Министерство здравоохранения Забайкальского края

 

Государственное профессиональное образовательное учреждение

 

«Читинский медицинский колледж»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

 

 практического занятия

 

по УД «Ботаника»

 

 

 

Тема: «Вегетативные органы растений, их функции и морфология»

 

Специальность: 33.02.01 «Фармация»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чита - 2020 г.

 

Методическая разработка подготовлена на основании рабочей программы по УД «Ботаника» по специальности 33.02.01 «Фармация».

 

 

 

Автор методической разработки:

 

Шокпарова Елена Сергеевна, преподаватель первой квалификационной категории, ГПОУ «Читинский медицинский колледж»

 

 

 

 

 

 

 

Рассмотрена на заседании

 

ЦМК «Лабораторное диагностика»

 

Протокол № 2 дата 09.10.2020 г.

 

Председатель ____________Носкова О.В.

 

 

 

 

 

Согласована:

 

Методист ______________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 1.4. «Вегетативные органы растений, их функции и морфология»

 

Количество часов: 4ч. (180 мин)

 

Тип занятия: урок закрепление изученного материала.

 

Форма проведения: практическое занятие.

 

Методы обучения: практико-операционный

 

Цели занятия:

 

Учебная: использование полученных знаний в описании живых растений.

 

Формирование профессиональных компетенций:

 

ПК 1.1. Организовывать прием, хранение лекарственных средств, лекарственного растительного сырья и товаров аптечного ассортимента в соответствии с требованиями нормативно-правовой базы.

 

ПК 1.6. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности.

 

ПК 2.1. Изготавливать лекарственные формы по рецептам и требованиям учреждений здравоохранения.

 

ПК 2.2. Изготавливать внутриаптечную заготовку и фасовать лекарственные средства для последующей реализации.

 

ПК 2.3. Владеть обязательными видами внутриаптечного контроля лекарственных средств.

 

Развивающая:

 

Продолжать развивать умения описывать органы растения по заданному плану.

 

Воспитательная:

 

воспитание ответственного отношения к учебе, стремления к творческой, познавательной деятельности, формирование

 

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

 

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

 

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях;

 

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

 

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

 

Уметь:   

 

У 1 составлять морфологическое описание растений по гербариям

 

Знать:

 

З 1 морфологию, анатомию растительных тканей и систематику растений;

 

З 2 латинские названия семейств изучаемых растений и их представителей;

 

З 3 охрану растительного мира и основы рационального использования растений.

 

Межпредметные связи:

 

МДК.01.01. Лекарствоведение

 

Внутрипредметные связи:

 

«Корень. Морфология. Типы корней и корневых систем»,

 

«Побег. Стебель. Морфология. Типы стеблей по поперечному сечению и положению в пространстве»,

 

«Лист. Морфология простых и сложных листьев. Изучение формы, края, типа жилкования, типа расчлененности листовой пластинки. Морфологическое описание листьев по гербарным образцам».

 

Литература:

 

1.                  Зайчикова С.Г., Баранов Е.И. Ботаника. – М.: «ГЭОТАР-Медиа», 2015.

 

 

 

Этапы занятия и контроль их усвоения

 

Этапы занятия

Содержание каждого этапа

Приложение

Примерное

время

1.

Организационная часть

Подготовить студентов к работе на занятии. Отметить присутствующих, заполнить журнал. Объявить тему.

 

5 мин.

2.

Мотивация учебной деятельности

Определить цели и задачи занятия, обозначить значение темы, связь с современностью, перспективы развития вопроса.

 

5 мин

3.

Повторение изучение материала.

План описания генеративных органов растения.        

1

20мин

4.

Закрепление  изученного материала

Описание органов растений по плану, используя папки подсказки .

раздаточный материал

1

140 мин

5.

Подведение итогов

Преподаватель подводит итоги, анализирует  и  дает оценку успешности студентов.

 

8

6.

Домашнее задание

Преподаватель сообщает студентам домашнее задание, разъясняет методику его выполнения.

2

2 мин

   

Итого

 

180

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1

 

Используя папки-подсказки, проведите морфологическое и ботаническое описание растений.

 

 План описания растения:

 

1.Название растения, жизненная форма.

 

Описание корневой системы:

 

1. Тип корневой системы (стержневая, мочковатая, смешанная, видоизменения если есть)

 

2. Цвет корня

 

3. Особенности корня

 

4. Функции корня

 

Описание стебля:

 

1.Положение стебля в пространстве (прямостоячее, вьющееся, приподнимающееся, цепляющееся).

 

2. Тип ветвления (свойственно для древесных растений)

 

3. Цвет стебля, особенности стебля.

 

4. Листорасположение.

 

5. Длина междоузлий

 

Описание листа:

 

1. Тип листа (простой или сложный, если сложный, то какой?)

 

2. Наличие черешка (черешковый, без черешковый)

 

3. Если без черешковый, то какой тип крепления к стеблю?

 

4. Тип жилкования

 

5. Край листовой пластинки.

 

6. Наличие прилистников (в виде чего?)

 

7. Цвет листа с наружной и внутренней стороны.

 

8. Метаморфоз (если есть)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №2

 

Домашнее задание:

 

1. Выучить лекционный материал.  (Тема: Цветок и соцветия. Понятие о генеративных органах).

 

2. Выучить материал практического занятия по теме: «Вегетативные органы растений, их функции и морфология».

 

3. Учебник: Зайчиков С.Г., Баранов Е.И. Ботаника. – М.: «ГЭОТАР-Медиа», 2015.

 

 ( стр 66-99)