТКЕ ЖЕЛЧИ В ПРОСВЕТЕ КИШЕЧНИКА
1) тормозится двигательная функция кишечника
2) ускорение двигательной функции кишечника
3) функция не меняется
4) риск развития цирроза печени
5) атрофируются ворсинки тонкого кишечника
18.ДИСКИНЕЗИЯ ЖЕЛЧЕВЫВОДЯЩИХ ПУТЕЙ - ЭТО
1) органическая патология
2) функциональное нарушение
3) врождённая аномалия развития
4) нарушение всасывания белков
5) нарушение всасывания углеводов
19.ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЖЕЛЧИ
1) растворение кислот
2) расщепление белков
3) эмульгирование жиров
4) расщепление углеводов
5) связывание холестерина
20.ДИСКИНЕЗИЯ ЖЕЛЧЕВЫВОДЯЩИХ ПУТЕЙ ЧАЩЕ РАЗВИВАЕТСЯ НА ФОНЕ
1) гипертермии
2) острой респираторной вирусной инфекции
3) дизентерии
4) вегетативной дисфункции
5) анемии
Вариант 2. Тестовые задания
Выберите 1 или несколько правильных ответов
1. Под влиянием парасимпатического отдела вегетативной нервной системы кислотообразующая способность желудка
1) Понижается
2) Остаётся без изменений
3) Повышаетс
4) Нейтрализуется
5) Приходит к нулю.
2. К факторам защиты относятся
1) соляная кислота
2) пепсин
3) панкреатические ферменты
4) лизоцим
5) желчь
3. К факторам агрессии относятся
1) соляная кислота
2) секреторный иммуноглобулин А
3) муцин
4) лизоцим
5) фетальный ренин
4. Какой тип гастрита ВСТРЕЧАЕТСЯ НАИБОЛЕЕ часто у детей и подростков
1) аутоиммунный
2) бактериальный
3) химический
4) вирусный
5) смешанный
5. Функциональная недостаточность кардиального сфинктера проявляется в виде
1) головокружения
2) кишечной диспепсии
3) изжоги
4) гипертензии
5) полиурии
6. Наиболее информативный метод диагностики хронического гастродуоденита
1) ФГДС
2) дуоденальное зондирование
3) рН-метрия
4) копрограмма
5) бактериограмма
7. Для диагностики кислотообразующей способности желудка применяется следующий метод
1) морфологический
2) полимеразная цепная реакция (ПЦР)
3) внутрижелудочная рН метрия
4) иммуноферментный анализ крови (ИФА)
5) копрограмма
8. При недостатке желчи в просвете кишечника
1) тормозится двигательная функция кишечника
2) ускорение двигательной функции кишечника
3) функция не меняется
4) риск развития цирроза печени
5) атрофируются ворсинки тонкого кишечника
9. Дискинезия желчевыводящих путей - это
1) органическая патология
2) функциональное нарушение
3) врождённая аномалия развития
4) нарушение всасывания белков
5) нарушение всасывания углеводов
10. Физиологическое значение желчи
1) растворение кислот
2) расщепление белков
3) эмульгирование жиров
4) расщепление углеводов
5) связывание холестерина
11. Дискинезия желчевыводящих путей чаще развивается на фоне
1) гипертермии
2) острой респираторной вирусной инфекции
3) дизентерии
4) вегетативной дисфункции
5) анемии
12. Основной МИКРОФЛОРОЙ КИШЕЧНИКА детей грудного возраста является
1) лактобактерии
2) бифидумбактерии
3) кишечная палочка
4) энтерококки
5) стафилококки
13. Синдром раздражённого кишечника - это
1) Органическое заболевание кишечника
2) Функциональное изменение кишечника
3) Аномалия развития толстого кишечника
4) Аномалия развития тонкого кишечника
5) Кишечная инфекция
14. К СИМПТОМАМ ТРЕВОГИ «Красные флаги» относится
1) понос
2) запор
3) вздутие кишечника
4) повышение температуры тела
5) вегетативная дисфункция
15. Колитический синдром - это
1) наличие в копрограмме крови
2) «овечий» кал
3) рагментированный кал
4) объёмный, пористый
5) «жирный» кал
16. Причиной развития синдрома раздражённого кишечника является
1) врождённая аномалия развития кишечника
2) психотравма
3) дизентерийная палочка
17. При рождении функции желудка
1) секреторная повышена, моторная повышена
2) секреторная и моторная нормальные
3) секреторная и моторная снижены
4) секреторная понижена, моторная повышена
5) секреторная повышена, моторная понижена
18. ОТЛИЧИТЕЛЬНОЙ ОСОБЕННОСТЬЮ язвенной болезни желудка является
1) ночные боли в животе
2) ночной кашель
3) запор
4) диарея
5) жажда
19. Натощак боли в эпигастрии характерны для
1) хронического панкреатита
2) хронического гастрита
3) хронического гепатита
4) острого аппендицита
5) хронического колита
20. Фактором агрессии при язвенной болезни желудка считается
1) Муцин
2) Соляная кислота
3) Хорошая васкуляризация
4) Гликопротеиды
5) Иммуноглобулин А
Варианты ответов.
1-1,2
2-2
3-4
4-2
5-2
6-4
7-1
8-2
9-2
10-3
11-4
12-1
13-2
14-3
15-1,3
16-3
17-1
18-2
19-3
20-4
Варианты ответов.
1-3
2-4
3-1
4-2
5-3
6-1,3
7-3
8-1
9-2
10-3
11-4
12-1,2
13-2
15-4
16-2
17-2
18-4
19-1
20-2
Критерии оценки:
При наличии 18-20правильных ответов……………………….…..5 бал.
При наличии 17-15……………………………………………….…4 бал.
При наличии 14-11………………………………………………….3 бал.
Менее 10 правильных ответов……………………………………..2 бал.
Оценочный лист в конце занятия
1. Фронтальный опрос
2. Ролевая игра
3. Задачи
4. Тестовый контроль
Приложение 5
Составьте конспект по теме: «АФО органов ЖКТ у детей. Особенности обследования пациентов с патологией органов ЖКТ»
Цель работы:
- обобщения, систематизации, закрепления, углубления и расширения полученных знаний по АФО органов и систем, органов ЖКТ;
- формирования умений поиска и использования информации, необходимой для эффективного выполнения задания.
Алгоритм выполнения работы:
- изучить рекомендуемую литературу:
Литература, рекомендуемая для самоподготовки:
1. Детские болезни + CD: учебник / Под ред. А.А. Баранова. 2-е изд., испр. И доп. –М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. - 1008 с.
2. Клиническая аллергология детского возраста с неотложными состояниями: руководство/под ред. И.И. Балаболкина, В.А. Булгаковой. - М.: МИА, 2011. – 264 с.
3. Кильдиярова, Р. Р. Здоровый ребенок: медицинский контроль [Текст] / Р. Р. Кильдиярова. - Москва : Медпресс-информ, 2013. - 112 с. : ил. - Библиогр.: с. 108.
4. Запруднов, А. М. Общий уход за детьми [Текст] : учеб. пособие / А. М. Запруднов, К. И. Григорьев. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2012. - 416 с.
5. Запруднов, А. М. Педиатрия с детскими инфекциями [Текст] : учеб. / А. М. Запруднов, К. И. Григорьев. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 560 с. : ил. - Библиогр.: с. 550-551.
6. Тульчинская В.Д. Здоровье детей: учеб. пособ. /В.Д. Тульчинская.- Ростов н/Д: Феникс, 2014.- 200 с.- (Среднее медицинское образование).
7. Руководство по амбулаторно-поликлинической педиатрии /под ред. А.А. Баранова. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2015. – 608 с.
Интернет-ресурсы
1. htth:// www. medlib.ws
2. http:// еLibrary.ru
3. http:// www.medbook.net.ru
5. http://www.medicinform
Рекомендации по составлению конспекта:
Конспект – сложный способ изложения содержания книги или статьи в логической последовательности. Конспект аккумулирует в себе предыдущие виды записи, позволяет всесторонне охватить содержание книги, статьи. Поэтому умение составлять план, тезисы, делать выписки и другие записи определяет и технологию составления конспекта:
· внимательно прочитайте текст, уточните в справочной литературе непонятные слова (при записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта);
· выделите главное, составьте план;
· кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;
· законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана (при конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами, записи ведите четко, ясно);
· грамотно записывайте цитаты (цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли).
В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к ёмкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.
Контроль и оценка результатов самостоятельной работы
· просмотр и проверка выполнения самостоятельной работы преподавателем.
· обсуждение результатов выполненной работы на занятии.
Критерии оценки:
«Отлично» выставляется в случае, когда объем конспекта составляет 2-3 страниц, текст написан аккуратно, полностью раскрыта тема задания. При обсуждении темы на занятии студент продемонстрировал отличное знание материала работы, приводил соответствующие доводы, давал полные развернутые ответы на вопросы и аргументировал их.
«Хорошо» выставляется в случае, когда объем конспекта составляет 1-2 страниц, текст написан аккуратно, в соответствии с требованиями, встречаются небольшие опечатки, полностью раскрыта тема задания. При обсуждении темы на занятии студент продемонстрировал отличное знание материала работы, приводил соответствующие доводы, давал неполные ответы на вопросы.
«Удовлетворительно» -в случае, когда объем конспекта составляет менее 1 страницы, текст написан неаккуратно, тема задания раскрыта не в полном объеме. При обсуждении темы на занятии студент продемонстрировал слабое знание материала работы, не смог привести соответствующие доводы и аргументировать на свои ответы.
«Неудовлетворительно» -в случае, когда объем конспекта составляет менее 1страницы, текст написан неаккуратно, много ошибок в построении предложений. При обсуждении темы на занятии студент продемонстрировал слабое знание материала работы, не смог раскрыть тему, не отвечал на вопросы.
Приложение 6
Домашнее задание:
1. Выучите материалы лекций по разделу «Диагностика заболеваний верхних дыхательных путей; бронхитов и пневмоний у детей»
2. Составьте конспект по теме: «АФО органов дыхания у детей Особенности обследования пациентов с патологией органов дыхания
Основная литература:
1. Детские болезни учебник / Под ред. А.А. Баранова. 2-е изд., испр. и доп. –М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - 1008 с. 350-435
2. Запруднов, А. М. Педиатрия с детскими инфекциями [Текст] : учеб. / А. М. Запруднов, К. И. Григорьев. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2016. - 560 с. : ил. - Библиогр.: с. 454- 556.
Дополнительная литература
1. Кильдиярова, Р. Р. Здоровый ребенок: медицинский контроль [Текст] / Р. Р. Кильдиярова. - Москва : Медпресс-информ, 2013. - 112 с. : ил. - Библиогр.: с. 108.
2. Запруднов, А. М. Общий уход за детьми [Текст] : учеб. пособие / А. М. Запруднов, К. И. Григорьев. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 416 с.
3. Запруднов, А. М. Педиатрия с детскими инфекциями [Текст] : учеб. / А. М. Запруднов, К. И. Григорьев. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 560 с. : ил. - Библиогр.: с. 550-551.
4. Руководство по амбулаторно-поликлинической педиатрии /под ред. А.А. Баранова. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2015. – 608 с.
Интернет-ресурсы
1. htth:// www. medlib.ws
2. http:// еLibrary.ru
3. http:// www.medbook.net.ru
5. http://www.medicinfo